Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу “Эта удивительная природа”;
- Проверить знания , умения и навыки учащихся;
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
Методы урока: исследовательский, продуктивный
Тип урока: повторение, обобщение
Форма : урок- игра
Класс разделен на две команды: “Крестики” и “Нолики”.
Команды получили домашнее задание: составить ребусы или кроссворд на темы: “Воздух” и “Вода”.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, у нас сегодня интересный урок, урок-игра. Наша задача повторить изученный материал по теме: “Эта удивительная природа”
II. Выбор жюри
Учитель: Послушайте внимательно правила игры: на доске игровое поле с конкурсами. По жеребьевке выбирается команда, которая будет ходить первой. Эта команда выбирает любой конкурс. Я называю задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает, клетка игрового поля отмечается “х” или “0” в зависимости от того , кто победил.
Следующий ход делает победившая команда. Физкультминутка – это тоже конкурс, но этот ход буду делать я в середине урока, когда вы устанете и будет необходим отдых после напряженной работы.
После выполнения всех заданий или по истечении времени урока жюри подводит итоги, если на нашем игровом поле окажется больше “х” , то побеждает команда “Крестики” и наоборот. При подведении итогов игры учитывается личное и командное участие.
На доске:
1. Домашнее задание |
х |
|
2. Литературный конкурс |
0 |
|
3. Художественный конкурс |
||
4 .Конкурс фантазеров |
||
5. Конкурс артистов |
||
6. Фольклорный конкурс |
||
7. Конкурс “Зеленых” |
||
8. Конкурс ботаников |
||
9. Конкурс зоологов |
||
10. Физкультминутка |
||
11. Конкурс эрудитов |
Задания:
- Домашнее задание. Составить дома ребусы или кроссворд по пройденной теме для команды соперников.
- Литературный конкурс. Прочитать отрывок стихотворения, вспомнить отрывки из рассказов, сказок, назвать поэтов, писателей писавших о животных и растениях.
- Художественный конкурс. Одному из учеников нарисовать животное с завязанными глазами на доске. Члены его команды должны угадать кого нарисовал ученик.
- Конкурс фантазеров. Придумать сказку, необычную историю о любом животном или растении, в рассказе должны присутствовать научные сведения об этом организме.
- Конкурс артистов. Показать с помощью мимики и жестов какой-либо живой организм, а команда соперников должна его отгадать.
- ольклорный конкурс.
Отгадайте загадки о растениях:
1.Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зеленом полушалке.(Береза) |
5. Платье потерялось, пуговицы остались.(Черемуха) |
2.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) |
6. Весной цвету, летом плод
приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна) |
3. Мягок, а не пух зелен, а не трава (Мох) |
7. Не огонь, а жжется (Крапива). |
4.Что цветет без цвету? (Папоротник) | 8. Дерево-то панское, платьице капитанское, когти кошачьи. (Шиповник) |
9. Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдет: ни царь, ни царица, ни красная девица, а кто подойдет . тот с собой понесет. (Репейник) |
Отгадайте загадки о животных:
- Под мостиком виляет хвостиком (Рыба)
- Выпуча глаза сидит, не по- говорит, родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка)
- Маленькая, легонькая, а за
Хвост не поднимешь.(Ящерица) - Пища моя сладка а мщение ужасно. (Пчела)
- В воде купался, сухим остался.(Гусь)
- Посредь деревьев кузнецы куют. (Дятел)
- Ничего не болит, а все стонет, пятачок есть, а не покупает. (Свинья)
- По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
- Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)
- Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
- Косой бес поскакал в лес. (Заяц)
- Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
7. Конкурс “зеленых”.
- Назвать растения и животные, ставшие редкими . Указать причины уменьшения их численности.
- Какие правила друзей природы вы знаете?
8. Конкурс ботаников.
- Нарисовать и указать на своем рисунке органы растения. Подчеркнуть орган, который по вашему мнению является главным.
- Перечислить группы растений, с которыми вы знакомы.
9. Конкурс зоологов.
- 1. На какие группы делятся животные в зависимости от их питания ( привести по 1 примеру).
- 2. “Найди себе пищу” . Составь цепи
питания из слов:
- волк
- лиса
- лось
- мышь-полевка
- осина
- рожь
10. Физкультминутка.
Я буду называть животных , относящихся к разным группам. Если это насекомое вы машете руками, если птица – трясете кистями, подняв руки вверх, если рыбы – разводите руки в стороны, если звери – шагаете: Карась, муха, гусь, щука, заяц, комар, лось, окунь, пчела, соловей, тигр, ласточка, карп, бобр, шмель, грач, сорока, лиса, кузнечик, сом .
11. Конкурс эрудитов.
- Как дышат растения ?
- Мыши, тараканы встречаются в домах. Можно ли их считать домашними животными ?
- Как питаются растения ?
- Приведите примеры приспособленности животных к различным условиям жизни.
- Как размножаются растения?
- Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
- Стрекоза – вредное или полезное насекомое?
- Как распространяются плоды и семена растений ?
- Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются?
- Что появляется из семени сначала при развитие растения?
- У кузнечика зеленый цвет – это его спасает. Приведите примеры когда окраска наоборот привлекает к себе внимание.
- Какой вред деревьям приносит сбор сока?
- Можно ли назвать насекомым паука?
- Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев ? ( Осина, ива орешник).
- Некоторые из насекомых едят самих себя. Не знаете ли вы кто это? (Саранча)
Итог игры
Жюри подводит итоги, объявляются результаты. Награждение победителей. Выставление оценок.
Литература:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3кл.нач.шк.Ч.1 М.Просвещение,2008г (стр34-126)
- Кропочева Т.Б.Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. Журнал Начальная школа №1-2002 (стр60)
- Круглов Ю.Г.Русские народные загадки, пословицы ,поговорки. М.Просвещение,1990г