Постановка проблемы: В 2009 г.-10 уч.г. в Кольском образовательном пространстве Мурманской области состоит на учете в КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав) 95 обучающихся, из них - 84 составляют “ группу риска”. В основном, это дети из многодетных, неполных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По данным психологической диагностики 95% указанных детей постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, повышенной тревожности, низкого уровня самооценки, подвержены вовлечению к употреблению ПАВ. Семейное неблагополучие, отсутствие “теплоты” , заботы , доброжелательного контроля со стороны родителей, неспособность родителей и опекунов справиться с проблемами подросткового возраста часто способствуют совершению детьми “группы риска” правонарушений и асоциальных поступков. Рост правонарушений особенно отмечается в выходные и каникулярные дни, когда дети часто предоставлены сами себе.
Приоритетное направление проекта.
Организацией содержательной образовательной и досуговой деятельности психологической направленности в выходные и каникулярные дни в течение учебного года способствовать социальной реабилитации детей , находящихся “в конфликте с законом” и трудной жизненной ситуации.
Цели проекта Оказание реальной психолого- педагогической, медико- социальной помощи и поддержки детям и неблагополучным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективного механизма ( технологичной модели) организации досуговой внеклассной деятельности с детьми “ группы риска”.
Задачи проекта.
- профилактика проблем подросткового возраста, коррекция социально нежелательных форм поведения; формирование ценностного отношения к себе и собственной жизненной позиции;
- укрепление физического и психического здоровья детей и родителей, внедрение в практику культуры здорового образа жизни;
- коррекция “ семейного неблагополучия”, индивидуальная работа с “ трудными родителями”;
- развитие профессиональных компетенций у специалистов, занимающихся проблемами детей “ группы риска”.
Миссия проекта.
Можно накормить, одеть, пролечить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, но гораздо важнее шаг за шагом – лечить их души…
Краткое описание проекта:
Суть проекта заключается в организации и проведении в течение 6- ти месяцев( ноябрь 20..г. – апрель 20..г. вкл) для целевой группы детей ( и семей), находящихся в трудной жизненной ситуации выездного лагеря “выходного дня”. (Сроки могут быть любые…)
Планируется регулярный двухдневный выезд детей, педагогов и специалистов 1 раз в месяц ( на субботу и воскресенье, заезд в пятницу вечером) на турбазу “Лесная” Кольского района. Всего планируется 6 выездов, два выезда (из них) вместе с родителями.
Главное в деятельности лагеря - интенсивная индивидуальная профилактическая, коррекционная помощь детям “группы риска”, а также их родителям (исходя из конкретных проблем каждого подростка по результатам предварительной диагностики). Кроме этого - обязательное участие каждого в коллективных творческих делах “от рассвета до заката”…
Приоритетной целью является создание социально- безопасного благоприятного пространства для включения детей в развивающую жизнедеятельность , удовлетворения потребностей подростков в общении, осознания своего места в социуме.
Каждая из 6 встреч в лагере “Разноцветный год” тщательно тематически планируется, пошагово (по часам), с главным коллективным делом, который также сопровождается подробным сценарием.
В распорядке дня лагеря : тренинги, ролевые игры, встречи с интересными людьми, дискуссии; обязательные ежедневные прогулки на природе, встречи у костра, конкурсы, игры, тематические дискотеки и др. Каждая встреча завершается поездкой и посещением бассейна спорткомплекса “Энергетик” ( п. Мурмаши)
К услугам участников проекта турбаза предлагает : 4- х разовое питание и проживание в комфортабельных номерах (двух, трех, четырехместных ) в лесной зоне на живописном берегу реки Туломы. Турбаза располагает конференц- залом, просторным холлом, кафе, биллиардной, финской сауной, детской игровой площадкой, специально оборудованными местами отдыха. Оснащена музыкальным оборудованием (для организации дискотек) и мультимедийной техникой. На территории турбазы функционирует часовня.
Контроль за жизнью несовершеннолетних подростков лагеря берут на себя специалисты отдела образования администрации МО Кольский район (назначенные приказом начальника отдела образования ответственные лица) и сотрудники психолого- педагогического Центра.
Предполагается постоянное освещение мероприятий лагеря в СМИ
Краткое описание мероприятий.
1 –я встреча. (ноябрь 20…г.) – вместе с родителями
Тренинг знакомств ( для подростков ) : “Мы разные , мы – равные”
Задачи:
- помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;.
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, коррекция тревожности,формирование доверия;
- обсуждение проблем осознания своего личного места в социуме;
- развитие положительной мотивации к школьному обучению .
( Продолжительность тренинга – два дня по 3-4 часа .Отв. за разработку и проведение : педагог- психолог Центра )
Вечером в субботу- тематическая дискотека .
Для родителей: общественная дискуссия “ Семья вместе – душа на месте” в рамках международного Дня матери. ( Разработчик программы: педагог –психолог Центра, участники: юрист социальной службы, председатели родительских клубов священнослужитель).
Задачи:
- повышение социального статуса семьи ;
- профилактика фактов жестокого обращения с детьми;
- птимизация и гармонизация детско- родительских отношений;
( За рамками дискуссии - индивидуальное психологическое, юридическое консультирование “трудных” родителей, беседы со священнослужителем)
Продолжительность : два дня по 3 часа.
В остальное время: организованный отдых , тематическое чаепитие (совместно с детьми). Общее родительское собрание ( с тренинговыми ситуациями)
Демонстрация и обсуждение фильма “ Хеппи энда не будет…”
2– я встреча (декабрь 20…г.)
Игровая- тренинговая- профилактическая программа
“ Глаза в глаза” в рамках широкомасштабной акции декады “SOS”
(авторский тренинг Лашиной Ольги Леонидовны п. Кизема, Архангельской области, представлен для практического использования на пятом Всероссийском форуме психологов, г.Сочи, июнь 2009г).
Задачи:
- снижение риска приобщения к ПАВ (психоактивные вещества);
- получение системных знаний о механизмах действия и реальных опасностях ПАВ на подростковый организм;
- работа с мифами, иллюзиями безопасности и угрозами наркомании в молодежной среде.
В рамках программы планируется выезд специальной лабаратории – автобуса “ Доверие” ( Мурманского областного Центра “СПИД”) для бесплатного забора крови на обследование заболеваниями гепатитами и СПИД.
Продолжительность программы: в течение двух полных дней, с участием активистов волонтерского движения образовательных учреждений Кольского района. Отв. за разработку сценария и проведение педагог- психолог Центра.
Вечером в субботу – тематическая дискотека “ Остров безопасности”.
3–я встреча (январь 20..г, во время каникул.)
Игро- дром, праздничная встреча
“ Веселая мозаика” в рамках новогодних праздников
Задачи:
- повышение социальной активности подростков, не только зрительской, а деятельностной, сопровождающейся чувством коллективного авторства;
- развитие дружеских отношений в социуме, переживание совместных радостных эмоций;
- воспитание гуманного, бережного отношения друг к другу.
Продолжительность: два дня, в программе розыгрыши, конкурсы, фокусы, импровизированные спектакли, КВН, шоу мыльных пузырей и др. ( большая часть мероприятий на свежем воздухе)
Отв. за разработку сценария – психологи Центра с привлечением специалистов районного Центра культуры и районного Дома детского творчества .
Вечером в субботу - тематическая дискотека.
Предусмотреть призовой фонд: сувениры, сладости, канцтовары, фото “на память…”
4- я встреча (февраль 20..г.)
Игро- кросс :
“ О Спорт, ты жизнь!”
Задачи:
- укрепление физического здоровья;
- развитие интереса к массовым видам спорта;
- реализация потребностей детей в игровом общении в условиях спортивных соревнований.
Организация спортивного праздника и соревнований: ( суббота) с приглашением подростков- победителей в различных видах спорта ОУ Кольского района.
Отв. за разработку сценария – преподаватели ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), лучшие учителя физической культуры ОУ.
Предусмотреть награды победителям спортивных игр и соревнований .
Вечером : праздник песни- караоки.
Воскресенье: ролевая спортивная игра “Зарница”
Задачи:
- формирование гражданских и патриотических чувств к своей малой родине;
- развитие физических и психических качеств: выносливости, ловкости, ориентировки на местности, умения быстрого принятия решения в нестандартной ситуации;
- развитие навыков общения и коллективных форм деятельности;
- формирование толерантности;
Продолжительность программы: в течение дня с приглашением военнослужащих в/ ч “Весна”, казаков казачьей дружины п. Тулома, медицинского работника.
Ответственный за разработку и проведения сценария : педагог- психолог Центра.
5-я встреча (март 20…г. ) деловая ролевая игра совместно с родителями:
“ С законом на “ВЫ”
Задачи:
- воспитание уважения к правам , обязанностям, Законам и свободам граждан;
- повышение социальной ответственности родителей и подростков за исполнение законодательства ;
- развитие заинтересованности в законотворческих инициативах;
- формирование компетентности в сфере гражданской деятельности;
- обучение практическим действиям в кризисных ситуациях;
- обсуждение ситуации с подростковой преступностью и правонарушениями в Кольском районе ; выработка мер противостояния криминогенным течениям в подростковой среде.
Продолжительность : два дня , с приглашением инспекторов ОДН, сотрудников КДНиЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав) . Ответственные за разработку и проведение сценария : педагог- психолог Центра.
Вечером в субботу : конкурс проектов “Моя законотворческая инициатива”
6-я встреча (апрель 20..г.)
-тренинг профессионального самоопределения в рамках профориентацинной деятельности с детьми “группы риска” в виде психологической мастерской: “ Парад профессий” с организацией профориентационной ролевой игры “ У-летный выбор” ( из опыта работы психологической службы Мурмашинской СОШ № 3 – педагог- психолог Давиденко Н.Ю.)
Задачи:
- обозначить проблемы самоопределения в подростковой среде, соотнести их с индивидуальными трудностями , запросами и склонностями детей группы;
- познакомить с возможностями самостоятельного исследования особенностей различных профессий ; познакомить с особенностями современного рынка труда в Мурманской области (учебные заведения и предприятия);
- развитие самооценки и уровня притязаний, отработка технологии принятия решений.
Продолжительность : один день , отв. за разработку сценария : педагог- психолог Центра.
Вечером : в субботу и воскресенье – весь день:
игровая прощальная программа
“Ералаш - до свидания…” с тренингом развития рефлексии средствами психологической работы.
Задачи:
- осознание несовпадения “Я – идеального” и “ Я- реального”, подведение общих и личных итогов жизнедеятельности лагеря;
- “взращивание” процессов рефлексии у подростков группы риска;
- понятие о Я- концепции и собственной самооценке;
- создание условий для потребности в планировании своего “Я”, своего будущего.
Продолжительность программы: вечер и день с игротекой , прощальным костром в лесу, письмами самому себе…
Ответственные за разработку сценария : педагоги- психологи Центра.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта.
- снижение числа правонарушений и асоциальных поступков в выходные и каникулярные дни среди подростков “группы риска” на 50% ;
- снижение риска приобщения детей к ПАВ;
- улучшение физического и психического здоровья детей, социализация детей в обществе;
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, тревожности, повышение уровня
- самооценки подростков;
- снижение уровня семейного неблагополучия;
- выработка индивидуальных маршрутов психолого- педагогического сопровождения группы на 2011г.;
- создание эффективной технологичной модели организации досуговой и образовательной деятельности детей “группы риска”;
- отработка методических ресурсов единой стратегии профилактической работы с детьми “ группы риска” в образовательном пространстве Кольского района.
Круг субъектов, которые могут воспользоваться результатами проекта.
- 15 подростков и 15 их семей Кольского района ( по списку КДН и ЗП);
- 50 учреждений образования Кольского образовательного пространства – специалисты: психологи, педагоги, воспитатели, социальные педагоги и др. ( в части распространения технологии работы с “трудными” подростками , а также внедрения в практику своей деятельности сценариев мероприятий, презентаций, организацией встреч с интересными людьми, тренингов, праздников , игр, конкурсов и др.);
- надзорные органы – специалисты КДН и ЗП, ОДН, члены районной межведомственной антинаркотической комиссии, психологические центры, дворовые клубыи др.
- родительская общественность ( родительские комитеты, семейные клубы, попечительские советы и др.)
Опыт Заявителя по реализации проектов….
В Кольском районе имеется успешный, положительный опыт организации Центром психолого- педагогической помощи волонтерских слетов учащихся школ района на турбазе “Лесная” . Опыт освещен на страницах районной газеты “Кольское слово” в 2007-08 уч.г. (имеется подбор фотографий в виде презентации, видеозаписи мероприятий)
Показатели измерения результатов, достижения целей и задач проекта.
- Количественная оценка : отчеты, четкая статистика по каждой встрече, результаты общего мониторинга проекта;
- Качественная оценка : отзывы ребят, интервью ( размещаемые в прессе, по телевидению, на сайте), результаты опросов, анкет и др.; результаты диагностики (предварительной, текущей, итоговой) ; дневники педагогов, опрос независимых участников проекта.
Кадровое обеспечение проекта.
Педагоги- психологи высшей и первой квалификационных категорий Центра психолого- педагогической помощи и психологического сообщества Кольского района ; педагоги образовательных учреждений, социальные работники, широкий круг привлекаемых специалистов ( по согласованию).
Дальнейшее развитие программы.
Программа проекта :
- может быть продолжена в рамках группового и индивидуального сопровождения обучения и воспитания детей “группы риска” и их родителей ;
- может использоваться в массовых и досуговых мероприятиях образовательных учреждений района , центрах культуры, дворовых клубах, клубах по месту жительства