Целеполагание для учителя | Целеполагание для учащихся |
1. Систематизировать знания учащихся по
теме "Жизнь первобытных людей". 2. Проверить качество усвоения пройденного материала. 3. Продолжить формирование учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. |
1. Адекватно воспринимать события и
явления из истории древнего мира. 2. Учиться анализировать события, соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления по заданному признаку, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений. |
Учебно-деятельностное пространство.
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М.,2005.
- Атласы по истории Древнего мира.
- Текст для учащихся "найди и исправь ошибку".
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
1. Организационно-мотивационный этап. (Приветствие, постановка цели)
2.Обобщение изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".
Вопросы и задания.
1. С какой наукой вы начали знакомиться в этом году?
я с т р о и
- Что изучает наука история? Как современные ученые узнают о прошлом общества? Что такое источники? Может ли ребенок вашего возраста совершить научное открытие? (Еще раз обращаемся к тексту в учебнике "Открытие пещерной живописи"). Определите вид этого источника.
2. Можно ли "нарисовать время"? (работа с "Линией времени")
- Обозначьте время:
А) когда появился человек "умелый";
Б) когда человек "умелый" стал человеком "разумным";
В) Какие этапы в развитии человека мы можем обозначить на линии времени? (каменный и бронзовый век)
3. - Вспомним, каким был человек в каменном веке?
Назовите предполагаемую прародину человека (карта). Почему человек появился именно в этих регионах земного шара?
Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных.
- На доске записаны группы слов. Ваша задача - объяснить, почему они так сгруппированы? Составьте с ними предложения.
А) Древнейшие люди, группа, человеческое стадо.
Б) Плоды, собирательство, коренья.
В) Рубило, дубина, палка-копалка.
- Взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте друг друга.
- Мог ли человек "умелый" совершить важнейшие открытие? (Огонь). Какую роль сыграло это открытий в истории человечества? (Спасло людей в период оледенения). Почему люди выжили в ледниковый период, а многие животные нет? (Научились жить вместе, поддерживая друг друга, сделали другие открытия.)
4. О каком человек идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.
"Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,След в глине превратил в горшки,
Кувшины, чашки, ложки.
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки".
(По следам прошлого. Часть I /Под общ.ред. О.Волобуева. - М.: Терра, 1997 г. - 144с.)
Предполагаемый ответ: человек "разумный", т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека - ремесле.
- Какие изменения произошли в жизни человека "разумного"? (Новые орудия труда, переход от присваивающего хозяйства к производящему, внешность человека:)
- Какую роль сыграло производящее хозяйство в жизни человека? (Уменьшилась зависимость человека от природы, люди начинают вести оседлый образ жизни, появляются поселки, меняются коллективы людей).
- "Пять на пять".
Назовите пять важнейших открытий и изобретений, сделанных "человеком разумным".
- Работа с текстом "Найди ошибку".
1. Даже если каждая семья в соседской общине самостоятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково или одинаково бедны.
2. Неравенство - это название одного из племен древних людей.
3. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными действиями выбирали царя, который постепенно становился вождем.
4. Вождь племени, старейшины, их друзья и соратники, бедные земледельцы приобретали известность и становились знатными людьми.
5. Знатность не передавалась по наследству.
- О каких изменениях в жизни общества идет речь в данном отрывке? (появление неравенства).
3. Систематизация изученного ранее материала по теме "Жизнь первобытных племен".
- В заключение учитель совместно со школьниками делает выводы о характерных чертах развития первобытного общества.
- Изученный период был самым длительным в истории человечества.
- В этот период сформировался "человек разумный".
- В этот период были сделаны величайшие открытия и изобретения.