Цели урока: продолжить знакомство детей с понятиями вежливость, вежливая речь, вежливое общение; со значением вежливости для установления и поддержания контакта.
Задачи урока:
- различать такие понятия, как вежливо – невежливо – грубо;
- различать вежливость на словах и добрые дела;
- уместно употреблять вежливые слова
- быть внимательным к старшим.
Формировать установку на то, что:
- внешнее выражение вежливости должно быть в единстве с внутренней воспитанностью,
- вежливость – качество дисциплины.
Оборудование:
- конверты с заданиями;
- мультимедийный проектор;
- толковый словарь;
- музыкальный центр.
ХОД УРОКА
1. Мотивация изучения темы. Беседа.
– Чему мы учимся на уроках риторики?
– Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе
людей, легко найти с ними общий язык. Что же для
этого нужно?
Анкета «Оцени свою вежливость»
У вас было домашнее задание: поработать с
анкетой. На одни и те же вопросы отвечали вы и
Ваши родители. Давайте проанализируем
полученные результаты. (анкета дана в учебнике
«Детская риторика» – 3 класс, стр.104)
Все наши ребята разделились на три группы:
Ответы детей Ответы родителей
1 группа (12-16 очков)
13
чел.
12
чел.
С тобой пока всё в порядке. Так держать!
2 группа (8-11 очков)
11
чел.
10 чел.
Ты не всегда вежлив(а). Будь внимательней!
3 группа (меньше 8
очков)
3
чел.
5 чел.
Тебе ещё надо учиться вежливости. Не жалей на
это сил и времени!
– Почему же даже в первой группе сказано «пока»? Надо постоянно работать над собой. Следить за своим поведением. Совершенствовать свои знания умения и навыки. Нужно не просто знать вежливые правила, а быть по настоящему вежливым человеком. Сегодня на уроке мы будем этому учиться.
2. Речевая разминка
Учебник стр. 105, задание 1 (это задание выносим
на экран с помощью мультимедийного проектора).
Правильные ответы появляются на экране:
улыбчивый, приветливый, тактичный,
доброжелательный, отзывчивый.
– Всегда ли добрый человек – вежлив?
– А вежливый человек – добр? Приведите
свои примеры.
3. Риторическая задача 1 – сюжет детского журнала «Ералаш»
1981 г. № 27 «Вовка – добрая душа»
Вопросы:
– Как Вовка обращается к взрослым?
– Почему он так долго не уходит с этого места?
– А как поступил маленький мальчик?
– Можно ли назвать Вовку воспитанным? Добрым?
4. Работа с учебником
– А теперь давайте вспомним нашего
любимого литературного героя.
(Звучит песенка Крокодила Гены)
Учебник стр.106 № 120
(Во время выполнения этого задания на экране
проектора появляются картинки героев, у
которых Крокодил Гена берет интервью:
Чебурашка, Лев Чандер, Собачка Тоби, Мартышка,
Слонёнок, Пони)
– В высказывании каждого героя подчеркните
самые главные слова.
– Как ещё мы называем главные слова? (ключевые)
– Используя эти ключевые слова, запиши свой
ответ на вопрос: «Что такое вежливость?»
(Чтение детских ответов)
– Заканчивая эту работу, давайте
послушаем маленькое стихотворение.
(Читает ученик – выучить заранее наизусть)
…Счастливей, чем счастья подкова,
Дороже, чем горсть серебра…
Спасибо за доброе слово.
Спасибо за слово добра.
…Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.
(Л.Щипахина)
– Что означает фраза: «Скажите мне доброе
слово, а я приумножу его»?
– Чем можно приумножить доброе, вежливое слово?
5. Риторическая задача 2.
Разыгрывание сценки по рассказу В.Осеевой «Подарок» (рассказ дан в учебнике на стр.114, задание № 129, его можно и просто прочитать по ролям)
– Какие ошибки вы здесь заметили?
– Как надо поступить правильно?
– Дома я предлагаю вам разыграть эту сценку
так, чтобы мальчики были вежливы.
6. Работа в парах
– Мы продолжаем наше исследование. У вас на партах лежат конверты, со словами. Вам надо разложить их в 2 столбика.
1 столбик называется: вежливый.
2 столбик называется невежливый.
– Как в русском языке называется эта пара слов?
(антонимы)
– А что такое синонимы?
– В первый столбик вы положите слова-синонимы к
слову «вежливый», а во второй к слову
«невежливый»
Ребята выполняют эту работу на рабочих
местах, а два ученика выполняют её на доске.
При проверке работы можно использовать
мультимедийный проектор, вывести на экран кадр с
объяснением значения, использованных слов.
Вежливый: Невежливый:
учтивый
неучтивый
корректный
некорректный
уважительный
неуважительный
обходительный
необходительный
предупредительный
непредупредительный
любезный
нелюбезный
галантный
негалантный
Из толкового словаря:
Учтивый – почтительный, вежливый в
обращении с детьми.
Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный – проявляющий уважение к
собеседнику.
Обходительный – вежливый, учтивый.
Предупредительный – скромный,
обязательный, вежливый.
Любезный – обходительный,
предупредительный, учтивый.
Галантный – изысканно вежливый, любезный.
7. Итог урока
1. Чтение стихотворения: (читает ученица – выучить заранее)
Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки.
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой, каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.
(«Вежливый вальс». А.Барто, Д.Кабалевский)
2. Мы сегодня много говорили о вежливости, давали свои определения. Давайте ещё раз посмотрим, а как объясняется это слово в толковом словаре:
«Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими»
3. Всем спасибо! Все работали хорошо и дружно! Давайте споём нашу песню о дружбе.
Ребята исполняют песню «Дружба» группы «Барбарики».