Цель:
- формирование устных навыков счета (счет пятерками);
- развитие образного и логического мышления,
- формирование предметных умений и навыков;
- воспитание интереса к математике и информатике,
- формирование понимания общности двух дисциплин, как единой области естествознания.
Оборудование:
- компьютеры – на класс
- проектор - 1 шт
- экран - 1 шт
- веб-камера
- конструктор ЛЕГО (крупный)
- сотенный квадрат 5 шт
- кошелек
- пятирублевые монеты – 9 шт
- распечатанные таблицы для задания “магазин”
Время проведения: 1 урок.
Особенности урока: на уроке присутствует очные и дистанционные ученики.
Ход урока.
1. Учитель: На нашем интегрированном уроке необычная ситуация: много гостей и два дистанционных ученика. Начнем мы с информатики.
Зайдите, пожалуйста, на сайт, откройте курс Информатики – 2 класс, урок 10, задание № 260.
Учитель: Постройте 4 разных мешка так, чтобы в каждом мешке было 5 рублей. Монеты какого достоинства у вас есть?
Ученики: 1, 2, 5 рублей.
Учитель: Вы должны набирать монеты таким образом, чтобы в сумме они давали 5 рублей. Но помните, что в задании мешки должны быть разными, значит набор монет и их количество могут быть разными.
Самостоятельная работа.
Учитель: Число 5 можно получить разными способами, давайте проверим, как вы выполнили это задание.
Проверка: Один ученик называет содержимое мешка, а все остальные дети отмечают его галочкой. Опрос по очереди.
Пример выполненной работы:
2. Учитель: Героем нашего урока становится число 5. Тема нашего урока: Сложение пятерками.
Учитель: Где мы встречаемся с числом и цифрой 5?
Ученики: дают свои ответы на поставленный вопрос.
Учитель:
- на уроке у нас пять учеников
- число и цифра 5 - один из важнейших инструментов счета
- пятерня - инструмент работы
- “дай пять” – в значении “приветствие, подать руку”.
Учитель: Перейдем в курс математики (Математика - 2, урок 17 (1)), что у нас там приготовлено? Оказывается красить груши.
Учитель: Прочитайте задание:
Учитель: Одновременно, закрашивая груши, будем выполнять еще несколько действий:
- Один ученик будет собирать пятерки на сотенном квадрате,
- Второй ученик будет набирать пятерки из ЛЕГО.
- Третий ученик будет собирать пятачки в кошелек.
Учитель: Закрасьте первые 5 груш…В какой цвет окрасились? Закрасьте следующие пять груш и т.д.?
Учитель: Мы будем считать груши и сразу записывать математическое выражение: 5+5+5+5+5+5+5+5+5=45
Самостоятельная работа.
Учитель: Нужно узнать сколько всего груш мы закрасили? Как это сделать?
Ученики: Пересчитать по порядку; считать пятерками.
Учитель: Что необычного в нашем выражении?
Ученики: Сумма одинаковых слагаемых.
Учитель: Каким действием мы можем заменить сумму одинаковых слагаемых?
Ученики: Действием умножения.
Учитель: Какое слагаемое?
Ученики: 5.
Учитель: Сколько раз мы складываем это число?
Ученики: 9.
Учитель: Как записать?
Ученики: 5∙9=45
Учитель: молодцы, вы справились с заданием верно. Можем ли для пересчета использовать ЛЕГО, который собирал один из учеников?
Ученики: Да, можно.
Учитель: Что нужно для этого сделать?
Ученики: Собрать вместе столбики из ЛЕГО, а дальше считать пятерками (45).
Учитель: Можно ли для пересчета использовать сотенных квадрат? Ученики: Да. Нужно посчитать количество получившихся десятков и единиц, 4 десятка и еще 5 единиц, получилось 45.
Учитель: Как использовать кошелек?
Ученики: Нужно достать все монетки из кошелька и пересчитать их, 9 монеток, каждая монетка 5 рублей, всего 45 рублей.
Учитель: Все это сделано из материальных объектов, необходимо сохранить информацию, чтобы передать другим.
3. Решение задачи.
Учитель: А раз мы набрали в кошелек денег, значит мы можем идти в магазин. Курс Математика - 2, урок 17 (4)
Учитель: Добрый день!
Ученики: Здравствуйте
Учитель: Ваш магазин открыт?
Ученики: Открыт
Учитель: Можно зайти?
Ученики: Заходите!
Учитель: Мой сын ходит в школу! Мне нужно обязательно принадлежности для рисования!
Учитель: Что можно купить в вашем магазине?
Ученики: Кисточку, баночку туши, баночку чернил
Учитель: Сколько стоит каждая кисточка?
Ученики: 5 рублей
Учитель: Сколько стоит баночка туши?
Ученики: 15 рублей
Учитель: Сколько стоит баночка чернил?
Ученики: 10 рублей
Учитель: Составим таблицу для магазина:
Товар |
Цена за 1 предмет |
количество |
Стоимость покупки |
Кисточка |
5 |
||
Баночка туши |
15 |
||
Баночка чернил |
10 |
Учитель: Давайте обратим внимание, что у покупателя только пятирублевые монеты (кошелек с настоящими монетами)? Моделирование сюжета задачи.
Учитель: Сколько монет?
Ученики: 9
Учитель: 9 раз по 5? Сколько всего денег?
Ученики: 45
Учитель: Кисточка стоит 5 рублей, сколько монет мы должны отдать, чтобы ее купить?
Ученики: 1 монету.
Учитель: Сколько же я могу купить кисточек.
Ученики: 9
Учитель: внесите данные в таблицу.
Учитель: Нужно ли считать деньги, чтобы узнать сколько кисточек нужно купить?
Ученики: Нет, сколько монет, столько и кисточек - 9 монет, значит 9 кисточек
Учитель: Туш стоит 15 рублей. Сколько монет я должна взять, чтобы набрать 15 рублей?
Ученики: может быть сомнение.
Учитель: У нас 45 рублей, давайте подумаем, сколько раз по 15 содержится в числе 45. Отсчитать 15 рублей – 1 баночка, еще 15 – 2, еще 15 – 3. Сколько раз по 15?
Ученики: 3 раза по 15.
Учитель: Значит мы можем купить 3 баночки, положите 3 баночки и заплатите за них в кассе. Внесите данные в таблицу.
Учитель: Баночка чернил стоит 10 рублей, а у нас 45 рублей. Сколько десятков содержится в числе 45?
Ученики: 4
Учитель: Сколько мы можем купить чернил?
Ученики: 4
Учитель: сколько денег еще останется?
Ученики: 5 рублей
Учитель: Как записать это действие?
Ученики: 45-40=5 (руб)
Учитель: Внесите данные в таблицу.
Товар |
Цена за 1 предмет |
количество |
Стоимость покупки |
Кисточка |
5 |
9 |
45 |
Баночка туши |
15 |
3 |
45 |
Баночка чернил |
10 |
4 |
40 и еще осталось 5 рублей |
Учитель: Вам спасибо! Какой у Вас прекрасный магазин! И такие замечательные продавцы! Обязательно зайду к Вам еще раз.
4. Истинные и ложные утверждения.
Учитель: Перед вами высказывания, разделите их на истинные и ложные утверждения:
- Баночки туши стоит 10 рублей (истинно)
- В нашем магазине можно сделать покупки на 46 рублей (ложно)
- В задании покрасили 45 мышек (истинно)
- Мы считали пятерками (истинно)
- Мы собрали пять разных мешков (ложно)
Самостоятельная работа
Ученики: Проверка. Читают вслух, остальные проверяют и откладывают в сторону.
5. В последнем задании мы подвели итоги всей нашей работы сегодня. Мне хотелось бы поздравить вас с успешной работой!