Цели урока:
- Развивать умения ставить вопросы кто? и что? к словам; классифицировать на одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.
- Развивать устную и письменную речь.
- Обогащать словарный запас.
- Воспитывать внимательность, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Плакат – “Имя существительное”.
- Карточки для разноуровневой индивидуальной работы.
- Сигнальные карточки для учащихся.
- Мультимедийная установка. Презентация к уроку. (Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Чистописание (на доске).
- Начнём урок с такого задания.
- Какие слова спрятались в 1-й строчки? (девочка
собака ворона)
- Что их объединяет? (Отвечают на вопрос кто? –
одушевлённые)
- А слова 2-й строчке? (ромашка берёза дорога)
(Отвечают на вопрос что? Неодушевлённые).
- Что ещё общего у всех этих слов? Эти слова
обозначают предметы. Словарные слова.
- Запишите их, подчеркните опасные места.
3. Сообщение темы, целей урока.
- С какими словами мы будем знакомиться?
- На какие вопросы они отвечают? (Со словами,
которые обозначают предметы одушевленные и
неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? что?)
А слова эти называются частью речи – именем существительным.
Имя существительное
Очень удивительное
Отвечать оно должно
На вопросы кто? и что?
Будем продолжать учиться ставить к словам вопросы и много нового узнаем.
4. Игра “Кто? Что?”
На партах у вас сигнальные карточки-полоски зелёного и синего цвета.
На экране появится картинка – вы должны показать полоску зелёного цвета, если предмет отвечает на вопрос-кто? и полоску синего цвета, если предмет отвечает на что? Понятно?
(Картинки: слон, бабочка, ворота, ракета и т.д.)
5. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы кто? и что?
а) Работа по учебнику. Найди ошибки.
Прочитайте задание к упр. 51. на стр.36. Проверьте, правильно ли сделал задание Вова Колесников? Исправьте ошибки, если они есть. Спишите без ошибок. Подчеркните опасные места.
Самостоятельная работа.
Проверка. (Слайд № 4)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос
кто? (одушевленные)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос
что? (неодушевленные)
Кто? | Что? |
Игорь | пушок |
Пушок | Москва |
Житков | шило |
Шилов | очки |
А почему слово Пушок, написанное с заглавной буквы, вы написали в столбик с вопросом кто?, а слово пушок, написанное с маленькой буквы, вы написали в столбик с вопросом что? Объясните.
Значит, какой вывод мы можем сделать об именах собственных?
Вывод:
Имена собственные, называющие имена,
фамилии людей, клички животных отвечают на
вопрос кто?
А имена собственные, называющие страны,
города, реки, озёра и т.д. – отвечают на вопрос
что?
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Руки выше поднимаем
И как деревце качаем.
Ветер дунул посильней,
Наклонились подружней,
Вправо – раз, влево – два,
Раз – вперёд, два – назад.
Получился листопад.
1,2,3,4,5 и 6 – нужно всем тихонько сесть.
б) Закрепление об именах собственных.
Запишите в тетради вопросы кто? и что? в два столбика.
Я буду диктовать имена собственные, а вы будете записывать в нужный столбик.
(Несколько уч-ся работают по индивидуальным карточкам)
Москва, Пушкин, Волга, Кирилл, Байкал, Бурёнка.
Самостоятельная работа.
Что? | Кто? |
Москва | Пушкин |
Волга | Пушкин |
Байкал | Бурёнка |
Допишите по одному слову в каждый столбик.
Проверка.
Работа по индивидуальным карточкам. Проверяем.
Дополнительное задание (по рядам, по одному человеку с ряда).
На доске слова напечатаны на карточках:
Праздник, конкурс, радость, дождь, здоровье, каникулы, снег, счастье, молния.
А относятся ли эти слова к именам существительным?
На какой вопрос они отвечают? (Что?)
Существительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.
Распределите слова по группам (по рядам, по одному человеку с ряда).
Явления природы: что? дождь, снег, молния.
События: что? праздник, конкурс, каникулы.
Состояние: что? радость, здоровье, счастье.
Проверим.
Расскажите, что вы запомнили об имени существительном.
Имя существительное - самая большая часть нашей речи. Почти каждое второе слово в ней – имя существительное. И это понятно. Человек с рождения смотрит и хочет знать всё, что его окружает, что существует вокруг него.
6. Игра “Четвёртый лишний” (Слайды № 5,6)
Поиграем в игру.
Вам нужно найти лишнее слово и доказать, почему оно лишнее.
7. Итог урока.
- Расскажите, что вы запомнили об имени
существительном.
- Какие слова отвечают на вопрос кто? что?
Приведите примеры.
- Какое задание было интереснее выполнять? Что
нового узнали?
Благодарю за работу!