ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Закрепить и углубить знания о природных условия и ресурсах Кавказа.
- Познакомить с природными комплексами Прикубанской равнины, Домбаем, Эльбрусом, Высокогорным Дагестаном, курортным районом Кавказских Минеральных вод.
- Продолжить обучение приемам работы с картой, учебником, схемами.
- Воспитывать эстетическое восприятие природных явлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Учащиеся должны:
- иметь представление о географии размещения природных комплексов: Прикубанской равнины, Домбая, Эльбруса, Высокогорного Дагестана, курортного района Кавказских Минеральных вод;
- находить на карте определённые объекты;
- развивать умения работать с учебными текстами, картами,
- сравнивать, отвечать на проблемные вопросы
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, презентация “Природные комплексы Северного Кавказа”, атласы, тесты.
Ход урока.
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах горящих как алмаз,
Седой незыбленный Кавказ;
И было сердцу моему
Легко , не знаю почему.
М. Ю. Лермонтов
1. Организационный момент.Слайд 1
2.Актуализация знаний.
Учитель: Кавказ в переводе с санскрита “блестящие горы”-горная страна, протянувшаяся между Чёрным и Каспийским морями более чем на 1100 километров, носит название Большого Кавказа. Территория между Главным Кавказским хребтом и гордом Ростовом-на-Дону, называемым “воротами Кавказа”- это Северный Кавказ
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. В этом вы убедитесь, совершив путешествие на уроке в разные природные комплексы Кавказа.Так каковы главные цели урока?
Учащиеся:- Познакомиться с природными комплексами Северного Кавказа.
-Получить новые знания о природных условия и ресурсах Кавказа.
Слайд 2 (цели и задачи урока)
Учитель :Вам дома надо было подготовить рассказ об одном из ПК Кавказа( по вариантам).На уроке внимательно слушаем рассказы своих одноклассников, кратко записываем в тетрадь черты природных комплексов, в конце урока- должны выполнить тест по данной теме (закрепление)
О Кавказе много писал А.С. Пушкин
Учащийся читает стихи А.С. Пушкина:
Кавказ подо мною .Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орёл с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.…Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смерено идут подо мной,
Сквозь них низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утёсов наши громады…
А.С. Пушкин “Кавказ”
Слайд 3 Памятник А.С. Пушкину в г. Кисловодске в старейшем парке “Коллонады”, основанном в 1823г.
(учитель рассказывает о крупнейшем рукотворном парке нашей страны в г. Кисловодске)
Чудесная и разнообразная природа Кавказа – источник вдохновения в творчестве исполинов отечественной культуры: Л.Н. Толстого, А.А. Алябьва, В.В. Маяковского, Ф.И. Шаляпина, М.А. Булгакова и др. И самое важное место в этом списке по праву занимает М.Ю. Лермонтов ,стихотворение:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах горящих как алмаз,
Седой незыбленный Кавказ;
И было сердцу моему
Легко , не знаю почему.
М. Ю. Лермонтов
Слайд 4 Памятник М.Ю. Лермонтову в г.Кисловодске- Лермонтовская площадка над стеной с горельефом Лермонтова- портал, напоминающий фасад стоявшей здесь когда-то Ресторации
3. Изучение нового материала.
Учитель: Совершим путешествие по Северному Кавказу .
Вопрос:
Учитель: Давайте вспомним состав Кавказа?
Ученик: Предкавказье, Большой Кавказ, Закавказье ( называет и показывает природные комплексы на физической карте России)
Учитель:
1.Отправляемся в Предкавказье – Прикубанская равнина
Слайд 5 Прикубанская равнина
(Рассказ ученика о ПК - Прикубанская равнина. Приложение 1)
Учитель:
2.Кавказские минеральные воды
Слайд 6- 8 Кавказские минеральные воды ,Кисловодск, Пятигорск
(Рассказ ученика о ПК - Кавказские минеральные воды . Приложение 2)
Учитель:
3. Следующий маршрут- в Карачаево- Черкесскую Республику
Слайд 9-10 Домбай – вечная сказка.
(Рассказ ученика о ПК- Домбай- вечная сказка. Приложение 3)
Ученик: Многие поэты писали о двуглавой горе Эльбрус ,высшей точке России- 5642м (Показывает на карте , читает стихотворение:
И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.
В.А. Жуковский
Учитель:.Эльбрус- высочайшая гора Кавказа, России, Европы.
Слайд 11-13 Путь к Эльбрус
(Рассказ учителя о ПК – Эльбрус, используя слайды 11-13)
Учитель: Дагестан- страна гор
Слайд 14 Дагестан
(Рассказ ученика о ПК- Дагестан- страна гор. Приложение 4)
4. Закрепление знаний
Тест “Природа Северного Кавказа”(обучающиеся выполняют тестовую работу. Приложение 5)
Учитель:
Познакомились с некоторыми ПТК Кавказа. Чем обусловлено такое разнообразие природных комплексов Кавказа?
Ученик: Это обусловлено: ФГП, особенностью тектонического строения, разнообразием рельефа, высотной поясностью.
5. Заключение
Учитель: За короткий урок нельзя объять необъятное (это и о Кавказе) А ведь есть ещё Архыз, Медовые водопады, Черекское ущелье, Северная Осетия
С Кавказом жаль расставаться.
Но у вас всё впереди!
Хочется закончить урок словами В. Высоцкого:
Лучше гор
Могут быть
Только горы,
На которых
Ещё не бывал.
Слайд 15 Горы , песня В. Высоцкого “Прощание с горами”
6.Домашнее задание: в контурных картах обозначить природные объекты Северного Кавказа
7.Итоги урока: оценки за работу на уроке