Класс: 1
Цель:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о пройденных буквах (а, о, у, ы, и, б, в, д, к, л, м, н, п, р, т, ш)
- развитие фонематического слуха, речи, мышления,
- развитие навыков совместной деятельности.
Оборудование:
- картинки с изображением двух человечков (Тим и Том),
- картинки для звукового анализа, ребусы,
- картинки с деформированными буквами,
- картинки для составления слов из первых букв,
- кроссворд.
Время проведения: 1 урок.
Ход урока
I. Учитель: Наш сегодня с вами урок будет необычным. Вместе с Тимом и Томом мы отправимся в увлекательное путешествие в страну букв и слов. Давайте вспомним, кто такие Тим и Том?
Ученики: Тим любит слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, Том - с твёрдого согласного звука.
Учитель. А поможет нам путешествовать веселый паровозик, который быстро доставит нас от одной станции к другой. Займите свои места в вагоне. Будьте осторожны наш поезд отправляется.
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."
II. Учитель: Вот мы и добрались до первой станции. Кто прочитает, как называется эта станция? “Звучащая”.
ЗВУЧАЩАЯ
На этой станции живут звуки. Их так много, поэтому здесь всегда шумно и весело. Подбежали к Тиму и Тому слова и запросились: “Возьмите нас собой”. Давайте поможем Тиму и Тому разобраться, какие слова поедут с Томом, а какие с Тимом?
Посмотрите на первую картинку. Кто на ней изображен? (кот). Кто возьмет с собой это слово? Почему?
Ученики: Это слово возьмёт Том, потому что звук [к] – твёрдый.
Самостоятельная работа:
Слова для анализа первого звука: "лыжи, лиса, ножницы, нитки, тигр, топор, кисти, корова, лук, лимон, роза, редиска, мышка, медведь, хомяк, собака, сито, паук, пингвин".
Учитель: Заспорили Тим и Том. Кто возьмёт с собой слово "Шишка"? Тим говорит: "Это слово моё. После согласного идет гласный звук [и] – он показатель мягкости согласного." Прав ли Тим?
Ученики: Нет, не прав. Звук [ш] всегда твёрдый. Чтобы два раза не показывать твёрдость этого звука появилось правило: ЖИ - ШИ пиши с буквой И. Поэтому это слово возьмёт с собой Том.
Учитель: Ну вот, все разместились на свои места и наш поезд готов отправиться дальше. Отправляемся!
Физкульминутка
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."
III. Учитель: Вторая станция. Кто может прочитать название этой станции? “Слоговая”
СЛОГОВАЯ
На этой станции нас встретились слоги на воздушных шариках.
Куда должны прилететь шарики, чтобы получилось слово?
(Две картинки с шариками, на которых изображены слоги)
Бу | сы | ко | са | ма | лы | ши |
Ро | ва | ко | ли | са | пи | ла |
Учитель: Слоги - большие выдумщики. Всем, кто приезжает на их станцию, они загадывают ребусы. Только тот, кто сможет отгадать слова, смогут отправиться дальше.
Отгадывание ребусов (Слова, которые нужно отгадать “ВОДА”, “ПОДУШКА”).
Учитель: Наши друзья Тим и Том очень остались довольными, как вы выполнили задание. Скорее садимся в поезд, наш поезд отправляется дальше.
Физкульминутка
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."
IV. Учитель: Третья станция. Кто прoчитает название этой станции? Как вы думаете, кто живёт на этой станции?
БУКОВКИ
На этой станции нас ждёт интересная встреча с буквами, которые приходили к нам в гости на уроках. Они решили проверить, как вы их запомнили и подготовили вам испытания.
Испытание 1.
Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова.
Испытание 2.
Рассмотрите картинки. Ваши помощники – первые звуки слов. Из низ составьте новое слово.
(Картинки: бабочка, улитка, кнопки, ворона, ы – слово “БУКВЫ”)
(Картинки: шишка, кот, оса, лыжи, арбуз – слово “ШКОЛА”)
(Картинки: клубок, ножницы, индюк, гусь, ананас – слово “КНИГА”)
Испытание 3.
Отгадывание кроссворда.
По горизонтали | По вертикали |
1. В чай кладу его порой. Чай становится такой Вкусный, ароматный, Витамином С богатый. (лимон) |
1. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса) |
2. Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь: Солнцу, море, горы, пляж. Что же это? (карандаш) |
2. Страну чудес откроем мы И встретимся с героями, В сторчках, на листочках, Кое-где на точках. (книга) |
3. Если ей работы дашь – Зря трудился карандаш. (ластик) |
|
4. Есть у нас зеленый еж, На окне его найдёшь: На моем окошке Поселился в плошке. (кактус) |
|
5. Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос лет тыщу рос. (слон) |
С | |||||||
Л | |||||||
Л | И | М | О | Н | |||
И | Н | ||||||
С | К | Л | |||||
К | А | Р | А | Н | Д | А | Ш |
Н | К | С | |||||
И | Т | Т | |||||
Г | У | И | |||||
А | С | К |
Учитель: Молодцы, ребята! И на этой станции вы показали, что не боитесь никаких трудностей, и все вам по плечу. Мы смело можем отправляться дальше в путь.
Физкульминутка
Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, – гудит, –
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь..."
V. Учитель: Четвёртая станция. Кто прочитает, как называется эта станция?
ПРАВИЛЬНАЯ
Учитель: Как вы думаете, почему так называется эта станция?
На этой станции живут правила. Они не терпят беспорядка.
Кто приезжает к ним, они задают много вопросов.
Учитель: Ребята, для чего нам нужны заглавные буквы?
Ученики: Заглавные буквы нужны для того, чтобы обозначать начало предложения, фамилии, имени, отчества людей, кличек животных.
Учитель: Давайте проверим, как вы это запомнили. Поиграем. Если вы услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, поднимайте руки вверх, а если со строчной – хлопайте в ладоши.
Роман, ромашка, Россия, Рыбин, рыжик (если это гриб), Рыжик (если это кличка кота), Москва.
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня вы все показали, что уже много узнали про звуки и буквы, любое задание вам по плечу. Наше увлекательное путешествие подошло к концу и нам нужно возвращаться в школу.