Тема урока: "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить навыки: письма и чтения трехзначных чисел, вычислительные навыки в пределах 100, умение читать, записывать и сравнивать числа;
  • развивать мыслительные операции: сравнение, внимание;
  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать стремление заниматься спортом.

Оборудование: применение ИКТ (Приложение).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка темы и цели урока

В 2008 году в Китае проводились Игры XXVI олимпиады, где приняла участие и наша страна. Российские спортсмены в упорной борьбе завоевали 23 золотых медалей, 21 серебряных и 28 бронзовых, а всего 72 медали.
Давайте и мы с вами примем активное участие в нашей малой классной Олимпиаде и закрепим приемы устных вычислений, решение задач, нахождение неизвестного числа.
Символом нашей малой Олимпиады будет мальчик с фонариком. Он несет свет здоровья, силы, ловкости. От его  фонарика идет свет ума, знаний, смекалки.

3. Сейчас  посчитаем устно.

а) – Знаете ли вы, где впервые проводились Олимпийские игры? Чтобы ответить на поставленный  вопрос всем надо решить цепочку примеров.

– Так, где же впервые проводились Олимпийские игры?
25 – в России; 40 – в Греции; 18 – в Италии.

б) – Символом Олимпийских игр является пять колец.

– Что они означают? Для того чтобы ответить на вопрос необходимо решить цепочку примеров.

– Итак, что означают 5 колец?
80 – 5 видов стран; 20 – 5 стран; 75 – 5 материков.

в) Ребята, если вы правильно решите примеры, то появятся соответствующие буквы, вы узнаете девиз Олимпийских игр.

400 + 40 = 440    б                  9 * 4 = 36            в                  78 – 60 = 18          с
980 – 100 = 880  ы                  800 + 80 = 880   ы                  90 – 40 = 50          и
9 * 2 = 18             с                  600 – 70 = 530   ш                  9 * 7 = 63             л
100 + 10 = 110    т                  450 – 30 = 420     е                  560 + 40 = 600      ь       
9 * 3 = 27             р                                                                 790 + 10 = 800       н
380 + 40 = 420     е                                                                 520 – 100 = 420       е
460 – 40 = 420     е                                                                  820 – 400 = 420    е

800     880     600     420     530      27      36     440     50     63       18     110
Н       Ы         Ь        Е        Ш        Р        В       Б       И       Л         С       Т 

У. Прочитайте девиз Олимпийских игр.
Д. Быстрее, выше, сильнее!
У. Для того, чтобы быть быстрым, сильным, крепким, что нужно делать?
Д. Заниматься спортом. Если будем заниматься спортом, не будем болеть, будем здоровыми.
У. Какие  пословицы о здоровье вы знаете?
Здоровье дороже денег: здоров буду и денег добуду. Здоровье дороже богатства. Здоров будешь – всё добудешь. В здоровом теле здоровый дух. Движение – жизнь. Курить – здоровью вредить. Здоровью цены нет. Береги платье снова, а здоровье  смолоду.
– Так, где же проводились впервые Олимпийские игры? (В Италии)
– Что означают пять колец? (5 материков)
– Девиз Олимпийских игр (Быстрее, выше, сильнее)

Запишите число.
Ребята, какие виды спорта Вы знаете?
Итак, начинаем нашу малую классную Олимпиаду. Олимпиада состоит из разных видов соревнований.

Соревнование 1: Прыжки в воду

На месте трамплина пропущены знаки. Очень важно  правильно поставить знаки и безошибочно приземлиться.

Молодцы! Вы справились с заданием.

Соревнование 2: Стрельба из лука

– Перед Вами  мишень 3-х спортсменок. Посчитайте,  сколько  очков они набрали,  если за каждое попадание в красное поле дается  8 очков, в синее  30 очков, в белое 400 очков?

1268                                        808                               920

Д. 1-я спортсменка набрала 1268, 2-я – 808, 3-я – 920.
У. У какой спортсменки выстрелы были более меткими? (У первой)
Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1268 = 1000 + 200 + 60 +  8
808 = 800 + 8
920 = 900 + 20

– Какой разряд отсутствует во втором числе (д), в третьем числе (ед).

Физминутка  (с бумагой)

Соревнование 3: Легкая атлетика

.За три дня спортсмен пробежал 30 км. В  первый день он пробежал 12 км, во  второй день 7км. Сколько км пробежал спортсмен в третий день?

30 км, 12 км, 7 км, .

1) 12 + 7 = 19 (км) – пробежал спортсмен за 2 дня.
2) 30 – 19 = 11(км)

Ответ: 11 км спортсмен пробежал в 3-ий день.

Обратные задачи

б) За три дня спортсмен пробежал 30 км. В первый день он пробежал 12 км, в третий день 11 км. Сколько км спортсмен пробежал во второй день?

Ответ: 7 км спортсмен пробежал во второй день.

в) За три  дня спортсмен пробежал 30 км. Во второй день он пробежал 7 км, в третий день 11км. Сколько км спортсмен пробежал в первый день?

30 км, , 7 км, 11 км.

1) 7 + 11=18 (км) – пробежал спортсмен во второй и в третий день.
2) 30 – 18 = 12 (км)

Ответ: 12 км спортсмен пробежал в первый день.

г) В первый день спортсмен пробежал 12км, во второй день 7км, в третий день 11км.Сколько км спортсмен пробежал за три дня?

Ответ: 30 км спортсмен пробежал за три дня.

Молодцы, вы справились с заданием.

ФИЗМИНУТКА

Соревнование 4: Синхронное плавание

Город выделил спортсменам 3 плавательных бассейна. Найдите площадь и периметр бассейнов. Как найти площадь и периметр прямоугольника?

Длина 9 8 9
Ширина 4 2 3
Периметр 26 20 24
Площадь 36 16 27

Площадь прямоугольника равна произведению длины и ширины.
Сумма длин всех сторон многоугольника называется его периметром.

Самостоятельно найдите периметр и площадь 2-го и 3-го бассейна.

Р = 8 + 8 + 2 + 2 = 20(м)                                  Р = 9 + 9 + 3 + 3 = 24 (м)
S = 8 * 2 = 16(м)                                               S = 9 * 3 = 27 (м)

Решите задачи: Длина цветочной клумбы равна 9 метров, ширина – 4 метра. Найдите площадь цветочной клумбы. УСТНО
Как найти периметр и площадь прямоугольника?

Соревнование 5: Футбол

Отгадав загадку, узнаете следующий вид соревнования.

Руками трогать не дают,
Зато ногами ловко бьют. (Футбольный мяч)

– Правильно. Сегодня самый зрелищный вид спорта, который привлекает внимание многих болельщиков – это футбол.

Давайте посчитаем сколько голов будет забито в каждые ворота.
Необходимо найти примеры с ответами.

24 + 6 =30                                   16 = 3 = 19
24 +6 =30                                      16 + 3= 19
5 + 9 =14                                       8 + 4 = 12
24 – 10 = 14                                  20 – 8 = 12          

6 + 8 = 14                                      72 – 60 = 12

89 – 80 = 9                                    50 + 22 = 72
16 – 2 = 14                                      7 + 5 = 12

– Прочитайте примеры с ответом 14, 12.
– С каким счетом закончился матч 4 : 4.
(Молодцы. Правильно)
– Состав чисел (14, 12)

Физминутка

Соревнование 6: Академическая гребля

Самостоятельная работа

а) Решите уравнения и сделайте проверку:

х – 16  = 20                                 45 + х = 50
х = 20 + 16                                  х = 50 – 45
х = 36                                          х = 5
36 – 16 = 20                                45 + 5 = 5
20 = 20                                        50 = 50

б) Разбейте числа на 2 группы:

     6   63   8   44   21   9   7

 I группа  6     8    9     7                   II  группа  63   44   21  

– По какому правилу эти числа вы разделили?
– К однозначным числам  прибавьте 9
– От двузначных чисел отнимите 6

    15   17   18   16                   57   38   15               

Как найти уменьшаемое?  Как найти неизвестное слагаемое?

в) Разгадайте правило и продолжите ряд чисел:

1)  112, 114, 116, …, …, …
2)  571, 573, 575, …, …, …
3)  907, 910, 913, …, …, …

Итог урока:

– Итак, ребята, наша малая олимпиада закончилась.
– Какой вид спорта вам больше всего понравился?
– Какое у вас сегодня было настроение? Нарисуйте. Покажите.
– Молодцы! Золотые медали получили…, серебряные медали получили …

Домашнее задание.  Рабочая тетрадь №1 с. 29 № 31

Не бойтесь, дети, дождя и стихии,
Почаще приходите на стадион.
Кто с детских лет со спортом дружит,
Всегда здоров, красив, и ловок, и силен!
Будьте здоровы!