Цели:
- уточнить артикуляцию звука К, познакомить детей с его графическим обозначением;
- обучать звуко-буквенному анализу слогов АК, ОК, ИК,УК, КА,КО,КУ,КИ, чтению этих сочетаний;
- учить определять позицию звука К в словах (начало, конец)
- активизировать подбор слов в соответствии с позицией звука К в них;
- упражнять в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, в употреблении предлога “К”;
- развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: предметные картинки, картинки “Животные и их детеныши”, схема предлога “К”, карточки для определения позиции звука К, карточки с сочетаниями букв для подбора слов, вееры с буквами, цветные кружки для обозначения звуков, счетные палочки, фишки, мяч.
Ход занятия
1. Орг. момент. Игра “Большой-маленький”. Я называю слово “рот” - а маленький будет ротик, нос - …, лоб-…, стол -…, пес-…, сад-садик, дом- …, гном - …, кот - …, голос- …, волос…, лес-….
2. Объяснение нового материала.
Какой звук вы слышали в конце всех образованных вами слов? – Звук – К.
Когда мы произносим этот звук, язык не хочет пускать воздух. Он выгнулся как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к “потолочку” (небу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, звонко стучит по “потолочку” своим “хвостом”.
Звук К – согласный, глухой, твердый или мягкий.
Твердый звук обозначается синим кружкой, а мягкий звук – зеленым.
Оба звука обозначаются буквой К. (Вывешивается картинка)
К – на клоуна похожа,
Ручка вправо, ножку тоже.
На что еще похожа эта буква?
Давайте сложим эту букву из счетных палочек. (На доске из деталей магнитного математического набора (синий, зеленый).
Буква К была одна, а потом подружилась с другими буквами, стали они гулять парами. Сначала вместе с К встала буква А. Показ на доске – АК – назовите первый звук, второй, сколько всего звуков? Прочитайте, что получилось. (Дети выкладывают слог из вееров). Затем место А заняла буква О и тд. Аналогично проводится работа с буквами И,У, затем логопед просит детей поменять буквы местами. Далее работа ведется с выкладыванием схем этих сочетаний.
Придумайте слово, которое оканчивается на ОК, АК, УК, ИК, начинается с УК, ИК.
---------ОК | ---------АК | ----------УК | ----------ИК | УК---------- | ИК--------- |
Сок Носок Песок Лесок Станок Звонок Голосок волосок |
Мак Лак рак |
Лук Жук сундук |
Садик Домик лобик |
Укроп Указка укол |
икра |
Дети поощряются фишками.
Определение места звука К в словах.
Назвать картинку и определить место звука К в этом слове.
Физкультминутка.
А) игра “Сядь, если услышишь звук К” Кот, сад, картошка, хлеб, корова, мак, резина, носок, колос, сок, луна, дрова, конь, блок, нога
Б) “Верни мяч и назови слово, обозначающее маленький предмет”
Рама-рамка, яма, лапа, липа, лопатка, нота, монета, солома, пена, осина, картина, корзина, малина, машина, солома
Составление предложений с предлогом К
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Помогает нам рассказать о том, к кому мы ходим маленькое слово К. Оно появляется тогда, когда хотят сказать к какому предмету направлено движение.
А вы к кому любите ходить в гости? Рассказывая об этом, выделяйте голосов предлог К.
Игра “Детеныши потерялись”. Прийти к маме им поможет маленькое слово К.
Возьмите картинки со стола. (Ответы детей)
Ежонок бежит к ежихе. И т.д.
Итог занятия.
- Какой предлог помог нам соединить мам и детенышей?
- С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте характеристику звука.
- Подсчет фишек.