Урок риторики в 3-м классе. Тема: "Что такое вежливость?"

Разделы: Начальная школа


Цели  урока: продолжить  знакомство  детей с понятиями вежливость, вежливая речь, вежливое общение;  со значением  вежливости для установления и поддержания контакта.

Задачи урока:

  • различать такие понятия, как вежливо – невежливо – грубо;
  • различать вежливость на словах и добрые дела;
  • уместно употреблять вежливые слова
  • быть внимательным к старшим.

Формировать установку на то, что:

  • внешнее выражение вежливости должно быть в единстве с внутренней воспитанностью,
  • вежливость – качество дисциплины.

Оборудование:

  • конверты с заданиями;
  • мультимедийный проектор;
  • толковый словарь;
  • музыкальный центр.

ХОД УРОКА

1. Мотивация  изучения  темы. Беседа.

– Чему мы учимся на уроках риторики?
– Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе людей, легко найти с ними общий язык. Что же для этого нужно?

Анкета «Оцени  свою  вежливость»

У вас было домашнее задание: поработать с анкетой.  На одни и те же вопросы отвечали вы и Ваши родители. Давайте проанализируем полученные результаты. (анкета дана в учебнике «Детская риторика» – 3 класс, стр.104)
Все наши ребята разделились на три группы:

                                                                            Ответы детей                    Ответы родителей

1 группа (12-16 очков)                                      13 чел.                                   12 чел.
С тобой пока всё в порядке.  Так держать!
2 группа (8-11 очков)                                       11 чел.                                   10 чел.
Ты не всегда вежлив(а).  Будь внимательней!
3 группа (меньше 8 очков)                                3 чел.                                     5 чел.
Тебе ещё надо учиться вежливости.  Не жалей на это сил и времени!

– Почему же даже в первой группе сказано «пока»? Надо постоянно  работать  над  собой.  Следить  за  своим  поведением. Совершенствовать свои знания умения и навыки. Нужно не просто знать вежливые правила, а быть по настоящему вежливым человеком. Сегодня на уроке мы будем этому учиться.

2. Речевая разминка

Учебник стр. 105, задание 1 (это задание выносим на экран с помощью мультимедийного проектора).
Правильные ответы появляются на экране: улыбчивый, приветливый, тактичный, доброжелательный, отзывчивый.
– Всегда ли добрый человек – вежлив? 
– А вежливый человек – добр? Приведите  свои  примеры.

3. Риторическая задача 1 – сюжет детского журнала «Ералаш»

1981 г.  № 27  «Вовка – добрая душа»

Вопросы:

– Как Вовка обращается к взрослым?
– Почему он так долго не уходит с этого места?
– А как поступил маленький мальчик?
– Можно ли назвать Вовку воспитанным?  Добрым?

4. Работа с учебником

– А теперь давайте  вспомним нашего  любимого  литературного героя.
(Звучит  песенка  Крокодила Гены)
Учебник стр.106 № 120
(Во время выполнения этого задания на экране проектора появляются картинки героев, у которых Крокодил Гена берет интервью: Чебурашка,  Лев Чандер, Собачка Тоби, Мартышка, Слонёнок, Пони)

– В высказывании каждого героя  подчеркните самые главные слова.
– Как ещё мы называем главные слова? (ключевые)
– Используя эти ключевые слова, запиши свой ответ на вопрос: «Что такое вежливость?»
(Чтение детских ответов)
Заканчивая эту работу,  давайте послушаем маленькое стихотворение.
(Читает ученик – выучить заранее наизусть)

…Счастливей, чем счастья подкова,
Дороже, чем  горсть серебра…
Спасибо за доброе слово.
Спасибо за слово добра.
…Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.
                                      (Л.Щипахина)

– Что означает  фраза: «Скажите мне доброе слово, а я приумножу его»?
– Чем можно приумножить доброе, вежливое слово?

5. Риторическая задача 2.

Разыгрывание сценки по рассказу В.Осеевой «Подарок» (рассказ дан в учебнике на стр.114, задание № 129,  его  можно и просто прочитать по ролям)

– Какие ошибки  вы  здесь  заметили?
– Как надо  поступить  правильно?
– Дома я предлагаю вам  разыграть эту сценку так, чтобы мальчики  были вежливы.

6. Работа в парах

– Мы  продолжаем  наше  исследование. У вас на партах лежат конверты, со словами. Вам надо разложить их в 2 столбика.

1 столбик называется: вежливый.
2 столбик называется невежливый.

– Как в русском языке называется эта пара слов? (антонимы)
– А что такое синонимы?
– В первый столбик вы положите слова-синонимы к слову «вежливый», а во  второй к слову «невежливый»

Ребята выполняют эту работу на рабочих местах, а два ученика выполняют её на доске.
При проверке работы можно использовать мультимедийный проектор, вывести на экран кадр с объяснением  значения, использованных слов.

Вежливый:                         Невежливый:

учтивый                                неучтивый
корректный                           некорректный
уважительный                      неуважительный
обходительный                     необходительный
предупредительный             непредупредительный
любезный                              нелюбезный
галантный                             негалантный

Из  толкового  словаря:

Учтивый – почтительный, вежливый в обращении с детьми.
Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.
Обходительный – вежливый, учтивый.
Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый.
Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый.
Галантный – изысканно вежливый, любезный.

7. Итог урока

1. Чтение стихотворения: (читает ученица – выучить заранее)

Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки.
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой, каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.
                                 («Вежливый вальс». А.Барто, Д.Кабалевский)

2. Мы  сегодня много  говорили о вежливости, давали свои определения. Давайте ещё  раз посмотрим, а как объясняется это слово в толковом  словаре:

«Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими»

3. Всем спасибо!  Все  работали  хорошо  и  дружно! Давайте  споём  нашу  песню  о  дружбе.

Ребята  исполняют песню «Дружба» группы «Барбарики».