Интегрированный урок (математика + литературное чтение) на тему: "Литературное путешествие в страну цифр"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование предметных умений и навыков;
  • воспитание интереса к литературному чтению и математике,
  • формирование понимания общности двух дисциплин,
  • развитие образного и логического мышления,
  • развитие навыков совместной деятельности.

Оборудование:

  • картинка с изображением сказочного персонажа Емели,
  • карточки с цифрами от 0 до 9,
  • лабиринт,
  • кроссворд

Время проведения: 1 урок.

Ход урока.

1. Учитель: Сегодня “Литературное чтение” пришло в гости к математике. Мы совершим литературное путешествие в страну цифр. А отправимся мы в эту страну со сказочным героем Емелей из сказки “По щучьему веленью”. Вспомните, на каком волшебном транспортном средстве путешествовал Емеля?

Ученики: На печке.

Учитель: Устраивайтесь поудобней. Что нужно сказать, чтобы печка поехала? Ученики: По щучьему веленью, по моему хотенью, вези нас печка в страну цифр.

2. Учитель: Наша первая остановка в стране “Цифр”. Пришли нас поприветствовать цифры. Отгадайте, какие?

Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца -
Без начала и конца.

Ученики: Цифра 0.

Учитель:

Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец.

Ученики: Три.

Учитель: Что за близнец у цифры 3 в алфавите?

Ученики: Буква З.

Учитель:

Смотрит мама с нетерпением
На страницы дневника.
Ждет заветную оценку
У сынка-озорника.
Но опять одни четверки.
Нет красавицы...

Ученики: Пятёрки

Учитель:

Стоит она среди листа
Одна, когда тетрадь пуста.
Задрав свой нос до потолка,
Она бранит ученика.
И словно цапля средь болот
Его за лень его клюет.
Хоть у нее одна нога
Она стройна, горда, строга.

Ученики: Единица

Учитель:

То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух дорог развилка.
В ученической тетради
Знаю точно - все ей рады.

Ученики: Четыре

Учитель:

Цифра с виду как игрушка -
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно - это...

Ученики: Восемь

Учитель:

Что скользит по светлой глади
Ученической тетради
Белым лебедем прекрасным,
Ставшим от позора красным
За бездельника, плутишку
Непослушного мальчишку?
То, за что его ругают
И конфет в обед лишают.

Ученики: Два

Учитель:

Глядела цифра в зеркало
И о сестре мечтала.
Но только свойства одного
Его видать не знала.
И получила двойника.
Как капелька водицы
Сестра похожа на нее.
Да только вниз косица.

Ученики: Шесть

Учитель:

Вьется по ветру коса,
А средь спинки полоса.

Ученики: Семь

Учитель: Молодцы! Отгадали все цифры. Цифры нужно поставить в правильном порядке. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Учитель: Сколько цифр используем в записи этих чисел?

Ученики: Одну цифру.

Учитель:Как называются числа, в записи которых мы используем 1 цифру? Ученики: Однозначные

Учитель: Правильно, все числа стали ваши верными друзьями.

3. Учитель: Можем дальше отправляться в путь. По щучьему веленью, по моему хотенью, вези нас печка дальше. Следующая остановка в пути  у нас в царстве “Занимательной математики”. Мы должны узнать, кто будет встречать нас в этом царстве, для этого мы должны пройти через лабиринт, собрать все буквы правильно. (Буратино)

Учитель: А это кто идёт нам на встречу?

Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал…

Ученики: Буратино

Учитель: Оказывается, ему Мальвина задала задачку и он ее не решил:

Давайте послушаем, как все было….

- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала  девочка  и  взяла  кусочек  мела.  -  Мы  займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, ни одного...

- Я говорю, -терпеливо повторила девочка, - предположим, что  у  вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два.

- Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, - так здорово подумал.

- Два...

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

Учитель: Объясните, почему Мальвина сердилась на Буратино….

Ученики: Буратино не мог понять, что задачка придуманная.

Учитель: Ребята, кто из вас знает ответ на эту задачку?

Ученики: Одно яблоко осталось у Бартино.

Учитель: Верно. В стране “Занимательной математики” встретился нам ещё один герой  очень известной сказки. Угадайте, кто это? Очень он любил говорить такие слова:

— Я по сусекам скребён, по амбару метён, в печку сажён, на окошке стужён! Я от дедушки ушёл и от бабушки ушёл!

Ученики: Колобок

Учитель: Правильно! Это колобок! Колобок принес задачки в стихах.

Учитель:

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Ученики: 2+2+2=6 (ватрушек).

Учитель:

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?

Ученики: 5+2=7 (яблок)

Учитель:

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?

Ученики: 3 петуха.

Учитель:

Шесть веселых медвежат,
За малиной в лес спешат.
Но, один из них устал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?

Ученики: 6-1=5 (мишек).

Учитель:

Подогрела чайка,
Пригласила девять чаек,
“Приходите все на чай”.
Сколько чаек, отвечай!

Ученики: 1+9=10 (чаек)

Учитель:

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.

Ученики: 7 зверей

Учитель:

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?

Ученики: 6-3=3 (дочки)

Учитель:

Четыре спелых груши
На веточке качались.
Две груши снял Павлуша.
А сколько груш осталось?

Ученики: 4-2=2 (груши).

Учитель:

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Ученики: 7-1=6 (конфет)

Учитель:

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Ученики: 5+5=10 (морковок)

4. Учитель: Можем дальше отправляться в путь. По щучьему веленью, по моему хотенью, вези нас печка дальше. Следующая остановка в “Городе чисел и букв”. Поприветствовать нас вышел один весёлый человечек. Чтобы узнать, как его зовут, вам предстоит отгадать кроссворд, который называется “8 букв”.

Выберите нужный вариант ответа на каждый из восьми вопросов и впишите начальную букву слова-отгадки  в горизонтальный ряд букв. Если все сделаете всё правильно, то прочитаете слово в выделенных клетках.