Имя существительное. Обобщение

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить полученные знания об имени существительном.

Задачи:

  • Обучающие: расширить и систематизировать знания об именах существительных; повторить морфологические признаки имен существительных.
  • Развивающие: развивать творческое мышление и воображение; устную и письменную речь; словарный запас; познавательный интерес; навыки работы со Smart Board .
  • Воспитательные: повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной доски; воспитывать любовь к урокам русского языка.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урокаю

1. Орг. момент ( приветствие, настрой на урок ).

У: Сегодня мы проводим необычный урок. Будем использовать интерактивную доску. При работе надо соблюдать технику безопасности.

Чистописание

- Ии Сс ИС ис

Словарная работа ( диктант ).

- Бассейн, пальто, шоссе, рояль, пианино (Взаимопроверка).

2. Сообщение темы и цели урока.

У: Слова какой части речи мы чаще всего употребляем в речи?

Д: Имена существительные.

- (Слайд 1. Проявляется тема урока нажатием на клавишу мыши.)

У: Что обозначает имя существительное?

Д: Предмет.

У: Правильно. С помощью имен существительных называем предметы, которые обозначают: (слайд 2) выполняют задание. (Передвигают слова на доске в данной последовательности).

У: Сегодня на уроке вспомним и повторим морфологические признаки имен существительных. (слайд 3) Прочитайте слова. Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

Д: Имена существительные бывают собственные и нарицательные (слайд 4).

(Слайд 5) Выполняют задания в тетради.

У: Это первый постоянный морфологический признак существительных.

У: Почему имена существительные имеют два вопроса? (кто? что?)

Д: Они бывают одушевленные и неодушевленные (слайд 6).

(Слайд 7 ) Выполняют задание в тетради (самостоятельная работа).

(Слайд 8) Проверка.

У: (слайд 9) Посмотрите на картинки и сделайте вывод.

Д: Имена существительные изменяются по родам (слайд 9). (Ответ проявляется нажатием на кнопку мыши).

(Слайд 10) Выполняют задание у доски. Двигают название слова к изображению предмета.

(Слайд 11) Ответ.

Физкультминутка.

У: Значение общего рода у существительных, оканчивающегося на - а, - я, может быть соотнесено как с лицом мужского, так и с лицом женского пола. Например: Алик- зазнайка и выскочка. Даша- зазнайка и выскочка.

Задание : отгадайте существительное общего рода. ( слайды 12,13,14 ).(Ответы проявляются нажатием на кнопку мыши. )

У: (Устный опрос. Слайд 15 . После ответа детей нажать на кнопку мыши, вопросы исчезают. Ответ на вопрос 4. Слайд 16).

Задание: (слайд 17 , 18 ) . Картинки за “шторкой”. (ученик, давший правильный ответ, выходит к доске, перемещает картинки в соответствии с фразеологизмами.

У: Все ли существительные склоняются ?

Д: Нет, есть существительные которые не склоняются (слайд 19 ) . Проявляется ответ нажатием кнопки мыши.

Задание: сформулируйте предложения, чтобы получилось толкование значений слов . ( Творческая работа ). (слайд 20 – ответы ).

У: Какие непостоянные признаки имен существительных вы знаете ?

Д: Падеж, число. ( слайд 21).

У: Под диктовку пишут в тетрадях пословицы.

  1. Одной рукой и узла не развяжешь.
  2. И лютого зверя укрощают терпением.

- Определите падеж имен существительных.

У: Как еще изменяются имена существительные ?

Д: По числам. (слайд 22 ).

У: Что общего в названиях этих предметов? (слайд 23 ,ответ проявляется нажатием кнопки мыши под картинками).

Задание: ( слайд 24 ). Творческая работа. Ответы проявляются.

3.Итог урока:

Что интересного и нового узнали на уроке ?

( слайд 25 тренажерная таблица ). Дети работают у доски маркером. Морфологические признаки отмечают на таблице символом (x).

Задание: сделать морфологический разбор имени существительного , возле которого стоит цифра 3.

Домашнее задание.

Молодцы! Спасибо за урок! (слайд 26).

Литература:

  1. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.
  2. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.