Обобщение и систематизация знаний по теме "Технология хранения, поиска, сортировки информации" (11-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 11


Образовательные цели:

  • обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Технология хранения, поиска, сортировки информации» в форме творческого проекта;
  • проверка теоретических основ по  теме «Технология хранения, поиска сортировки информации»;
  • проверка практических умений и навыков по созданию, обработке баз данных и управлению базами данных.

Развивающие цели:

  • формирование системного мышления, позволяющего выделять в окружающей действительности системы, элементы систем, адекватные поставленной задаче;
  • развитие логического мышления;
  • развитие навыков систематизации, структуризации данных.

Воспитательные цели:

  • формирование навыков индивидуальной и групповой работы;
  • формирование профессиональных навыков работы.

Задачи:

  • повторить теоретические основы по данной теме;
  • проверить знания тории в форме тестирования;
  • создать творческий проект «Европа», применяя теоретические знания.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность — 90 мин.

Формы организации работы на уроке: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся, индивидуальная работа.

Оборудование урока: компьютеры, мультимедиа проектор.

Программное обеспечение: MS Windows XP, MS Access.

Методическое обеспечение урока:презентации по теме урока, подготовленные в Power Point, дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия (см. приложения).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Фронтальный опрос  (5-7 мин.)

– Что такое БД? (Информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств);
– Как называется программа, которая позволяет создавать БД и обеспечивает ее обработку? (СУБД);
– Перечислите объекты БД (таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули);
– Для чего они предназначены?
– Какие типы данных могут хранится в БД (текстовый, числовой, дата/время, логический, денежный, МЕМО, OLE);
– Перечислите типы БД (табличная, иерархическая, сетевая);
– Приведите примеры различных моделей БД (Таблица Менделеева, Каталог папок Windows (иерархическая), Доменная система имен подключенных к Интернет (сетевая));
– Что представляет собой реляционная база данных? (БД, состоящая из связанных двумерных таблиц);
– Что обеспечивает межтабличная связь? (целостность данных);
– Перечислите виды связей между таблицами (один-ко-многим, многие-ко-многим).

III. Тестирование по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации» (35 мин.)

Учащиеся занимают места за компьютерами. Открывают с рабочего стола файл «Тестовое задание» в режиме показа слайдов и отвечают на вопросы теста. Тест состоит из двух частей:

I часть – выбор ответа из предложенных вариантов;
II часть – записать правильный ответ.
Результаты тестирования заносятся в Бланк ответов. Одно задание – 1 балл

  • на «2» – менее 9 баллов;
  • на «3» – 9-12 баллов;
  • на «4» – 13-17 баллов;
  • на «5» – 18-19 баллов.

Приложение 1

IV. Подведение итогов тестирования (5-7 мин.)

Оценку получает каждый ученик в классе.

V. Разработка базы данных «Европа» (35 мин.)

Учащимся раздаются рекомендации по созданию творческого проекта под названием «Европа».  

Приложение 2 (карты)

Приложение 3

Приложение 4

Вместе с учащимися разбираются этапы создания базы данных. Далее ребята усаживаются на свои места и приступают к работе. На экране через мультимедийный проектор высвечивается продукт, который они должны получить в результате выполнения поставленной задачи.

Приложение 5

VI. Подведение итогов (10 мин.)

Учитель проходит по рядам и проверяет выполнение поставленной задачи. Выставляет оценку в журнал каждому ученику.