Форма (нестандартная): урок - виртуальная экскурсия.
Тип урока: урок закрепления.
Интегрированный: москвоведение, математика.
Цели урока:
- повторение, закрепление и углубление знаний об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;
- воспитание любви к истории страны; бережного отношения к историческому наследию Москвы;
- закрепление вычислительных навыков по теме "Внетабличное умножение и деление, закрепление умений по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000"
Оборудование:
- ТСО: компьютер, экран, компьютерный диск, масгнитофон,
- диск с боем курантов, колокольным звоном.
Для учителя:
- схема Московского Кремля,
- наглядное пособие "Московский Кремль",
- макет Собора Василия Блаженного,
- макет Спасской Башни,
- иллюстрация звезды,
- книги "Твой Кремль" Е.Осетров, изд. "Малыш", 1980г.;
- "На семи холмах" О.Филимонов, центр детской книги, Москва 1997г.,
- "Москвоведение" (краткий справочник) Александрова Г.А.Резников С.Б., Москва, 1997 г.,
- журнал "Начальная школа" 2/2003,
- карточки с названиями башен Кремля, соборам и другими памятниками; раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы; магнитные карточки с буквами и цифрами,
- сигнальные светофоры.
Ход урока
I. Организация детей на занятие.
У. - Я хочу пригласить вас на необычный урок москвоведения. Это будет виртуальная экскурсия. Мы познакомимся с некоторыми историческими памятниками с математической стороны. Сегодня я буду не только учителем, но и экскурсоводом, а вы - не только учениками, но и экскурсантами.
II. Постановка цели урока.
У. - Чтобы узнать, куда мы отправимся, вы должны прочитать слово, зашифрованное на доске:
III. Устный счет.
На доске магнитные карточки:
36 20 12 27 90 25 (к) (р) (е) (м) (л) (ь)
Под цифрами - буквы
90 : 15 * 6 - 16 32*2 : 16+32 54 - (42 : 14 * 9) 100 - 2*(14*4 - 51) 87:29 * 25 - 25*2 (15*3 + 46) : 13+5
У. - Какое слово получилось? Молодцы! Именно туда мы с вами и отправимся.
IV. Закрепление.
У. - Где находится Кремль? Доберемся туда на метро. Вспомним основные правила пользования метрополитеном (ответы Д.).
- Представим, что мы выходим на станции "Охотный ряд" и ненадолго зайдем на Красную площадь полюбоваться красотой Собора Василия Блаженного. (компьютерный диск; вид Кремля)
У. - Подходим к стенам Кремля. Московский Кремль - одно из древнейших сооружений на Руси.
- По чьему приказу была построена эта крепость?
У. - Она неоднократно перестраивалась.
- Как менялись стены Кремля и почему? (ответы Д.)
У. - Этим стенам более 500 лет. Чтобы узнать, какие у них размеры, выполним несколько заданий на карточках.
(все устно выполняют задачу по карточкам, один ученик решает задачу у доски самостоятельно).
Тексты заданий:
Высота стен Кремля разная. Самая маленькая - 5 м, а самая большая - на 14 м выше. Какова максимальная высота стен?
Общая длина стен - более 2 км, толщина от 3 до 6 м. По верху стен идут двурогие зубцы. Их более 1000. На что они похожи.
Ширина - от 100 см до 200 см
Высота - от 200 см до 250 см
- Переведите их в метры.
У. - А теперь посмотрим на башни. Они разные. Есть круглые, прямоугольные и проездные. Что значит "проездные"?
У. - Перестраивались не только стены, но и строения Кремля. Почему?
( Ученик, который решал задачу на доске, отвечает, сколько было башен в белокаменном Кремле, сколько в кирпичном).
Задача на карточке:
Дубовых - 5б.
Белокаменных - ?б. , на 3 б. больше
Кирпичных - ?б., в 4 раза больше, чем деревянных.
У. - Как мы знаем, башни разные. Какие именно, вы узнаете, решив уравнения (самостоятельно, по рядам)
Круглых прямоугольных со звездами 75:х = 25 х * 6 = 72 16 * х = 80
У. - Как мы знаем, башни со звездами. Сколько их? Как они называются?
(на экране - башни, на доске - карточки с названиями башен)
- Боровицкая
- Водовзводная
- Спасская
- Никольская
- Троицкая
У. - Что вы знаете об этих башнях?
- Прочитайте 3 задание на карточке.
№3. Размер каждой звезды больше 3 м, вес - больше 1т (Выразите вес в кг). Несмотря на это, звезды свободно и плавно вращаются под воздействием ветра.
У. - Из чего сделаны звезды?
(вывешивается иллюстрация звезды)
У. - Освещаются они изнутри мощными лампами днем и ночью. Пульт управления звездами находится в Троицкой башне.
Физминутка.
У. - А теперь войдем на территорию Кремля через Боровицкие ворота.
(Прикрепляется схема Кремля).
- Мимо каких сооружений мы двигаемся?
(Один ученик показывает по схеме; учитель вывешивает иллюстрации памятников и карточки с названиями).
У. - Подойдем ближе к колокольне Ивана Великого?
- Что вы о ней знаете?
- Откуда пошло выражение "Кричать во всю Ивановскую?"
У. - Решив следующие выражения, мы узнаем высоту Колокольни, количество колоколов на звоннице и вес самого большого колокола.
(1-е выражение - у доски и в тетрадях, 2-е и 3-е выражение - по вариантам самостоятельно)
601-199-321 = 81 (м)
403 -(278+107) = 18 (к.)
386 - (451 - 129) = 64 (т) - Проверка
(звучит колокольный звон (магнитофон, диск))
У. - Рядом с колокольней находятся еще 2 исторических памятника. Кто сможет их назвать?
(Царь-колокол, Царь-пушка)
- Что вы знаете о них? (ответы Д.)
У. - Это достаточно тяжелые сооружения. Решив следующую задачу, вы узнаете их вес. (Один ученик у доски)
Б. Колокол - 64 т
Царь - колокол - ? т., на 136 тонн тяжелее
Царь-пушка - ? т., в 5 раз легче
У. - Подойдем ближе к Спасской башне. Что вы знаете о ней? (Макет башни)
- Чем она отличается от других? (куранты)
Ученик читает отрывок из стихотворения Н. Кончаловской ("О курантах"). Звучит бой часов (магнитофон, диск).
V. Подведение итогов. Самостоятельная работа.
У. - Мы познакомились с некоторыми историческими памятниками с математической стороны.
- Чтобы узнать, как я оценила вашу работу на уроке, выполните самостоятельную работу.
(м) (о) (л) (о) (д) (ц) (ы) 92 2 24 81 28 7 18
72 : 3 = 3 * 27 = 23 * 4= 90 : 5 = 48 : 24 = 91 : 13 = 56 : 2 =