Интегрированный урок (русский язык, математика, информатика и технология) на тему: "Русский язык приходит в гости к математике"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формирование предметных умений и навыков;
  • Воспитание интереса к русскому языку, математике;
  • Развитие образного и логического мышления;
  • Формирование понимания общности нескольких дисциплин, как единой области естествознания;
  • Повторение и обобщение изученных тем: Алфавит, подготовка к изучению темы “двузначные числа”.

Оборудование:

  • Компьютеры – на класс;
  • Проектор – 1 шт;
  • Экран – 1 шт.

Время проведения: 1 урок.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель:

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Учитель: Сегодня на урок математики к нам в гости пришел…РУССКИЙ ЯЗЫК.
Учитель: Расскажите, чем занимаются школьники на уроках русского языка? (ответы детей)
Учитель: Вы изучаете алфавит (азбуку). Зачем? (Ответы детей).
Учитель: Интересно, что слово АЛФАВИТ произошло от названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета и обозначают правильный порядок всех букв.

Ученик 1: читает стихотворение Б. Заходера “ПЕСЕНКА – АЗБУКА”

Тридцать три родных сестрицы,
писаных красавицы,
на одной живут странице
и повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
славные сестрицы, -
очень просим всех ребят
с ними подружиться!
А Б В Г Д Е Ж
прикатили на еже!
З И К Л М Н О
дружно вылезли в окно!
П Р С Т У Ф Х
оседлали петуха!
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
тем, кто с ними не знаком!

Ученик 2: читает стихотворение С.Я. Маршака.

Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книжки о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.

2. Учитель: Посмотрите, перед вами АЛФАВИТ.

А – 1
Б – 2
В – 3
Г – 4
Д – 5
Е – 6
Ё – 7
Ж – 8
З – 9
И – 10
Й – 11
К – 12
Л – 13
М – 14
Н – 15
О – 16
П – 17
Р – 18
С – 19
Т – 20
У – 21
Ф – 22
Х – 23
Ц – 24
Ч – 25
Ш – 26
Щ – 27
Ь – 28
Ы – 29
Ъ – 30
Э – 31
Ю – 32
Я – 33

Учитель: Прочитайте алфавит. Сколько букв в русском алфавита? (33)

Учитель:

  • Я задумала букву, которая по счету идет 14? (М)
  • Я задумала букву, которая стоит 15 по счету? (Н)
  • Загадайте свою букву. Какая она по счету?

Ученики: Дети подбирают варианты и задают друг другу.
Учитель: Игра “Наоборот”. Какая по счету буква А? (1) Г? (4) Ё? (7) К (12)
Учитель: Посмотрите на числа 1, 4, 7, 12. Какое из этих чисел лишнее? Почему?
Ученики: 12, оно двузначное, состоит из 1 десятка и 2 единиц
Учитель: Сколько цифр используем для записи чисел 1, 4, 7? (1) Как называются эти числа?
Ученики: однозначные.

3. Учитель: Я прочитаю загадку, вашим помощником будет таблица и алфавит.

19 12 3 16 18 6 24
с к в о р е ц

На шесте – дворец
Во дворце – певец
А зовут его….(скворец)

Учитель: Как сказать, если птиц будет много?
Ученики: скворцы.
Учитель: Как называется число, которое обозначает несколько предметов?
Ученик: множественное число.
Учитель: Слушайте следующую загадку.

3 16 18 16 15 1
в о р о н а

Окраской – сероватая
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона –
Это….(ворона)

Учитель: В загадке говорится об одной птице или о нескольких?
Ученики: Об одной.
Учитель: Как называется число, которое обозначает один предмет?
Ученики: Единственное число.
Учитель: Отгадайте следующее слово.

4 18 1 25
г р а ч

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь,
А зовется птица…(грач)

Учитель: Как сказать, если птиц будет много?
Ученики: грачи.
Учитель: Назовите все слова – отгадки.
Ученики: Скворец, ворона, грач.
Учитель: Как одним словом назвать эту группу слов?
Ученики: Птицы.
Учитель: Слово птицы – единственного или множественного числа?
Ученики: Множественного.
Учитель: Измените это слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет.
Ученики: птица.
Учитель: На какой вопрос отвечают слова: скворец, птица, ворона, грач?
Ученики: на вопрос кто? – это одушевленные предметы.

Учитель: Я знаю еще одну птичку, она прилетает к нам зимой. Постарайтесь догадаться о какой птичке я говорю. Для этого вы должны решить математические выражения, а ответы станут порядковыми номерами букв. Сложив буквы, вы прочитаете слово.

10+9=
16-1=
4+2=
7-3=
5+5=
17+1=
10+10+10=

19 15 6 4 10 18 30
с н е г и р ь

Ученик 3: Читает стихотворение А.Барто “Снегирь”

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится –
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим –
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.
Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной –
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса, – сказала мама
И купила снегиря.
Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Учитель: Это интересно! Длина тела снегиря около 18 см, весит около 35 грамм. Верх головы и хвост черные, спина серая; с красной грудью у самцов. Питается снегирь преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.

Учитель: Как вы думаете, почему эта птичка получила такое название?
Ученики: она прилетает к нам зимой, от слова снег.
Учитель: Верно, слово снегирь и снег будут родственными словами, близкие по смыслу.

4. Задача. Моделирование задачи в программе Перволого.

Учитель: Откройте программу Перволого. На чистом листе поставьте черепашку и оденьте на нее рубашку “дерево”, с помощью команды “увеличение” увеличьте его.
Учитель: На ветке сидело 4 снегиря. К ним прилетело еще 2 снегиря. Сколько всего стало снегирей на ветке?

  • Сколько птиц сидело на ветке? (4) Возьмите инструмент ладошку и посадите на ветку 4 птицы.
  • Сколько еще птиц прилетело? (2)
  • Больше/меньше стало птиц? (больше)
  • На сколько больше? (на 2) Инструментом ладошка посадите на дерево еще 2 птицы.
  • Сколько всего птиц стало на дереве? (6)
  • Какое решение задачи мы запишем? (4+2=6)
  • Какое арифметическое действие приходит на работу?(сложение)
  • Откройте диалогое окно для записи текста и запишите решение задачи.

Самостоятельная работа.

Проверка.

5. Подведение итогов.