"Решение составных уравнений". Урок математики в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с решением составных уравнений; систематизировать знания по теме “Уравнения”; повторить решение задач, содержащих единицы времени, задачи на сравнение; закреплять вычислительные навыки.
  2. Развивать речь, память, логическое мышление, внимание.
  3. Воспитывать интерес к уроку, бережное отношение к своему здоровью, внимание на дорогах.

Оборудование: названия станций (“Вспоминайка”, “Подумайка”, “Узнавайка”, “Закрепляйка”, “Повторяйка”), Светофорчик (картинка), картинка автобуса, памятки и таблица “Алгоритм решения составных уравнений”, закладки, карточка с Х, карточка билета с уравнением.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Математика пришла,
Занимай свои места!

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе по математической стране, которая называется “Уравнение”. А сопровождать нас будет… отгадайте загадку и узнаете кто.

С тремя глазами живет,
По очереди мигает, как мигнет –
Порядок наведет. (Светофор)

На доске вывешиваются две картинки <Рисунок 1> , <Рисунок 2>.

- Ребята, а как вы думаете, почему именно светофор будет нас сопровождать?

(ответы детей)

- Что нам нужно для проезда на автобусе? (Билет)

- Билеты у всех на парте, сейчас нужно решить уравнение, чтобы отправиться в путь. (Дети работают самостоятельно)

Проверка по слайду. Х : 60 = 90 У х 70 = 490

II. Актуализация знаний.

Вспоминайка

Отправляемся в путь и делаем первую остановку

1). Здесь мы вспомним, что уже знаем и решим цепочку примеров

25 – 18 х 5 – 7 : 7 х 30 : 6 х 5 : 4

- Что нужно знать, чтобы правильно найти результат? (порядок действий)

2). Задача.

Работа в саду заняла у детей 3 часа. Когда дети закончили работу, если они начали ее в 11 часов утра? (В 14 часов или в 2 часа дня)

3).Логическая задача.

Можно ли, имея лишь два сосуда, объем которых 3 литра и 5 литров набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

4). - Что такое уравнение?

Показ слайдов.

Закончите правила.

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо …
  • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо …
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо …
  • Чтобы найти неизвестный множитель, надо …
  • Чтобы найти неизвестный делитель, надо …
  • Чтобы найти неизвестное делимое, надо …

-Эти правила нам сегодня будут помогать.

III. Постановка цели урока.

- Едем дальше, остановка

Подумайка

- Светофор нам задает вопрос:

- Как нужно обходить автобус? (Сзади)

Задание на доске.

а + а 5040 : в – 4 = 500
85 – Х > 70 а : 40 – 18 = 85
125 + 75 = 200 с > k
159 – 104 = 155 k + k = t
(y – 4) х 3 = 15 40 + 40 + 40

-На какие группы можно разделить эти записи?

(выражения, уравнения, неравенства, равенства)

- Подчеркните уравнения, прочитаем их.

- Что в них необычно? (Они содержат по два действия в левой части)

-Почему вы решили, что эти записи являются уравнениями? (содержат переменную)

Попробуйте решить эти уравнения. (затруднения)

- Можно ли это уравнение решить как простое? (нет)

- Почему? (В выражении с переменной два действия, мы такие уравнения еще не решали)

-Какую же задачу мы для себя поставим на этом уроке?

(Научиться решать уравнения, в которых неизвестный компонент действия является выражением)

- Такие уравнения мы будем называть составными, а тема урока “Решение составных уравнений”.

IV. “Открытие” детьми нового знания.

- Продолжаем наш путь, остановка

Узнавайка

- У Светофорчика есть еще к вам вопрос: “Как нужно переходить дорогу?”

(Посмотреть налево, затем направо)

- Сейчас решим уравнение.

На доске.

(у – 4 ) х 3 = 15

- У кого есть идеи, как решить это уравнение? (высказывание детей)

Вопросы: (одновременно составляем алгоритм, таблица заполняется по шагам)

- Сколько действий в левом выражении?

- Какое действие последнее?

- Назовите компоненты при умножении. В каком из этих компонентов стоит переменная?

- Закроем компонент (у – 4) карточкой Х.

- Что мы видим? (простое уравнение на нахождение неизвестного множителя)

- Решим полученное уравнение:

Х х 3 = 15

Х = 15 : 3

Х = 5

Убираем карточку Х, восстанавливаем запись:

у – 4 = 15 : 3

у – 4 = 5

у = 5 + 4

у = 9

Посмотрите какой алгоритм у нас получился.

< Таблица 1 >

Алгоритм решения составных уравнений.

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

Продолжаем наше путешествие и делаем остановку на станции

Закрепляйка

-И опять Светофорчик задает нам вопрос: “Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?” ( тротуар)

1). Решим №1 (б) с комментированием по алгоритму. Памятки у каждого на парте.

2). Самостоятельная работа по вариантам.

№1 1вариант (в)

2 вариант (е)

Проверка по эталону (слайды)

VII. Повторение ранее изученного.

Последняя наша станция

Повторяйка

Вопрос Светофорчика: “На какой сигнал светофора можно переходить улицу?”

Работа по учебнику.

1)Задача № 6, с.84.

2).Составление схемы к задаче коллективно, решение выполняют самостоятельно с самопроверкой по эталону. (слайды)

3).№ 3 коллективно.

(в + 6) х n = (9 + 6) х 7 = 15 х 7 = 70 + 35 = 105

VIII. Подведение итогов урока.

Путешествие закончилось и Светофорчик остался вами доволен.

- Что нового узнали на уроке? Какие были трудности?

- Светофорик дарит вам свои закладки на память и наказывает, чтобы вы всегда соблюдали правила дорожного движения.

IX. Домашнее задание.

№ 1 (г,д), № 8, стр. 83 – 84

Приложение