Цель: обобщить полученные знания об имени существительном.
Задачи:
- Обучающие: расширить и систематизировать знания об именах существительных; повторить морфологические признаки имен существительных.
- Развивающие: развивать творческое мышление и воображение; устную и письменную речь; словарный запас; познавательный интерес; навыки работы со Smart Board .
- Воспитательные: повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной доски; воспитывать любовь к урокам русского языка.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урокаю
1. Орг. момент ( приветствие, настрой на урок ).
У: Сегодня мы проводим необычный урок. Будем использовать интерактивную доску. При работе надо соблюдать технику безопасности.
Чистописание
- Ии Сс ИС ис
Словарная работа ( диктант ).
- Бассейн, пальто, шоссе, рояль, пианино (Взаимопроверка).
2. Сообщение темы и цели урока.
У: Слова какой части речи мы чаще всего употребляем в речи?
Д: Имена существительные.
- (Слайд 1. Проявляется тема урока нажатием на клавишу мыши.)
У: Что обозначает имя существительное?
Д: Предмет.
У: Правильно. С помощью имен существительных называем предметы, которые обозначают: (слайд 2) выполняют задание. (Передвигают слова на доске в данной последовательности).
У: Сегодня на уроке вспомним и повторим морфологические признаки имен существительных. (слайд 3) Прочитайте слова. Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
Д: Имена существительные бывают собственные и нарицательные (слайд 4).
(Слайд 5) Выполняют задания в тетради.
У: Это первый постоянный морфологический признак существительных.
У: Почему имена существительные имеют два вопроса? (кто? что?)
Д: Они бывают одушевленные и неодушевленные (слайд 6).
(Слайд 7 ) Выполняют задание в тетради (самостоятельная работа).
(Слайд 8) Проверка.
У: (слайд 9) Посмотрите на картинки и сделайте вывод.
Д: Имена существительные изменяются по родам (слайд 9). (Ответ проявляется нажатием на кнопку мыши).
(Слайд 10) Выполняют задание у доски. Двигают название слова к изображению предмета.
(Слайд 11) Ответ.
Физкультминутка.
У: Значение общего рода у существительных, оканчивающегося на - а, - я, может быть соотнесено как с лицом мужского, так и с лицом женского пола. Например: Алик- зазнайка и выскочка. Даша- зазнайка и выскочка.
Задание : отгадайте существительное общего рода. ( слайды 12,13,14 ).(Ответы проявляются нажатием на кнопку мыши. )
У: (Устный опрос. Слайд 15 . После ответа детей нажать на кнопку мыши, вопросы исчезают. Ответ на вопрос 4. Слайд 16).
Задание: (слайд 17 , 18 ) . Картинки за “шторкой”. (ученик, давший правильный ответ, выходит к доске, перемещает картинки в соответствии с фразеологизмами.
У: Все ли существительные склоняются ?
Д: Нет, есть существительные которые не склоняются (слайд 19 ) . Проявляется ответ нажатием кнопки мыши.
Задание: сформулируйте предложения, чтобы получилось толкование значений слов . ( Творческая работа ). (слайд 20 – ответы ).
У: Какие непостоянные признаки имен существительных вы знаете ?
Д: Падеж, число. ( слайд 21).
У: Под диктовку пишут в тетрадях пословицы.
- Одной рукой и узла не развяжешь.
- И лютого зверя укрощают терпением.
- Определите падеж имен существительных.
У: Как еще изменяются имена существительные ?
Д: По числам. (слайд 22 ).
У: Что общего в названиях этих предметов? (слайд 23 ,ответ проявляется нажатием кнопки мыши под картинками).
Задание: ( слайд 24 ). Творческая работа. Ответы проявляются.
3.Итог урока:
Что интересного и нового узнали на уроке ?
( слайд 25 тренажерная таблица ). Дети работают у доски маркером. Морфологические признаки отмечают на таблице символом (x).
Задание: сделать морфологический разбор имени существительного , возле которого стоит цифра 3.
Домашнее задание.
Молодцы! Спасибо за урок! (слайд 26).
Литература:
- Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку.
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.