Конкурсная работа на тему: "Конфликтные ситуации типа "ученик – ученик", "учитель – ученик" и "учитель – родитель" в системе профессионального образования

Разделы: Социальная педагогика


Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в нашей стране, а также мировой экономический кризис влекут за собой обострение многих общественных проблем. Так, взрослые работоспособные люди часто не уверены в своих возможностях обеспечить стабильное достойное существование своих детей и близких, что ведет к постоянному наличию в их жизни эмоциональной неустойчивости и хронических стрессов. Последние, в свою очередь, обуславливают частоту возникающих конфликтов, направленных как “внутрь” (конфликты между членами семьи), так и “наружу” (конфликты вне семьи).

Не остается в стороне от конфликтов и конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и система профессионального образования. Так, на основании более чем тридцатилетнего опыта работы мастером производственного обучения, можно утверждать, что за последние двадцать лет количество конфликтных ситуаций в сфере профессионального образования увеличилось в полтора – два раза.

Конфликты и конфликтные ситуации существенно снижают потенциал наших воспитанников в процессе усвоения знаний и приобретения профессиональных навыков, негативно влияют на их социализацию, обуславливают развитие психосоматических заболеваний. Следовательно, одной из задач мастера производственного обучения является предупреждение и профилактика конфликтных ситуаций, конструктивное управление конфликтом в тех случаях, когда он уже возник и развивается.

Между тем, специальная литература по вопросам предупреждения, предотвращения и управления конфликтами и конфликтными ситуациями в системе профессионального образования в настоящее время, к сожалению, отсутствует. В какой-то мере восполнить данный пробел призвана данная работа, в которой обобщается профессиональный опыт мастера производственного обучения.

1. Конфликт и конфликтные ситуации в системе профессионального образования: теоретические основы

1.1. К истории вопроса

Анализ изученных источников позволяет утверждать, что можно выделить несколько крупных этапов развития общественного интереса к понятиям “конфликт” и “конфликтная ситуация”. Один из них – философский. Главными предметами исследования на данном этапе были вопросы войны и мира, насилия и подавления, власти и подчинения. Такое понимание конфликтов и конфликтных ситуаций привело, в конечном итоге, к постановке вопросов о необходимости толерантности и веротерпимости в обществе, о выборе того или иного пути социально-политического развития общества отдельных стран.

Следующий этап (начиная с XIX века) характеризуется пробуждением общественного интереса к конфликтам и конфликтным ситуациям со стороны многих отраслей науки и, в первую очередь, социологии и психологии. Постепенное соединение теории и практики привело к выработке научного понимания конфликта и конфликтной ситуации, позволило и позволяет вести исследования и вырабатывать специфические практические рекомендации по предупреждению, предотвращению и управлению конфликтами применительно к конкретным сферам общественной жизнедеятельности (педагогика, политика, управление трудовыми коллективами и т.д.).

С точки зрения философского подхода понятие “конфликт” предполагается равным понятию “противоречия”. В свою очередь, содержание термина “противоречие” определяется через тождество и различие, поляризацию, столкновение, противоречивость.

С позиции современной психологии отождествление “конфликта” с “противоречием” обосновано. Дело в том, что конфликт и конфликтные ситуации обычно вызываются объективными противоречиями. Но эти объективные противоречия перерастают в конфликт только в том случае, когда стороны противоречий осознают их наличие. Тогда стороны противоречий становятся участниками конфликтов, т.е. эмоционально окрашенных столкновений противоречивых взглядов, мнений, интересов и стремлений, носящих характер противоборства.

В свою очередь, конфликтная ситуация включает в себя всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызвавших его. Т.е. конфликтная ситуация – это нечто частное по отношению к конфликту и представляет собой отдельный эпизод его развития на данный момент времени.

Сначала конфликтная ситуация носит скрытый (латентный) характер. Второму этапу присущи активный поиск и обмен информацией и мнениями, формирование мотивов. Затем происходит объединение, сплочение членов группы, разделяющих одно мнение и их отделение от другой группы. Появляются “группы поддержки”.

Затем реализуется собственно “столкновение”, - конфликт переходит к публичному этапу, когда появляются различного рода выступления, скандалы, действия, направленные на распространение своих взглядов, поиск сторонников и сочувствующих, резкое отделение от соперников. И, наконец, кризисная стадия. На данном этапе нормальное функционирование системы становится невозможным; могут иметь место различные слабоуправляемые поступки и действия, в том числе насильственные.

Под разрешением конфликтов и конфликтных ситуаций понимается то или иное положительное действие самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих сторон. Конечно, конфликт может быть прекращен и путем властного предписания (указания), например, отчисление воспитанника по приказу директора учреждения профессионального образования (по принципу “нет человека – нет проблемы”). Однако, следует помнить, что если “в выигрыше” оказывается одна из его сторон, преодоление конфликта становится невозможным. В таком случае конфликт не разрешается, а, к примеру, временно “откладывается”, загоняется вглубь до новой вспышки конфронтации.

Знание причин конфликтов в той или иной среде влияет на эффективность их урегулирования. К конфликтогенным факторам (т.е. причинами и условиями, которые лежат в основе конфликта и конфликтных ситуаций) относят:

  • объективные – это экономические, политические и духовные противоречия социальной жизни. В настоящее время существует ряд проблем, которые тормозят развитие, становление и воспитание молодых людей. Это, прежде всего, воспитание, полученное в семье, школьное воспитание, коммерциализация сфер молодежного досуга, средства массовой информации;
  • субъективные (пол, возраст субъектов конфликта, конкретное психологическое и эмоциональное состояние; стрессы, возникающие за пределами образовательного учреждения);
  • комплексные (объективно-субъективные).

Кроме того, как утверждают исследователи, человек становится источником конфликтов, когда его направленность, ценности не совместимы с ценностями, интересами и целями коллектива. Следовательно, мотивом межличностных конфликтов выступают мировоззренческие убеждения индивида.

1.2. Специфика конфликтов и конфликтных ситуаций в системе профессионального образования

Специфика конфликтов и конфликтных ситуаций в системе профессионального образования обусловлена:

  • местом их протекания (учебно-воспитательный процесс);
  • особенностями участников (ученики, учителя, родители);
  • эмоциональным фоном протекания.

Таким образом, конфликты и конфликтные ситуации в системе профессионального образования обладают сложной структурой из-за достаточно большого числа участников (учителя, мастера производственного обучения, учащиеся и их родители, административный и технический персонал учреждения и др.) и особенностей развития социальных отношений. Более того, значительная часть конфликтов обладает качественной спецификой, обусловленной несовершеннолетием их участников (15-18 лет).

Так, особенностями несовершеннолетних участников (субъектов) конфликта являются:

  • уровень интеллектуально-психического развития (слабая развитость логического мышления; более низкий интеллектуальный уровень и т.д.);
  • психологическая и экономическая зависимость от взрослых;
  • психические свойства возрастного развития личности (стремление к независимости, желание самоутвердиться, проявить себя в каком-либо деле и т.п., обуславливающие мотивацию действий подростков);
  • ярко выраженные особенности того или иного темперамента. Например, подростки-сангвиники обычно сильно волнуются, в описываемых ими картинах преобладают личные переживания, граничащие с преувеличениями и искажениями фактов, склонны к приспособленчеству и могут резко менять свои декларируемые убеждения, подстраиваясь под желаемое. Меланхолики склонны драматизировать события; большинство из них – эгоцентрики, полноценный контакт с ними можно установить лишь через интерес к его собственной личности. Холерик – невнимателен, его суждения поверхностны, эмоционально взрывоопасен, что требует осторожной работы с ним;
  • склонность к фантазиям, зачастую переходящим в ложь; стремление преуменьшить свою роль в свершившихся негативных событиях и переложить свою вину на других лиц, на неблагоприятную ситуацию;
  • необходимость установки психологического контакта с родителями несовершеннолетних.

Можно подчеркнуть, что объем информации о личности несовершеннолетнего, которым владеет педагог, непосредственно влияет на его возможности предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с их участием. Между тем, на начальном этапе обучения учащегося (первые месяцы) многие педагоги системы профессионального образования сталкиваются с проблемой отсутствия в школьных характеристиках воспитанников указаний на какие-либо индивидуальные черты характера и склонности, данные о семейной ситуации. Такие документы написаны, чаще всего, как “под копирку”: вежлив, тактичен, уроки без уважительных причин не пропускает, - и не содержат данных о вкусах подростка, его наклонностях и семье. Указанное обстоятельство не позволяет преподавателю воздействовать на конфликты и конфликтные ситуации с максимальной эффективностью на начальном этапе обучения подростка в профессиональном учреждении.

Следует еще раз подчеркнуть, что данные личности подростка составляют информационную базу педагога как для прогнозирования и предупреждения, так и для разрешения реальных конфликтов и конфликтных ситуаций с участием воспитанников колледжей и техникумов. Все это, в свою очередь, обуславливает необходимость практического внедрения теоретических наработок общей, возрастной и социальной психологии, конфликтологии, обобщенного практического опыта современных педагогов.

В частности, педагогам, отвечающим за классное руководство, мастерам производственного обучения можно рекомендовать:

  • индивидуальные беседы с воспитанниками;
  • “живые” наблюдения за ними;
  • проведение вместе с психологом учреждения психологических тестов, направленных на выявление особенностей личности подростка;
  • индивидуальные и групповые беседы с родителями учащихся.

Все это позволит выявить жизненные ценности учащихся, выделить “группы риска” воспитанников, склонных к эгоизму и эгоцентризму, предположить какие именно меры могут применяться к тем или иным учащимся в случае конфликтов.

Конфликтные взаимодействия возможны не только во время проведения отдельных уроков, но и на протяжении всего обучения воспитанника в учреждении. Следовательно, профилактическая деятельность педагога по предупреждению конфликтов и конфликтных ситуаций должна осуществляться не только до возникновения конкретного конфликта, но и на протяжении всего процесса обучения учащегося в учреждении.

Доктор педагогических наук Е.А. Хохлова считает, что конфликты и конфликтные ситуации в образовательном процессе можно подразделить на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные конфликты возникают тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений. Конфликты и конфликтные ситуации будут выполнять конструктивную функцию только тогда, когда оппоненты в своем взаимодействии приходят к сотрудничеству, компромиссам, которые не ущемляют интересы и достоинства друг друга.

Деструктивные конфликты возникают тогда, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны. Деструктивную функцию конфликты и конфликтные ситуации несут в себе тогда, когда один из оппонентов либо уходит от решения проблемы, либо приспосабливается, уступает другому, затем “поливает грязью”, либо навязывает другой стороне предпочтительное для себя решение. Представляется, что именно деструктивные конфликты великий педагог В.А.Сухомлинский в своих работах рассматривал как большую беду для школы.

1.3. Общие подходы к управлению конфликтными ситуациями с участием учащихся

Проблема предотвращения и своевременного разрешения конфликтных ситуаций имеют огромное значение в педагогической практике, в успешном усвоении учащимися знаний и навыков, предлагаемых учреждением, и их социализации.

Представляется, что управление конфликтами более эффективно, если оно осуществляется на ранних этапах возникновения противоречий. Поэтому ключевым моментом здесь является прогнозирование. Точный прогноз развития конфликтной ситуации заблаговременное обнаружение имеющихся противоречий способствует более эффективному ее разрешению. В таком случае педагог предвидит не только свои собственные дальнейшие действия и их последствия (результаты), но и возможные “ответные” шаги учащихся.

Также важным направлением в управлении конфликтными ситуациями является профилактика, поскольку предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно решить их.

Между тем, конфликты с участием несовершеннолетних учащихся имеют место в педагогической практике и мастеру производственного обучения приходится заниматься в том числе и их разрешением. Представляется, что на первоначальном этапе проблема принятия педагогом решения о применении того или иного метода управления конфликтной ситуацией осложнена недостатком информации о:

  • личности несовершеннолетних, участвующих в конфликте;
  • объеме и характере противоречий;
  • круге лиц, вовлеченных в конфликтную ситуацию.

Следовательно, в целях урегулирования конфликтной ситуации мастеру производственного обучения необходимо опираться на знания о типичных конфликтах, которые возникают как между самими учащимися, так и между учащимися и педагогами.

На основе профессионального опыта можно выделить следующие типичные конфликтные ситуации с участием несовершеннолетних:

Противостояние одного или нескольких членов группы остальным учащимся группы (система “ученик – ученик”). Конфликтное противостояние детей между собой часто обусловлены особенностями возраста, стремлением к лидерству, несоответствию морально-этических требований группы к поведению одногруппника (одногруппников). Оно возникает из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов, борьбы за лидерство, противопоставления личности коллективу, в связи с общественной работой, из-за притязаний на одного и того же человека противоположного пола. Основой для таких конфликтов является объективный процесс социализации подростков, направленный на усвоение и активное воспроизводство социального опыта, проявляемого в общении и деятельности.

Конфликтные ситуации между учащимися и учителями – “предметниками” (система “ученик – учитель”). Можно выделить следующие виды причин:

причины делового характера, обусловленные непосредственно учебной деятельностью. Со стороны учителя – это недостаточный профессионализм (неумение организовать познавательный интерес учащихся к своему предмету, манипулирование отметками и др.). Со стороны учащихся – это пропуск уроков без уважительной причины, умышленное нарушение дисциплины, отсутствие выполненных домашних заданий;

  • причины “ролевого” характера, обусловленные общественными представлениями о ролях “учителя” и “ученика”;
  • причины личного характера, обусловленные личностными особенностями участников конфликта.

Конфликтные ситуации между мастером производственного обучения и родителями учащегося. Они обусловлены, чаще всего, следующими причинами: разными уровнями культуры (тогда возникает непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса); несогласованностью стратегий и приемов воспитания (“педагогический разнобой”); различиями в отношении к подростку как к личности. При таких конфликтах мастерам производственного обучения присуще стремление утвердить свой профессиональный статус, а со стороны родителей – защитить своего ребенка.

В целях предупреждения таких конфликтных ситуаций мастеру производственного обучения можно порекомендовать на каждой встрече родительского собрания вести психолого-педагогическое просвещение родителей, пропагандировать объединение усилий педагогической и родительской общественности. Союз педагогов и родителей, их контакт и взаимное доверие – наилучший способ максимально быстрого и эффективного разрешения конфликтов с участием учащихся образовательных учреждений.

Рассматривая типичные конфликтные ситуации, нельзя не затронуть классификацию причин возникновения конфликтов в системе образования Н.И.Кузнецовой. Она выделяет:

Дидактические конфликтные ситуации, обусловленные со стороны учащихся – низкой мотивацией на учебу, отказы выполнять учебные требования; со стороны учителей – предъявление завышенных требований, педагогическая непригодность (например, манипулирование отметками по мотивам симпатии или наказания).

Поведенческие конфликтные ситуации. Со стороны учащихся – неподчинение поведенческим требованиям; обман (списывание, шпаргалки); курение, состояние алкогольного или наркотического опьянения; низкий уровень дисциплины (трудовой, исполнительской и т.п.). Со стороны педагогических работников – ошибки анализа поступков; педагогический диктат; необоснованные выводы; бессилие в управлении познавательной деятельностью и др.

Этические конфликтные ситуации. Как учащимся, так и учителям свойственны: демонстрация интеллектуального превосходства, высокомерия, унижение и оскорбления личности, злоупотребление ответственностью.

В целом действия мастера производственного обучения по разрешению конфликтной ситуации можно представить следующим образом:

  • Диагностика сложившейся ситуации, оценка возможных вариантов ее развития.
  • Выбор средства разрешения конфликтной ситуации.
  • Реализация приемов воздействия.
  • Оценка промежуточных результатов, полученных в результате применения приемов воздействия. Оценка новой ситуации как благоприятной или конфликтной.
  • Выбор и реализация иных приемов воздействия в случае необходимости.

Таким образом, регулирование конфликта представляет собой ряд согласованных действий мастера производственного обучения с целью смягчения, ослабления или перевода конфликтной ситуации в иное русло, на другой уровень отношений. Основная задача педагога – взять под свой контроль сложившуюся конфликтную ситуацию, чтобы использовать ее с максимально возможной эффективностью для достижения целей педагогического воздействия.

Продолжение