Интегрированный урок (математика + информатика) на тему: " Сложение пятёрками"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование устных навыков счета (счет пятерками);
  • развитие образного и логического мышления,
  • формирование предметных умений и навыков;
  • воспитание интереса к математике и информатике,
  • формирование понимания общности двух дисциплин, как единой области естествознания.

Оборудование:

  • компьютеры – на класс
  • проектор - 1 шт
  • экран - 1 шт
  • веб-камера
  • конструктор ЛЕГО (крупный)
  • сотенный квадрат 5 шт
  • кошелек
  • пятирублевые монеты – 9 шт
  • распечатанные таблицы для задания “магазин”

Время проведения: 1 урок.

Особенности урока: на уроке присутствует очные и дистанционные ученики.

Ход урока.

1. Учитель: На нашем интегрированном уроке необычная ситуация: много гостей и два дистанционных ученика. Начнем мы с информатики.

Зайдите, пожалуйста, на сайт, откройте курс Информатики – 2 класс, урок 10, задание № 260.

Учитель: Постройте 4 разных мешка так, чтобы в каждом мешке было 5 рублей. Монеты какого достоинства у вас есть?

Ученики: 1, 2, 5 рублей.

Учитель: Вы должны набирать монеты таким образом, чтобы в сумме они давали 5 рублей. Но помните, что в задании мешки должны быть разными, значит набор монет и их количество могут быть разными.

Самостоятельная работа.

Учитель: Число 5 можно получить разными способами, давайте проверим, как вы выполнили это задание.

Проверка: Один ученик называет содержимое мешка, а все остальные дети отмечают его галочкой. Опрос по очереди.

Пример выполненной работы:

2. Учитель: Героем нашего урока становится число 5. Тема нашего урока: Сложение пятерками.

Учитель: Где мы встречаемся с числом и цифрой 5?

Ученики: дают свои ответы на поставленный вопрос.

Учитель:

  • на уроке у нас пять учеников
  • число и цифра 5 - один из важнейших инструментов счета
  • пятерня - инструмент работы
  • “дай пять” – в значении “приветствие, подать руку”.

Учитель: Перейдем в курс математики (Математика - 2, урок 17 (1)), что у нас там приготовлено? Оказывается красить груши.

Учитель: Прочитайте задание:

Учитель: Одновременно, закрашивая груши, будем выполнять еще несколько действий:

  1. Один ученик будет собирать пятерки на сотенном квадрате,
  2. Второй ученик будет набирать пятерки из ЛЕГО.
  3. Третий ученик будет собирать пятачки в кошелек.

Учитель: Закрасьте первые 5 груш…В какой цвет окрасились? Закрасьте следующие пять груш и т.д.?

Учитель: Мы будем считать груши и сразу записывать математическое выражение: 5+5+5+5+5+5+5+5+5=45

Самостоятельная работа.

Учитель: Нужно узнать сколько всего груш мы закрасили? Как это сделать?

Ученики: Пересчитать по порядку; считать пятерками.

Учитель: Что необычного в нашем выражении?

Ученики: Сумма одинаковых слагаемых.

Учитель: Каким действием мы можем заменить сумму одинаковых слагаемых?

Ученики: Действием умножения.

Учитель: Какое слагаемое?

Ученики: 5.

Учитель: Сколько раз мы складываем это число?

Ученики: 9.

Учитель: Как записать?

Ученики: 5∙9=45

Учитель: молодцы, вы справились с заданием верно. Можем ли для пересчета использовать ЛЕГО, который собирал один из учеников?

Ученики: Да, можно.

Учитель: Что нужно для этого сделать?

Ученики: Собрать вместе столбики из ЛЕГО, а дальше считать пятерками (45).

Учитель: Можно ли для пересчета использовать сотенных квадрат? Ученики: Да. Нужно посчитать количество получившихся десятков и единиц, 4 десятка и еще 5 единиц, получилось 45.

Учитель: Как использовать кошелек?

Ученики: Нужно достать все монетки из кошелька и пересчитать их, 9 монеток, каждая монетка 5 рублей, всего 45 рублей.

Учитель: Все это сделано из материальных объектов, необходимо сохранить информацию, чтобы передать другим.

3. Решение задачи.

Учитель: А раз мы набрали в кошелек денег, значит мы можем идти в магазин. Курс Математика - 2, урок 17 (4)

Учитель: Добрый день!

Ученики: Здравствуйте

Учитель: Ваш магазин открыт?

Ученики: Открыт

Учитель: Можно зайти?

Ученики: Заходите!

Учитель: Мой сын ходит в школу! Мне нужно обязательно принадлежности для рисования!

Учитель: Что можно купить в вашем магазине?

Ученики: Кисточку, баночку туши, баночку чернил

Учитель: Сколько стоит каждая кисточка?

Ученики: 5 рублей

Учитель: Сколько стоит баночка туши?

Ученики: 15 рублей

Учитель: Сколько стоит баночка чернил?

Ученики: 10 рублей

Учитель: Составим таблицу для магазина:

Товар

Цена за 1 предмет

количество

Стоимость покупки

Кисточка

5

   

Баночка туши

15

   

Баночка чернил

10

   

Учитель: Давайте обратим внимание, что у покупателя только пятирублевые монеты (кошелек с настоящими монетами)? Моделирование сюжета задачи.

Учитель: Сколько монет?

Ученики: 9

Учитель: 9 раз по 5? Сколько всего денег?

Ученики: 45

Учитель: Кисточка стоит 5 рублей, сколько монет мы должны отдать, чтобы ее купить?

Ученики: 1 монету.

Учитель: Сколько же я могу купить кисточек.

Ученики: 9

Учитель: внесите данные в таблицу.

Учитель: Нужно ли считать деньги, чтобы узнать сколько кисточек нужно купить?

Ученики: Нет, сколько монет, столько и кисточек - 9 монет, значит 9 кисточек

Учитель: Туш стоит 15 рублей. Сколько монет я должна взять, чтобы набрать 15 рублей?

Ученики: может быть сомнение.

Учитель: У нас 45 рублей, давайте подумаем, сколько раз по 15 содержится в числе 45. Отсчитать 15 рублей – 1 баночка, еще 15 – 2, еще 15 – 3. Сколько раз по 15?

Ученики: 3 раза по 15.

Учитель: Значит мы можем купить 3 баночки, положите 3 баночки и заплатите за них в кассе. Внесите данные в таблицу.

Учитель: Баночка чернил стоит 10 рублей, а у нас 45 рублей. Сколько десятков содержится в числе 45?

Ученики: 4

Учитель: Сколько мы можем купить чернил?

Ученики: 4

Учитель: сколько денег еще останется?

Ученики: 5 рублей

Учитель: Как записать это действие?

Ученики: 45-40=5 (руб)

Учитель: Внесите данные в таблицу.

Товар

Цена за 1 предмет

количество

Стоимость покупки

Кисточка

5

9

45

Баночка туши

15

3

45

Баночка чернил

10

4

40 и еще осталось 5 рублей

Учитель: Вам спасибо! Какой у Вас прекрасный магазин! И такие замечательные продавцы! Обязательно зайду к Вам еще раз.

4. Истинные и ложные утверждения.

Учитель: Перед вами высказывания, разделите их на истинные и ложные утверждения:

  • Баночки туши стоит 10 рублей (истинно)
  • В нашем магазине можно сделать покупки на 46 рублей (ложно)
  • В задании покрасили 45 мышек (истинно)
  • Мы считали пятерками (истинно)
  • Мы собрали пять разных мешков (ложно)

Самостоятельная работа

Ученики: Проверка. Читают вслух, остальные проверяют и откладывают в сторону.

5. В последнем задании мы подвели итоги всей нашей работы сегодня. Мне хотелось бы поздравить вас с успешной работой!