где старое кончается, где новое
начинается. Иное вчера делано,
а думка-то от дедов-прадедов пришла…»
П. Бажов
Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края, специфические потребности региона в области образования.. В нашей области краеведение преподается как самостоятельная дисциплина. Изучение и преподавание краеведческих дисциплин неразрывно связано с исследовательской работой педагогов и учащихся. Работа эта от исследователя требует определенных знаний, умений и навыков в сфере поиска и использования различных источников краеведческой информации, а от школьной библиотеки – соответствующей информационной поддержки. В плане информационной поддержки перед школьной библиотекой стоят следующие задачи: предоставлять пользователям организованный краеведческий фонд и СБА; оказывать помощь пользователям в приобретении знаний, умений и навыков поиска краеведческой информации; осуществлять краеведческое справочно-библиографическое обслуживание и краеведческое библиографическое информирование. [2] Но сегодня работник библиотеки и сам может выступить как руководитель или участник краеведческой исследовательской работы.
Главное, чтобы вся эта работа была подчинена одной цели – пробудить в ребенке интерес к чтению, закрепить этот интерес как навык, привычку и сформировать у школьника навыки самостоятельного пользователя.
Работа в этом направлении особо важна потому, что мы работаем с поколением, которое росло без национальной идеи, которое не знает истории своей страны, для которых фамилия голливудского актер Вина Дизеля более знакома, чем фамилия русского классика Дениса Фонвизина.
Краеведение, на мой взгляд, как раз и может стать той отправной точкой, когда подростка сначала заинтересует то, что казалось бы так хорошо знакомо, а потом, при правильном руководстве, случайный интерес может обратиться в постоянную читательскую потребность.
Все эти предположения подтверждает мой небольшой опыт работы в этом направлении.
С введением в стандарт образование регионального компонента доля делового чтения педагогов и школьников по краеведению значительно увеличилась. И задача школьных библиотек, прежде всего, - реализовать потребность, запросы читателей в сфере делового чтения.
К сожалению, краеведческая информационная база нашей школьной библиотеки на момент моего прихода, 12 лет назад, оставляла желать лучшего, хотя мы были даже в более хороших условиях, чем многие другие школьные библиотеки. Формирование фонда по краеведению в каждой школе идет по своему сценарию, по своим принципам и законам. Конечно же, решается, прежде всего, вопрос обеспечения регионального компонента школьного образования. Используется всё: и возможности школьного музея, и спонсорские средства, и создание информпакетов, и тесная связь с краеведческим отделом ЦБ ЦБС… Все это снижает остроту проблемы, но кардинально ее не решает.
Новые требования к содержанию образования и его информатизации поставили нас перед проблемой создания фонда электронных изданий по краеведению. Отсутствие красивых виртуальных, мультимедийных изданий толкает на создание собственных электронных продуктов. Сегодня в помощь преподаванию краеведения или регионального компонента моя библиотека может предложить диски «Зюраткуль», «Национальный парк Таганай», «Златоуст небесный и земной», «Художественная культура Урала», «Народные ремесла на Урале», большую коллекцию презентаций по краеведению, авторский фильм «Тургояк», электронный путеводитель по краеведческому фонду библиотеки, небольшую библиотеку электронных книг, Интернет.
Оказание помощи пользователям в приобретении знаний, умений и навыков в сфере поиска краеведческой литературы, краеведческое библиографическое информирование не может оказываться без хорошо развитого СБА. Пришлось краеведческую картотеку создавать «с нуля». Правда, привычный, карточный вариант вскоре отпал, т.к. появилась АИБС. С 2004г. в библиотеке установлена программа «МАРК – SQL (версия для школьных библиотек)». Обучение поисковым навыкам, навыкам самостоятельного пользователя происходит на уроках «Школы умного читателя» факультативов «Основы информационной культуры». Сегодня обучить старшеклассников навыкам пользователя электронного каталога – реальность, т.к. установлена АИБС «МАРК-SQL». Уроки-практикумы «Поиск информации в ЭК АИБС «МАРК-SQL» проводятся в рамках факультатива.
Для рекламы фонда организую книжные выставки (есть традиционные – сентябрьская посвящена Златоусту, октябрьская – Владиславу Крапивину, январская – Павлу Бажову), обзоры, выпускаю буклеты как для учеников, так и для учителей. От всей этой весьма важной работы есть, конечно, кратковременный эффект, но удовлетворения он не приносит. Помогает то, что постепенно сложилась система библиотечных мероприятий по краеведению. Прежде всего, это - активное участие библиотеки в предметных неделях по окружающему миру (ШМО учителей начальной школы), по географии биологии. Обращаемся к творчеству классиков краеведческой литературы, прежде всего, конечно, к творчеству П.П. Бажова. Ежегодная январская викторина по сказам Павла Бажова, проводимая уже много лет, дает стабильный интерес к сказам, а последующая выставка работ показывает творческий потенциал учеников. Обзоры литературы, виртуальные книжные выставки, например, о творчестве Владислава Крапивина (ведь тоже уральский писатель!), сделали, казалось бы, невозможное: краеведческую литературу (прежде всего художественную) стали спрашивать не потому что «задали», а потому что «интересно».
У современных подростков меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтенй. Растет новое «мультимедийное» поколение, у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Не уметь общаться на современном языке с новым поколением грозит тем, что нас просто не будут воспринимать и понимать. Это мы должны научиться говорить на их языке, как более мудрые. И только потом, когда они нас будут слышать и доверять, показать, что наш мир не менее прекрасен, чем их. Мультимедийные книжные выставки, презентации книг, использование электронных презентаций делает наше мероприятие, наш рассказ не просто запоминающимся, иногда единственно доступным для восприятия современного подростка.
Первым моим опытом в этом направлении было создание электронной презентации, слайд-шоу «Вершины Каменного пояса» о горах Златоуста. Включив не только фотографии с видом хребтов и гор Златоустовского Урала. Один из слайдов представлял книги, в которых можно почитать о названиях знакомых мест, их истории. Результат - всплеск интереса к книгам о Златоусте. Почитать книги приходили даже родители. Причем, такой слайд обязателен во всех моих презентациях. Действует это как 25-й кадр. Следом появились презентации о Златоусте, о гравюре и т.д. Сейчас у меня в банке данных более десятка презентаций о Златоусте, златоустовской природе, истории города и т.д. созданные учителями и учениками нашей школы. Это был, конечно, прорыв, но в техническом отношении не всегда приносящий удовлетворение. Возможности программы Power Point не дают, например, объемного эффекта, эффекта непрерывности показа картинки. И поэтому мой рассказ о Тургояке был дополнен фильмом, который я сделала в программе Movie Marker. После первого же его просмотра книга М. Фонотова «Голубые зеркала Урала» стала школьным «бестселлером». И интерес к этой книге продолжает расти. Следующие шаги – «Легенды Южного Урала» и т.д.
Появление в библиотеке «Красной книги Челябинской области» позволило обратить внимание младших школьников на проблему сохранения растений и животных. Презентация книги позволила даже довольно сложный материал сделать доступным для этого возраста. Сейчас наблюдается просто бум. В читальный зал приходят даже нечитающие до этого мальчишки. И их удивлениям и восторгам нет конца. Вслед за ней берут различные энциклопедии о природе, животных, заповедниках, а более старшие - книги «Зеленой серии» и т.д. Более того, ученики 4а класса выполнили проект «Красная книга», подготовив сообщения с фотографиями и рисунками о животных и растениях. Акцент был сделан на животных и растения Златоустовского Урала. На мой взгляд, в данном случае важны не сами сообщения, а то, что дети перечитали не одну книгу, а кто-то воспользовался и Интернетом. Работа, знаю, велась вместе с родителями. А ведь совместная работа не только дает знания, развивает поисковые и творческие способности ребенка, но и сближает семью. Если учесть тот факт, что встреча с краеведческой литературой по географии и биологии провоцирует дальнейший интерес к естественнонаучной литературе, то становится ясным, что краеведение может стать краеугольным камнем в развитии читательских приоритетов школьников.
Отдельным блоком у меня стоит работа с художественной краеведческой литературой. Работу в этом направлении начинаем с младших школьников. В нашей школе с 2004г. многие классы работают по «Читательским дневникам семейного чтения». Есть дневники для учеников начальных классов, есть – для 5-6 класса. В них даются рекомендательные списки литературы по жанрам и темам (книги о ровесниках, сказки, фантастика, приключения, поэзия и т.д.), в конце каждого раздела вопросы по книгам и различные творческие задания. В читательских дневниках учеников 1-2 класса произведения южноуральских писателей включается в общий список рекомендуемой литературы. Начиная с 3-го класса в дневнике обязательно выделяется раздел «Литературное краеведение». Такое пристальное внимание к произведениям уральских авторов не случайно. Читая местных авторов, на наш взгляд, ребенок сопереживает сильнее, т.к. действие происходит в знакомом ему городе или местности, героя окружает знакомая природа. В подтверждение этого могу привести отзывы родителей: «В этом году нас очень удивила и порадовала тематика «Литературного краеведения». Мы из этого раздела прочли не только заданное, но и познакомились с другими златоустовскими авторами, прочли их биографию…» (родители И.Казанцева, 3а кл.), «…А некоторые произведения из раздела «Литературное краеведение» я читала впервые…» (мама О. Манаева, 3а кл.), «Мы вместе читали книги уральских авторов и познакомились с творчеством многих писателей родного края. Расширили свои знания по истории и географии Южного Урала» (родители К. Айвозян, 3а кл.). А приоритеты детей разделились между трех произведений: Н. Берсенев «Кристинкин лес», М. Гроссман «Непутевый» и Н. Цуприк «Айка».
Этот класс, кл. рук. Т.В. Хлебникова, четыре года работал по читательским дневникам, и сегодня можно говорить о результате. В первом классе нечитающих детей было 20%, в четвертом их осталось только 6,1%, выполнена две проектных работы по краеведению.
В прошлом году в читательский дневник 2кл. включен раздел «От 7 до 12», в котором педставлены книги одноименной серии издательсва Марины Волковой. Прошло великолепное заседание клуба семейного чтения по этим книжкам. Вот отзыва: «Спасибо за то, что предложили прочитать эти книги. Я думала, что моя дочь никогда не начнет читать. Теперь ее не оторвать…»,- мама Н. Бухариной, 2б кл.; «Мам, почему этих книг не было раньше!..», - Е. Чихрак, ученик 5в кл.
При чтении краеведческой художественной литературы «погружение» оказывается сильнее, эмоциональный эффект от прочитанного, а значит и положительное впечатление от самого процесса чтения, тоже сильнее. А ведь без этого не пробудить интерес к чтению, не превратить чтение в привычку. Кроме того, от местных авторов легче перейти к другим писателям, пишущим на те же темы. У нас есть пример, когда ребята от чтения произведений В. Крапивина переходят к чтению повестей А. Лиханова и др. Чтение книг о ровесниках вообще является одним из любимых занятий учеников нашей школы. Особой популярностью пользуются произведения В.Крапивина, А.Лиханова, Р. Фраерман, В. Осеевой, А. Алексина и др.
Вообще, тема литературного краеведения в нашей школе особая. Среди выпускников нашей школы – Николай Верзаков, Пётр Серебряков, Владимир Черноземцев, Александр Моисеев, Юрий Зыков. Есть и менее известные имена. Представление «наших» писателей» начинаем с начального звена. Вышедшая в нашем городе хрестоматия златоустовских писателей «Золотые крылышки» требовала особого представления, поэтому вновь обратились к электронной презентации. Созданная презентация книги «Золотые крылышки» позволила акцентировать внимание учеников на писателях-выпускниках школы, произведения которых были включены в этот сборник. Так самые младшие читатели впервые познакомились со стихами Юрия Зыкова, рассказами Николая Верзакова и Владимира Черноземцева.
В среднем и старшем звене – обязательное «погружение» самих школьников в «материал». Не знакомство со стороны. Используем и литературные вечера, презентации книг, исследовательские работы. В 2008г. прошла презентация книги Ю.Зыкова «Мужичье лето», представленная девятиклассниками, чуть позже – авторский вечер В. Черноземцева в городском литературном объединении «Мартен». И вот уже потянулись ко мне ребята за поэзией. Еще чуть раньше две девятиклассницы вызвались сделать творческую работу о писателях нашей школы. Работа была проделана огромная: перечитано «море» литературы, музейные материалы из личных архивов самих писателей, поиск информации в Интернет. Работа была представлена на I городских краеведческих чтениях, заняла III место в областном конкурсе «ЛуЧиК» Свою задачу авторы видели не только в систематизации материала, но, прежде всего, в рекомендательном характере своей работы. Сейчас литературный путеводитель пользуется большой популярностью у учеников нашей школы. (Приложение 1).
Здесь к месту будет рассмотреть организацию исследовательской краеведческой работы в стенах школьной библиотеки. Реально существует настоятельная потребность модифицировать краеведческую деятельность школьных библиотек, и основным подходом в этом плане должен быть инновационный. Необходимы такие изменения, преобразования и нововведения, которые помогут каждой школьной библиотеке занять положенное место в региональной образовательной и краеведческой информационной среде. Именно исследовательская работа позволяет вывести краеведческую работу в библиотеке на новый уровень. В связи с этим хотелось бы рассмотреть следующий вопрос. Когда выполняется работа об уральских писателях или уральской природе не возникает никаких вопросов. А разговор об истории семьи, составление генеалогического древа семьи, сочинение на тему «Книга в моей семье» - это можно отнести к краеведческой работе или нет?
Как отделить историю отдельно взятой семьи и историю репрессированных с 7-го жилучастка г. Златоуста, если и там и там отразились вехи истории нашей большой страны и история моего города? Когда, узнав некоторые странички истории своей семьи, ученица начинает читать книги по истории, это не результат небольшой исследовательской краеведческой работы? Если все это помогает детям продвинуться хоть на шаг к чтению книг, мне кажется, можно считать результатом исследовательской работы детей и библиотекаря. И это, на наш взгляд, первые этапы той формы работы, которая называется исследовательской.
Для качественного выполнения такой работы требуется знакомство с литературой по теме, сама тема (история семьи, культурный аспект семьи) тоже связаны с краеведением. Это разве не составляющие краеведческой работы? Уже после выполнения такого рода работ можно ставить и более сложные исследовательские задачи (например, проект «Красная книга» или литературный путеводитель «Писатели нашей школы).
И, конечно же, исследовательская краеведческая работа школьной библиотеки может и должна вестись с тесным сотрудничеством со школьным музеем.
Результатом всей нашей работы, мне кажется можно считать то, что прослеживается явная тенденция в развитии читательских предпочтений у учеников нашей школы: обращаясь к книгам о природе нашего региона, ребята не только узнают что-то новое, лучше учатся по географии, биологии, но и больше читают литературу по естественным наукам, несколько лет подряд ученики нашей школы занимают первые места на городских олимпиадах по географии. Большой процент выпускников нашей школы выбирает вузы естественнонаучной и гуманитарной направленности. Работа по популяризации творчества местных авторов, пишущих на различные темы, делает популярным не только произведения данных авторов, но и вообще процесс чтения. Самыми спрашиваемыми темами чтения в нашей школе являются книги о ровесниках и о природе. Ни один городской творческий конкурс не обходится без учеников нашей школы. Исследовательская работа школьников тоже дает стойкий интерес, как к краеведческой, так и к исторической литературе.
Интерес к прошлому своего края, к деятелям культуры, их жизни и творческой деятельности возрастает с каждым годом. Мы не “Иваны, не помнящие родства”, и знаем, как много сделано предшествующими поколениями для нашего сегодня. С позиции современности мы оцениваем их труд и берем на вооружение все, что не утратило значения в наши дни.
«ПАМЯТЬ – это ничем незаменимый хлеб насущный, без нее дети вырастут слабыми незнайками, неспособными к будущему».[4] Эти слова взяты из романа Владимира Алексеевича Чивилихина «Память». Приобщая молодого человека к истории Отечества (большого и малого), библиотека может помочь приобрести ему такие качества, как ответственность, способность к творчеству, любознательность, настойчивость, стремление к приобретению новых знаний, эстетическое восприятие действительности, высокая нравственность. И, следовательно, может сыграть большую роль в формировании личности. Все тот же Чивилихин писал: «Без памяти, без чувства родины, без благодарности к предкам, человек – случайность на земле; и он уничтожит землю».[4] Так давайте жить так, чтобы никто не сказал что мы случайные на земле люди.
Список литературы
1. Бажова-Гайдар, А.П. Ключ от малахитовой шкатулки: интервью с А.П. Бажовой-Гайдар / А.П. Бажова-Гайдар; бес.Т.Рудишина // Библиотека в школе. – 2005. - №20. – С.20-21.
2. Соколова, Е.В. Комплексные формы – краеведческой работе в библиотеке / Е.В. Соколова // Школьная библиотека. – 2000. - №2. – С.35.
3. Тихонова, И.А. Читательский дневник для начальной школы / И.А. Тихонова // Школьная библиотека. – 2003. - №6. – С.40-41.
4. Чивилихин, В.А. Память: роман-эссе / В.А. Чивилихин. – М.: Современник, 1982. – 767с. – (Новинки «Современника).
5. Школьная библиотека как краеведческий информационный центр // http://schoollibrary.ioso.ru