Цели:
- Формирование предметных умений и навыков;
- Воспитание интереса к русскому языку, математике;
- Развитие образного и логического мышления;
- Формирование понимания общности нескольких дисциплин, как единой области естествознания;
- Повторение и обобщение изученных тем: Алфавит, подготовка к изучению темы “двузначные числа”.
Оборудование:
- Компьютеры – на класс;
- Проектор – 1 шт;
- Экран – 1 шт.
Время проведения: 1 урок.
Ход урока
1. Орг. момент.
Учитель:
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Учитель: Сегодня на урок математики к
нам в гости пришел…РУССКИЙ ЯЗЫК.
Учитель: Расскажите, чем занимаются
школьники на уроках русского языка? (ответы
детей)
Учитель: Вы изучаете алфавит (азбуку).
Зачем? (Ответы детей).
Учитель: Интересно, что слово АЛФАВИТ
произошло от названий первых двух букв
греческого алфавита – альфа и бета и обозначают
правильный порядок всех букв.
Ученик 1: читает стихотворение Б. Заходера “ПЕСЕНКА – АЗБУКА”
Тридцать три родных сестрицы,
писаных красавицы,
на одной живут странице
и повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
славные сестрицы, -
очень просим всех ребят
с ними подружиться!
А Б В Г Д Е Ж
прикатили на еже!
З И К Л М Н О
дружно вылезли в окно!
П Р С Т У Ф Х
оседлали петуха!
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
тем, кто с ними не знаком!
Ученик 2: читает стихотворение С.Я. Маршака.
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книжки о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
2. Учитель: Посмотрите, перед вами АЛФАВИТ.
А – 1
Б – 2
В – 3
Г – 4
Д – 5
Е – 6
Ё – 7
Ж – 8
З – 9
И – 10
Й – 11
К – 12
Л – 13
М – 14
Н – 15
О – 16
П – 17
Р – 18
С – 19
Т – 20
У – 21
Ф – 22
Х – 23
Ц – 24
Ч – 25
Ш – 26
Щ – 27
Ь – 28
Ы – 29
Ъ – 30
Э – 31
Ю – 32
Я – 33
Учитель: Прочитайте алфавит. Сколько букв в русском алфавита? (33)
Учитель:
- Я задумала букву, которая по счету идет 14? (М)
- Я задумала букву, которая стоит 15 по счету? (Н)
- Загадайте свою букву. Какая она по счету?
Ученики: Дети подбирают варианты и
задают друг другу.
Учитель: Игра “Наоборот”. Какая по
счету буква А? (1) Г? (4) Ё? (7) К (12)
Учитель: Посмотрите на числа 1, 4, 7, 12.
Какое из этих чисел лишнее? Почему?
Ученики: 12, оно двузначное, состоит из 1
десятка и 2 единиц
Учитель: Сколько цифр используем для
записи чисел 1, 4, 7? (1) Как называются эти числа?
Ученики: однозначные.
3. Учитель: Я прочитаю загадку, вашим помощником будет таблица и алфавит.
19 | 12 | 3 | 16 | 18 | 6 | 24 |
с | к | в | о | р | е | ц |
На шесте – дворец
Во дворце – певец
А зовут его….(скворец)
Учитель: Как сказать, если птиц будет
много?
Ученики: скворцы.
Учитель: Как называется число, которое
обозначает несколько предметов?
Ученик: множественное число.
Учитель: Слушайте следующую загадку.
3 | 16 | 18 | 16 | 15 | 1 |
в | о | р | о | н | а |
Окраской – сероватая
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона –
Это….(ворона)
Учитель: В загадке говорится об одной
птице или о нескольких?
Ученики: Об одной.
Учитель: Как называется число, которое
обозначает один предмет?
Ученики: Единственное число.
Учитель: Отгадайте следующее слово.
4 | 18 | 1 | 25 |
г | р | а | ч |
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь,
А зовется птица…(грач)
Учитель: Как сказать, если птиц будет
много?
Ученики: грачи.
Учитель: Назовите все слова – отгадки.
Ученики: Скворец, ворона, грач.
Учитель: Как одним словом назвать эту
группу слов?
Ученики: Птицы.
Учитель: Слово птицы – единственного
или множественного числа?
Ученики: Множественного.
Учитель: Измените это слово так, чтобы
оно обозначало 1 предмет.
Ученики: птица.
Учитель: На какой вопрос отвечают слова:
скворец, птица, ворона, грач?
Ученики: на вопрос кто? – это
одушевленные предметы.
Учитель: Я знаю еще одну птичку, она прилетает к нам зимой. Постарайтесь догадаться о какой птичке я говорю. Для этого вы должны решить математические выражения, а ответы станут порядковыми номерами букв. Сложив буквы, вы прочитаете слово.
10+9=
16-1=
4+2=
7-3=
5+5=
17+1=
10+10+10=
19 | 15 | 6 | 4 | 10 | 18 | 30 |
с | н | е | г | и | р | ь |
Ученик 3: Читает стихотворение А.Барто “Снегирь”
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится –
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим –
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.
Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной –
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса, – сказала мама
И купила снегиря.
Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?
Учитель: Это интересно! Длина тела снегиря около 18 см, весит около 35 грамм. Верх головы и хвост черные, спина серая; с красной грудью у самцов. Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.
Учитель: Как вы думаете, почему эта
птичка получила такое название?
Ученики: она прилетает к нам зимой, от
слова снег.
Учитель: Верно, слово снегирь и снег
будут родственными словами, близкие по смыслу.
4. Задача. Моделирование задачи в программе Перволого.
Учитель: Откройте программу
Перволого. На чистом листе поставьте черепашку и
оденьте на нее рубашку “дерево”, с помощью
команды “увеличение” увеличьте его.
Учитель: На ветке сидело 4 снегиря. К ним
прилетело еще 2 снегиря. Сколько всего стало
снегирей на ветке?
- Сколько птиц сидело на ветке? (4) Возьмите инструмент ладошку и посадите на ветку 4 птицы.
- Сколько еще птиц прилетело? (2)
- Больше/меньше стало птиц? (больше)
- На сколько больше? (на 2) Инструментом ладошка посадите на дерево еще 2 птицы.
- Сколько всего птиц стало на дереве? (6)
- Какое решение задачи мы запишем? (4+2=6)
- Какое арифметическое действие приходит на работу?(сложение)
- Откройте диалогое окно для записи текста и запишите решение задачи.
Самостоятельная работа.
Проверка.
5. Подведение итогов.