Цели:
- Познакомить учащихся с решением составных уравнений; систематизировать знания по теме “Уравнения”; повторить решение задач, содержащих единицы времени, задачи на сравнение; закреплять вычислительные навыки.
- Развивать речь, память, логическое мышление, внимание.
- Воспитывать интерес к уроку, бережное отношение к своему здоровью, внимание на дорогах.
Оборудование: названия станций (“Вспоминайка”, “Подумайка”, “Узнавайка”, “Закрепляйка”, “Повторяйка”), Светофорчик (картинка), картинка автобуса, памятки и таблица “Алгоритм решения составных уравнений”, закладки, карточка с Х, карточка билета с уравнением.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Математика пришла,
Занимай свои места!
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе по математической стране, которая называется “Уравнение”. А сопровождать нас будет… отгадайте загадку и узнаете кто.
С тремя глазами живет,
По очереди мигает, как мигнет –
Порядок наведет. (Светофор)
На доске вывешиваются две картинки <Рисунок 1> , <Рисунок 2>.
- Ребята, а как вы думаете, почему именно светофор будет нас сопровождать?
(ответы детей)
- Что нам нужно для проезда на автобусе? (Билет)
- Билеты у всех на парте, сейчас нужно решить уравнение, чтобы отправиться в путь. (Дети работают самостоятельно)
Проверка по слайду. Х : 60 = 90 У х 70 = 490
II. Актуализация знаний.
Вспоминайка |
Отправляемся в путь и делаем первую остановку
1). Здесь мы вспомним, что уже знаем и решим цепочку примеров
25 – 18 х 5 – 7 : 7 х 30 : 6 х 5 : 4
- Что нужно знать, чтобы правильно найти результат? (порядок действий)
2). Задача.
Работа в саду заняла у детей 3 часа. Когда дети закончили работу, если они начали ее в 11 часов утра? (В 14 часов или в 2 часа дня)
3).Логическая задача.
Можно ли, имея лишь два сосуда, объем которых 3 литра и 5 литров набрать из водопроводного крана 4 литра воды?
4). - Что такое уравнение?
Показ слайдов.
Закончите правила.
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо …
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо …
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо …
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо …
- Чтобы найти неизвестный делитель, надо …
- Чтобы найти неизвестное делимое, надо …
-Эти правила нам сегодня будут помогать.
III. Постановка цели урока.
- Едем дальше, остановка
Подумайка |
- Светофор нам задает вопрос:
- Как нужно обходить автобус? (Сзади)
Задание на доске.
а + а | 5040 : в – 4 = 500 |
85 – Х > 70 | а : 40 – 18 = 85 |
125 + 75 = 200 | с > k |
159 – 104 = 155 | k + k = t |
(y – 4) х 3 = 15 | 40 + 40 + 40 |
-На какие группы можно разделить эти записи?
(выражения, уравнения, неравенства, равенства)
- Подчеркните уравнения, прочитаем их.
- Что в них необычно? (Они содержат по два действия в левой части)
-Почему вы решили, что эти записи являются уравнениями? (содержат переменную)
Попробуйте решить эти уравнения. (затруднения)
- Можно ли это уравнение решить как простое? (нет)
- Почему? (В выражении с переменной два действия, мы такие уравнения еще не решали)
-Какую же задачу мы для себя поставим на этом уроке?
(Научиться решать уравнения, в которых неизвестный компонент действия является выражением)
- Такие уравнения мы будем называть составными, а тема урока “Решение составных уравнений”.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
- Продолжаем наш путь, остановка
Узнавайка |
- У Светофорчика есть еще к вам вопрос: “Как нужно переходить дорогу?”
(Посмотреть налево, затем направо)
- Сейчас решим уравнение.
На доске.
(у – 4 ) х 3 = 15
- У кого есть идеи, как решить это уравнение? (высказывание детей)
Вопросы: (одновременно составляем алгоритм, таблица заполняется по шагам)
- Сколько действий в левом выражении?
- Какое действие последнее?
- Назовите компоненты при умножении. В каком из этих компонентов стоит переменная?
- Закроем компонент (у – 4) карточкой Х.
- Что мы видим? (простое уравнение на нахождение неизвестного множителя)
- Решим полученное уравнение:
Х х 3 = 15
Х = 15 : 3
Х = 5
Убираем карточку Х, восстанавливаем запись:
у – 4 = 15 : 3
у – 4 = 5
у = 5 + 4
у = 9
Посмотрите какой алгоритм у нас получился.
< Таблица 1 >
Алгоритм решения составных уравнений.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
Продолжаем наше путешествие и делаем остановку на станции
Закрепляйка |
-И опять Светофорчик задает нам вопрос: “Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?” ( тротуар)
1). Решим №1 (б) с комментированием по алгоритму. Памятки у каждого на парте.
2). Самостоятельная работа по вариантам.
№1 1вариант (в)
2 вариант (е)
Проверка по эталону (слайды)
VII. Повторение ранее изученного.
Последняя наша станция
Повторяйка |
Вопрос Светофорчика: “На какой сигнал светофора можно переходить улицу?”
Работа по учебнику.
1)Задача № 6, с.84.
2).Составление схемы к задаче коллективно, решение выполняют самостоятельно с самопроверкой по эталону. (слайды)
3).№ 3 коллективно.
(в + 6) х n = (9 + 6) х 7 = 15 х 7 = 70 + 35 = 105
VIII. Подведение итогов урока.
Путешествие закончилось и Светофорчик остался вами доволен.
- Что нового узнали на уроке? Какие были трудности?
- Светофорик дарит вам свои закладки на память и наказывает, чтобы вы всегда соблюдали правила дорожного движения.
IX. Домашнее задание.
№ 1 (г,д), № 8, стр. 83 – 84