Задачи:
- Формирование понятий “полис”, “ареопаг”, “архонты”, “демос”.
- Воспитание творческого отношения к учебному труду.
- Развитие знаний учащихся о природе и обществе Древней Греции.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: конструкторская мастерская.
Учебное оборудование: карта “Древняя Греция”; аппликации; канцелярские товары.
1.
Здравствуйте, добрый вам день!
Хотите что – то стоящее узнать?
Оставьте дела и отбросьте лень.
Урок истории позвольте начать.
Вы изучаете Венецию?
Нет. А что тогда? (Древнюю Грецию)
Ах, Древнюю Грецию! Это не шутка!
Поработать нам сегодня придётся
И для этого – вот так штука,
На партах всё у вас найдётся!
Вы уже знаете, как жили греки в независимых городах Микены, Пилосе, Тиринфе, на острове Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Сегодня на уроке мы продолжим изучение жизни древних греков. Но перед этим нам необходимо вспомнить уже изученный материал.
У себя на партах вы видите набор, состоящий из заданий под различными номерами. Возьмите карточку под № 1, расположите слова из данного набора перед собой в том порядке, каком считаете нужным.
Вопрос: Скажите, каким одним понятием они связаны между собой?
Да, это характеристика государства. А в Древней Греции государство называлось полисом. Полис – город-государство. Город являлся центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию. В каждом полисе проживало несколько тысяч граждан.
2. Откройте учебник стр. 131, найдите карту Аттики. На ней обозначен полис – греческий город-государство. Как вы думаете, какой город являлся центром полиса в Аттике?
А теперь найдите территорию Аттики на карте Греции. (вызов к доске, показ)
У: У вас на столах есть контуры Аттики. Расположите её правильно перед собой. Сегодня на основе контура Аттики мы будем конструировать модель полиса. И назовём эту модель “Жизнь Афинского полиса”. Название нашей модели и будет темой сегодняшнего урока.
Первое задание: Найдите на своих моделях месторасположение города Афины и подпишите его.
А так как полис – это государство, то под названием Афины на своей модели разместите основные понятия государства, которые мы с вами уже повторили. (карточка № 2)
Сейчас выполняем следующее задание. Карточка №3. Это документ, в котором описывается природа и занятия греков в Афинском полисе. Также в задании есть картинки и слова, часть которых соответствует данному документу, а часть не соответствует. Ваша задача – прочитать документ и правильно выбрать основные занятия греков в Афинском полисе. И разместите их на своей модели.
(Кто раньше и правильно выполнил задание модель на доске).
(Опрос, почему выбрали именно это).
У: Хорошо. Основные занятия жителей полиса мы определили. Но общество было неоднородным: одни управляли, другие подчинялись. Кто же у афинян правил, а кто управлял? Обратимся к учебнику. Прочитайте 2 пункт, 1-2 абзац.
Вопросы:
- Как назывались правители Древней Греции? (архонты)
- Что такое ареопаг? (совет знати)
- Как назывался простой народ в Греции? (демос)
Теперь впишите в свою модель на карточку №2 эти термины. Но сначала подумайте, куда вы их впишите.
(У меня на доске тоже вписывает кто-нибудь).
Вопрос: какую функцию выполнял ареопаг (правил, судил).
У: Скажите, а справедливо ли управляли правители – архонты?
Конечно, нет. Так как в Афинском полисе не было писанных законов.
А народ требовал точной их записи. Тогда один архонт по имени Дракон записал обычаи, и они стали законами.
Перед вами на доске записаны некоторые из тех законов. Посмотрите внимательно, можно ли данные законы назвать справедливыми?
(Размышления).
Вывод: Эти законы были жестокие, несправедливые. Их так и называли – “Драконовы законы” – это выражение с тех пор стало крылатым.
Ребята, вы уже знаете, что Аттика – это область с мягким климатом, с благоприятными условиями для выращивания винограда, оливок, здесь занимаются торговлей и ремеслом. Но почему же тогда в Афинском полисе одни были богатые, а другие бедные? И каковы причины бедности.
Чтобы вам было легче, я записала некоторые причины бедности на доске. Вы согласны с этими причинами? Запишите на ваших моделях те причины, которые вы считаете нужными, возможно вы добавите к этим причинам какие-то ещё.
(Беседа по причинам бедности).
У: Таким образом, бедняки в Афинах становились беднее, а богатые богаче. А в результате недовольство демоса росло. А к чему это могло привести?
Нарисуйте каким-либо значком, символом на своих моделях ответ, кто как думает.
Вывод: недовольство демоса могло привести к выступлению против знати.
Рефлексия: ребята, модель “Жизнь Афинского полиса”, которую вы составили, поможет вам при подготовке домашнего задания.
А сейчас я попрошу вас открыть карточку № 4. Что вы видите? Это рисунки вашего настроения и отношения к нашему уроку. Выберите ту, которая соответствует вашему состоянию в данное время, и приклейте её на вашу модель.
А закончить наш урок я хочу такими словами:
История – это не сказка,
Но очень уж многому учит!
Кто понял, что история – подсказка,
Тот к мудрости ключ получит!
(Вручить ключ со стихотворением).
Выставление оценок.
Домашнее задание: п. 29.
Сожержание карточек можно получить у автора статьи.