Цель: осуществить контроль уровня знаний, умений, навыков полученных по разделу “Технология изготовления цветов из гофрированной бумаги”.
Задачи:
- Выявить уровень полученных знаний, умений, навыков;
- Развивать художественный вкус;
- Формировать интерес к народным традициям;
- Воспитывать желание и умение сотрудничать;
- Обеспечить в ходе занятия соблюдение правил техники безопасности.
Демонстрационные материалы: цветы изготовленные детьми, иллюстрации поэтапного изготовления “Садка”, схемы изготовления цветов из креповой и гофрированной бумаги.
Инструменты и материалы: цветная креповая бумага, клей ПВА, ножницы, проволока, палочки.
План.
I. Организационно-подготовительная часть.
- Сообщение цели занятия,
- Сообщение о работе объединения.
II. Основная часть.
- Беседа о традициях русского народа, показ иллюстрации,
- Беседа о цветах,
- Практическая деятельность:
а) планирование предстоящей работы,
б) инструктаж по технике безопасности,
в) самостоятельная работа.
III. 3аключительная часть.
- Оценка проделанной работы,
- Самоанализ детьми “своего” дела.
Ход занятия
I. Организационно-подготовительная часть.
На земном шаре обитают сотни тысяч видов растений. И почетное место среди них занимают цветы. Трудно себе представить, как обеднела бы наша жизнь, погрустнела планета Земля, если бы исчезли на ней цветы. Они — символ любви и верности, символ уважения и вечной памяти. Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не долговечны. Но люди могут творить чудеса. Они научились создавать искусственные цветы, подражая самой природе. Это — большое искусство, со своими строгими правилами и законами, которые позволяют добиваться максимального сходства, раскрывать природную красоту каждого цветка, подчеркивая его характерные детали и особенности (Приложение 1).
Обладая наблюдательностью, вкусом, хорошо освоив методику окраски, обработки лепестков, тычинок, листьев, можно сделать любой цветок. А освоив искусство цветоделия, нужно научиться правильно, на основе пропорций и гармонии, составлять букеты. Этому мы с вами учились целый год: познакомились с различными видами художественной обработки бумаги, подробно останавливались на изготовлении декоративных цветов из креповой бумаги (Приложение 2).
- В чём её достоинства и превосходство над цветной бумагой и картоном (она легко придаётся форме, изделие получается объёмным, за счёт этих качеств, цветы получаются как живые)
- Сегодня на занятии вы продемонстрируете, как овладели технологией изготовления цветов, имеющих природную гофрированную структуру. Но для начала вспомним, что нужно для изготовления цветка?
- Тема нашего занятия: “Декоративно-прикладное творчество, отразившееся в народных традициях”. Она напрямую связана с цветами
II. Основная часть.
1. Беседа: “Садок”.
- Что как ни праздники ведут нас в прошлое, знакомят нас с традициями, приметами старины. Праздники продолжают жить и в наши дни. Интерес к ним растёт, изучаются народные обряды.
- Сегодня мы с вами узнаем об обрядах, которые позднее перекочевали в Россию, полюбились из-за своей красоты, а может быть причиной были смешенные браки.
- В празднике этом, который называется свадьба, использовали такой обряд, как “садок продавать”. На второй день свадьбы молодожены продавали искусственные цветы, которые были оформлены в “садок”. Деньги, вырученные от продажи цветов, были первым капиталом молодой семьи. Делали “садок” подружки невесты, цветы подбирались не бессмысленно, использование каждого цветка было определено его магическими свойствами. Вероятно, подружки невесты должны были знать и символику цветов. Покупая цветок, гости желали молодым любви, богатства, счастья, поэтому “садок” считали символом любви и крепости семейной жизни. Именно он, отражает, на мой взгляд, декоративно-прикладное творчество в народных традициях.
- Подружки невесты брали за основу высокий репейник и изготавливали “Садок”, обматывали ствол цветными лентами, прикрепляли бумажные цветы, сделанные своими руками с любовью и теплом.
2. Беседа о цветах.
- Каждый цветок, сделанный вручную, имел свое предназначение:
Лилия белая – или кувшинка – цветок русалки. Нежная и очаровательная белая кувшинка – это не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей много волшебных свойств. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы и одолеть врага, оградить от бед и напастей. Кувшинку вкладывали в ладанку и носили ее как амулет. Белая кувшинка издревле считалась символом красоты, милосердия и непорочности невесты.
Роза – ёе называют царицей цветов за несравненную красоту. С давних-давних времен она была общей любимицей. В Древней Греции розами украшали невест, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны. Это символом величия и красоты, любви Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира. В Россию роза попала через славянские племена. С нею были связаны празднества русалки, которые позднее приходились на Троицу. Русская роза – шиповник. Даже одна роза – прекрасный подарок. А уж букет роз для невесты, признание ее величия и красоты.
Василёк – постоянный спутник ржи и пшеницы. Если будут васильки, жизнь у семьи будет богатой. Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний.
С васильками у славян связано два праздника: "пошел колос на ниву" – отмечался при появлении колосьев на ниве и "именинный сноп" - проводился в конце лета перед уборкой урожая. Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов впервые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу,
Уродись на лето
Рожь с овсом.
Со дикушей, со пшеницей.
Праздник "именинный сноп" проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил имя именинника.
Также входили в “садок” цветы калины, они восславляли невинность дивчины и приречной мяты для жизни семейная вечной, богатой
3. Практическая деятельность.
- Как вы уже поняли, изготавливать мы будем именно те цветы, о которых говорили сегодня на занятии: розы, васильки, лилии. Цветы калины и приречной мяты у нас есть в засушенном виде и в конце занятия мы с вами оформим их в букет.
Для работы нам необходимо разбиться на 3 группы:
- Изготовление роз,
- Изготовление васильков,
- Изготовление кувшинок, а один из вас будет обвивать стебель.
Стебель цветка. Стебель – основа цветка. Он должен быть достаточно прочным и жестким, так как на нем располагаются, кроме распустившегося цветка, листья и бутоны. Прежде чем приступить к изготовлению цветов, нужно научиться обвивать репейник бумагой:
Лепестки, листья, тычинки. Основным материалом для изготовления цветов является гофрированная бумага. Чтобы сделать какой-нибудь цветок, нам вовсе не нужно иметь выкройку его деталей: лепестков, листьев, чашелистиков, так как у нас хорошо развит глазомер, и мы уже свободно владеем ножницами. Все бумажные цветы изготавливаются почти одинаково (Приложение 3). Разница заключается только в форме лепестков, а порядок сборки один и то же. Сначала обрабатываем лепестки, затем делаем сердцевину (тычинки), потом крепим листочки. Прежде чем приступить к работе восстановите в памяти или посмотрите в справочных изданиях цветы, которые будете делать. Это вам поможет.
Василек сделаем из синей бумаги. Тычинки делаются из гофрированной и плотной бумаги. Вырежем полоску в виде клина. Внизу проведем прямую линию, отступив от края на нужное расстояние в зависимости от величины цветка. Сверху до линии сделаем разрезы через 5—7 мм (шаблон 4). Затем бумажные полоски протянем между большим пальцем правой руки и краем закрытых ножниц или линейки так, чтобы они свернулись в колечки. Потом заготовку накручивает на толстую проволоку или палочку по спирали. Далее вырежем заготовки лепестков в виде треугольников. Сложим их вдвое и вырежем по краям зубчики (шаблон 1,2). Будем приклеивать лепестки по кругу на сердцевину, несколько ниже тычинок. Из зеленой бумаги вырежем листочки. Проволоку надо будет обмотать полоской зеленой бумаги и прикрепить листочки.
Розу надо делать из тонкой бумаги. Сначала вырезаем лепестки, штук пятнадцать-двадцать (шаблон 3). Наружные лепестки должны быть больше, чем внутренние. Лепесткам придадим плавный естественный изгиб. Для этого несколько раз протянем их между большим пальцем правой руки и краем закрытых ножниц так, чтобы они слегка “закудрявились”. Сборку начинаем с самых маленьких лепестков. Располагаем их как сердцевину цветка. Каждый новый слой лепестков обмазываем клеем ПВА. Когда цветок собран, приклеим чашелистик (шаблон 6), обмотаем бумагой и прикрепим листья.
Лилию надо делать из тонкой белой бумаги. Сначала вырезаем лепестки, штук шесть (шаблон 5). Наружные лепестки должны быть такого же размера как внутренние. Лепесткам придадим плавный естественный изгиб. Для этого вытягиваем их большими пальцами рук. Сборку начинаем с тычинок, которые делаем из кручиной гофрированной бумаги или салфеток желтого или коричневого цвета. Располагаем их как сердцевину цветка. К ним приклеиваем первые три лепестка, второй слой располагаем между лепестками первого слоя. Когда цветок будет собран, обмотаем бумагой и прикрепим листья.
III. 3аключительная часть.
- Посмотрите, какой замечательный “Садок” у нас получился:
Осталось только невесту, найти, которая споет нам:
Жду, подруги, от вас я “садочка”
Из пяти самых лучших цветочков:
Из роз алых, что жарко пылают,
И любовь на всю жизнь обещают.
Из кувшинок и цвета калины,Что восславят невинность дивчины.
Из лесных голубых василечков,
Чтобы счастливы были денечки,
К ним добавить мяты приречной,
И семейная жизнь будет вечной
Литература:
- Красиков С.П. Легенды о цветах, 1990г
- Миловский А. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. - М.- “Детская литература”,. 1987г
- Русское народное поэтическое творчество: хрестоматия: учеб. пособие для пед. институтов / Сост. М.А.Вавилова./ - М.: Высшая школа, 1987г
- www.Florest.ru, www.sdelayflowers.ru