Урок по теме: "Увлекательное путешествие в страну букв и слов"

Разделы: Начальная школа


Класс: 1

Цель:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о пройденных буквах (а, о, у, ы, и, б, в, д, к, л, м, н, п, р, т, ш)
  • развитие фонематического слуха, речи, мышления,
  • развитие навыков совместной деятельности.

Оборудование:

  • картинки с изображением двух человечков (Тим и Том),
  • картинки для звукового анализа, ребусы,
  • картинки с деформированными буквами,
  • картинки для составления слов из первых букв,
  • кроссворд.

Время проведения: 1 урок.

Ход урока

I. Учитель: Наш сегодня с вами урок будет необычным. Вместе с Тимом и Томом мы отправимся в увлекательное путешествие в страну букв и слов. Давайте вспомним, кто такие Тим и Том?

Ученики: Тим любит слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, Том - с твёрдого согласного звука.

Учитель. А поможет нам путешествовать веселый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Займите свои места в вагоне. Будьте осторожны наш поезд отправляется.

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

II. Учитель: Вот мы и добрались до первой станции. Кто прочитает, как называется эта станция? “Звучащая”.

ЗВУЧАЩАЯ

На этой станции живут звуки. Их так много, поэтому здесь всегда шумно и весело. Подбежали к Тиму и Тому слова и запросились: “Возьмите нас собой”. Давайте поможем Тиму и Тому разобраться, какие слова поедут с Томом, а какие с Тимом?

Посмотрите на первую картинку. Кто на ней изображен? (кот). Кто возьмет с собой это слово? Почему?

Ученики: Это слово возьмёт Том, потому что звук [к] – твёрдый.

Самостоятельная работа:

Слова для анализа первого звука: "лыжи, лиса,   ножницы, нитки, тигр, топор, кисти, корова, лук, лимон, роза, редиска, мышка, медведь, хомяк, собака, сито, паук, пингвин".

Учитель: Заспорили Тим и Том. Кто возьмёт  с собой слово "Шишка"? Тим говорит: "Это слово моё. После согласного идет гласный звук [и] – он показатель мягкости согласного." Прав ли Тим?

Ученики: Нет, не прав. Звук [ш] всегда твёрдый. Чтобы два раза не показывать твёрдость этого звука появилось правило: ЖИ - ШИ пиши с буквой И. Поэтому это слово возьмёт с собой Том.

Учитель: Ну вот, все разместились на свои места и наш поезд готов отправиться дальше.   Отправляемся!

Физкульминутка

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

III. Учитель: Вторая станция. Кто может прочитать название этой станции? “Слоговая”

СЛОГОВАЯ

На этой станции нас встретились слоги на воздушных шариках.

Куда должны прилететь шарики, чтобы получилось слово?

(Две картинки с шариками, на которых изображены слоги)

Бу сы ко са ма лы ши
Ро ва ко ли са пи ла

Учитель: Слоги  - большие выдумщики. Всем, кто приезжает на их станцию, они загадывают ребусы. Только тот, кто сможет отгадать слова, смогут отправиться дальше.

Отгадывание ребусов (Слова, которые нужно отгадать “ВОДА”, “ПОДУШКА”).

Учитель: Наши друзья Тим и Том очень остались довольными, как вы выполнили задание. Скорее садимся в поезд, наш поезд отправляется дальше.

Физкульминутка

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

IV. Учитель: Третья станция. Кто прoчитает название этой станции? Как вы думаете, кто живёт на этой станции?

БУКОВКИ

На этой станции нас ждёт интересная встреча с буквами, которые приходили к нам в гости на уроках. Они решили проверить, как вы их запомнили и подготовили вам испытания.

Испытание 1.

Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова.

Испытание 2.

Рассмотрите картинки. Ваши помощники – первые звуки слов. Из низ составьте новое слово.

(Картинки: бабочка, улитка, кнопки, ворона, ы – слово “БУКВЫ”)

(Картинки: шишка, кот, оса, лыжи, арбуз – слово “ШКОЛА”)

(Картинки: клубок, ножницы, индюк, гусь, ананас – слово “КНИГА”)

Испытание 3.

Отгадывание кроссворда.

По горизонтали По вертикали
1.
В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый.
(лимон)
1.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?
(лиса)
2.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнцу, море, горы, пляж.
Что же это?
(карандаш)
2.
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В сторчках, на листочках,
Кое-где на точках.
(книга)
3. Если ей работы дашь –
Зря трудился карандаш.
(ластик)
4. 
Есть у нас зеленый еж,
На окне его найдёшь:
На моем окошке
Поселился в плошке.
(кактус)
5. 
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(слон)

 

        С      
        Л      
  Л И М О Н    
  И     Н      
  С   К     Л  
К А Р А Н Д А Ш
Н     К     С  
И     Т     Т  
Г     У     И  
А     С     К  

Учитель: Молодцы, ребята! И на этой станции вы показали, что не боитесь никаких трудностей, и все вам по плечу. Мы смело можем отправляться дальше в путь.

Физкульминутка

Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."

V. Учитель: Четвёртая станция. Кто прочитает, как называется эта станция?

ПРАВИЛЬНАЯ

Учитель: Как вы думаете, почему так называется эта станция?

На этой станции живут правила. Они не терпят беспорядка.

Кто приезжает к ним, они задают много вопросов.

Учитель: Ребята, для чего нам нужны заглавные буквы?

Ученики: Заглавные буквы нужны для того, чтобы обозначать начало предложения, фамилии, имени, отчества людей, кличек животных.

Учитель: Давайте проверим, как вы это запомнили. Поиграем. Если вы услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, поднимайте руки вверх, а если со строчной – хлопайте в ладоши.

Роман, ромашка, Россия, Рыбин, рыжик (если это гриб), Рыжик (если это кличка кота), Москва.

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня вы все показали, что уже много узнали про звуки и буквы, любое задание вам по плечу. Наше увлекательное путешествие подошло к концу и нам нужно возвращаться в школу.