Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Целеполагание для учителя Целеполагание для учащихся
1. Систематизировать знания учащихся по теме "Жизнь первобытных людей".

2. Проверить качество усвоения пройденного материала.

3. Продолжить формирование учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.

1. Адекватно воспринимать события и явления из истории древнего мира.

2. Учиться анализировать события, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления по заданному признаку, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

Учебно-деятельностное пространство.

  • Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М.,2005.
  • Атласы по истории Древнего мира.
  • Текст для учащихся "найди и исправь ошибку".

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационно-мотивационный этап. (Приветствие, постановка цели)

2.Обобщение изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".

Вопросы и задания.

1. С какой наукой вы начали знакомиться в этом году?

я с т р о и

- Что изучает наука история? Как современные ученые узнают о прошлом общества? Что такое источники? Может ли ребенок вашего возраста совершить научное открытие? (Еще раз обращаемся к тексту в учебнике "Открытие пещерной живописи"). Определите вид этого источника.

2. Можно ли "нарисовать время"? (работа с "Линией времени")

- Обозначьте время:

А) когда появился человек "умелый";

Б) когда человек "умелый" стал человеком "разумным";

В) Какие этапы в развитии человека мы можем обозначить на линии времени? (каменный и бронзовый век)

3. - Вспомним, каким был человек в каменном веке?

Назовите предполагаемую прародину человека (карта). Почему человек появился именно в этих регионах земного шара?

Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных.

- На доске записаны группы слов. Ваша задача - объяснить, почему они так сгруппированы? Составьте с ними предложения.

А) Древнейшие люди, группа, человеческое стадо.

Б) Плоды, собирательство, коренья.

В) Рубило, дубина, палка-копалка.

- Взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте друг друга.

- Мог ли человек "умелый" совершить важнейшие открытие? (Огонь). Какую роль сыграло это открытий в истории человечества? (Спасло людей в период оледенения). Почему люди выжили в ледниковый период, а многие животные нет? (Научились жить вместе, поддерживая друг друга, сделали другие открытия.)

4. О каком человек идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.

"Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшки,
Кувшины, чашки, ложки.
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки".

(По следам прошлого. Часть I /Под общ.ред. О.Волобуева. - М.: Терра, 1997 г. - 144с.)

Предполагаемый ответ: человек "разумный", т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека - ремесле.

- Какие изменения произошли в жизни человека "разумного"? (Новые орудия труда, переход от присваивающего хозяйства к производящему, внешность человека:)

- Какую роль сыграло производящее хозяйство в жизни человека? (Уменьшилась зависимость человека от природы, люди начинают вести оседлый образ жизни, появляются поселки, меняются коллективы людей).

- "Пять на пять".

Назовите пять важнейших открытий и изобретений, сделанных "человеком разумным".

- Работа с текстом "Найди ошибку".

1. Даже если каждая семья в соседской общине самостоятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково или одинаково бедны.

2. Неравенство - это название одного из племен древних людей.

3. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными действиями выбирали царя, который постепенно становился вождем.

4. Вождь племени, старейшины, их друзья и соратники, бедные земледельцы приобретали известность и становились знатными людьми.

5. Знатность не передавалась по наследству.

- О каких изменениях в жизни общества идет речь в данном отрывке? (появление неравенства).

3. Систематизация изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".

- В заключение учитель совместно со школьниками делает выводы о характерных чертах развития первобытного общества.

  • Изученный период был самым длительным в истории человечества.
  • В этот период сформировался "человек разумный".
  • В этот период были сделаны величайшие открытия и изобретения.