Задачи урока:
- Познакомить учащихся с основными видами орнамента шорцев;
- Развить умение применять свои знания, полученные на уроке на практике;
- Привить эстетический вкус и любовь к прекрасному.
Необходимо подготовить раздаточный материал: карточки с точками, ломаными линиями, прямыми линиями и т. д. На доске схемы орнаментов воротников шорцев.
Схемы 1.
У северных народов свое представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего рукодельница, расторопная и экономная хозяйка, заботливая мать.
Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, все складывалось в мешочек для рукоделия – тутчан. В тутчане могло храниться и "находилище для шьющих" - игольница. Даже отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с тутчаном, он может понадобиться в любой момент. Невозможно себе представить шорскую женщину без дела, ее руки всегда заняты. И нет, наверное, более сложной и кропотливой работы, чем шитьё одежды. Женщина является и носительницей орнаментальных традиций.
Орнамент – мощный пласт сегодняшней культуры шорского народа. Он богат и многогранен. Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности северных народов, - культу огня, различным явлениям природы – человек обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствуя себя частицей этого большого мира. У шорского народа орнаментом украшались одежда, орудия труда охоты, утварь, курительные трубки, чехлы для ножей, сумки и др. предметы быта. Орнамент наносился на предметы из ткани, дерева, бересты, кости, рога, кожу и др.
Орнаментальные мотивы на различных предметах делятся на 3 группы:
- геометрические;
- растительные;
- животные.
На женских поясах чётко просматривается геометрический орнамент. В геометрическом орнаменте широко использовались таки фигуры, как треугольники, прямоугольники, зигзаги, окружности, просто линии с соблюдением строчной симметрии.
Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта.
Орнамент можно нарисовать, написать красками, вышить, выткать, можно сплести его в виде кружева, связать на спицах и крючком. Прежде чем вышивать орнамент, надо научимся его рисовать. Т.к. в орнаменте часто встречаются точки и линии, они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные, кривые линии, получаем элементы орнамента. (Работа с раздаточным материалом схемы 2).
Когда на трафарете-схеме построен узор, можно подбирать цвет ниток “мулине” для выполнения вышивки в цвете.
Схемы 2.
а) трафареты-схемы
б) эскизы рисунка
в) готовые узоры
Схемы 3. Вышивка.
При выполнении орнамента чаще всего используются счётные швы: роспись или полукрест, набор, счётная гладь, косая стёжка, крест, гобелен.
Вышивку можно выполнять на корсажной ленте, ленте-канве и использовать потом как вышивку для одежды, браслет, закладку для книг.
Вышитые изделия