«Если ты будешь добрым, заботливым и бережливым другом, то природа обязательно отплатит тебе добром: чистым воздухом, звонким, прозрачным ручейком, мелодичной птичьей песенкой».
(из программы экологического образования детей «Мы»)
Актуальность: для детей характерно неустойчивое отношение к окружающей среде. Поэтому педагогам в своей работе важно способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитывать у детей гуманного отношения к окружающему миру, формирование экологической воспитанности дошкольников, осуществляя комплексный подход через различные виды деятельности, в том числе и музыкальную.
Цель. Экологическое образование дошкольников, становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде через музыкальную и художественно-творческую деятельность.
Задачи:
- формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- знакомство детей с окружающими звуками природы;
- воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы через различные виды деятельности.
- формирование активной позиции родителей в экологическом образовании детей.
Паспорт проектной деятельности
Возраст детей, на которых рассчитан проект: для всех групп детского сада.
Направленность проекта: продуктивно-творческий, сезонный.
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексная (разные виды деятельности: познавательная, театрализованная, художественная, трудовая, восприятие музыки, музыкально – ритмическая), творческая, групповая.
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, музыкальные руководители, заместитель заведующего по ВОР, воспитатели групп, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.
Форма проведения: познавательные занятия, занятия, консультации, выставка поделок, конкурс рисунков, акция (изготовление скворечников), КВН, развлечение, праздник.
Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель).
Предполагаемый результат: накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, совместная деятельность родителей и детей в конечном итоге будет способствовать активной позиции взрослых в экологическом воспитании детей.
Продукт проектной деятельности: поделки из природного материала, для природных уголков, рисунки, скворечников кормушки для участков, создание коллекции дисков с голосами животных, птиц, природных явлений и музыки о природе, посадка семян на групповых клумбах и огородах.
Презентация проекта: театрализованное представление «Именины у ЗЕМЛИ».
Содержание проекта
Этапы |
Содержание работы с детьми и родителями |
Задачи |
Время |
Участники |
I. | Разработка проекта и плана мероприятий «Недели Земли» | Экологическое образование дошкольников | I неделя апреля | Музыкальные руководители |
Составление конспектов развлечений, театрализованного представления, подбор материала к мероприятиям | Систематизирование комплекса мероприятий по экологическому воспитанию | I неделя апреля | Музыкальные руководители | |
Разработка положений о конкурсах рисунков, выставки поделок из природного материала и акции по изготовлению скворечников и кормушек | Способствовать активной позиции взрослых в экологическом воспитании детей | II неделя апреля | Заместитель заведующего по ВОР | |
Знакомство детей с голосами животных и птиц, с пословицами, поговорками и стихами | Знакомить детей со звуками природы, накопление опыта и умение использовать в повседневной жизни | II, III недели апреля | Музыкальные руководители, воспитатели | |
II. | Разучивание музыкально-литературного материала, ролей к театрализованному представлению | Обучить детей песням, танцам, музыкально-творческим проявлениям, приобщение к малым фольклорным формам | I – III неделя апреля | Музыкальные руководители |
Подготовка к конкурсу детских рисунков (рисование детьми рисунков в свободное время) | Побуждать к творческой самореализации через художественно-творческую деятельность | III неделя апреля | Дети | |
Изготовление родителями совместно с детьми поделок из природного материала, скворечников, кормушек | Формирование творческого отношения к окружающей среде, объединение родителей и детей в совместной деятельности | III неделя апреля | Родители, дети | |
Развлечение «Как будили Солнышко» (Приложение 1) | Приобщение младших дошкольников к миру природы на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой | IV неделя апреля | Музыкальные руководители, воспитатели, дети | |
Развлечение «Весна в гостях у ребят» (Приложение 2) | Накопление опыта | IV неделя апреля | Музыкальные руководители, воспитатели, дети | |
КВН «Природа вокруг нас» (Приложение 3) | Обобщение конкретных представлений старших дошкольников о взаимосвязях человека с окружающей средой | IV неделя апреля | Музыкальные руководители, воспитатели, дети | |
III. | 1. Конкурс рисунков | Выбор лучших работ | IV неделя апреля | Заместитель заведующего по ВОР, творческая группа |
2. Выставка поделок из природного материала с ознакомительными экскурсиями | Познавание природы дошкольниками через ознакомление с представленными экспонатами | IV неделя апреля | Музыкальные руководители, дети | |
3. Акция по изготовлению скворечников и кормушек | Воспитание гуманного заботливого отношения к миру природы | IV неделя апреля | Родители, дети | |
4. Презентация: театрализованное представление «Именины у ЗЕМЛИ» (Приложение 4) | Становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, отношения к окружающей среде | IV неделя апреля | Музыкальные руководители, воспитатели, дети | |
5. Высадка семян растений | Накопление детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям | IV неделя апреля | Заместитель заведующего по ВОР, музыкальные руководители | |
6. Подведение итогов «Недели Земли», награждение победителей и участников конкурса и выставки | Проявление доброжелательного, гуманного отношения к окружающему миру | IV неделя апреля | Заместитель заведующего по ВОР, музыкальные руководители |
Список используемой литературы:
1. Картушина М.Ю. «Музыкальные сказки о
зверятах. Развлечения для детей 2-3 лет» – Москва:
Издательство «Скрипторий 2003», 2009 г.
2. Михайлова М.А. «Праздники в детском саду.
Сценарии, игры, аттракционы» – Ярославль:
Академия развития, 1998 г.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.
«Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников» – Москва: Издательство «ВАКО», 2007
г.
4. «Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения» № 3 – Издательский дом МЦФЭР, 2009 г.