Интегрированный урок (математика + москвоведение) по теме "Московский Кремль" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Форма (нестандартная): урок - виртуальная экскурсия.

Тип урока: урок закрепления.

Интегрированный: москвоведение, математика.

Цели урока:

  • повторение, закрепление и углубление знаний об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;
  • воспитание любви к истории страны; бережного отношения к историческому наследию Москвы;
  • закрепление вычислительных навыков по теме "Внетабличное умножение и деление, закрепление умений по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1000"

Оборудование:

  • ТСО: компьютер, экран, компьютерный диск, масгнитофон,
  • диск с боем курантов, колокольным звоном.

Для учителя:

  • схема Московского Кремля,
  • наглядное пособие "Московский Кремль",
  • макет Собора Василия Блаженного,
  • макет Спасской Башни,
  • иллюстрация звезды,
  • книги "Твой Кремль" Е.Осетров, изд. "Малыш", 1980г.;
  • "На семи холмах" О.Филимонов, центр детской книги, Москва 1997г.,
  • "Москвоведение" (краткий справочник) Александрова Г.А.Резников С.Б., Москва, 1997 г.,
  • журнал "Начальная школа" 2/2003,
  • карточки с названиями башен Кремля, соборам и другими памятниками; раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы; магнитные карточки с буквами и цифрами,
  • сигнальные светофоры.

Ход урока

I. Организация детей на занятие.

У. - Я хочу пригласить вас на необычный урок москвоведения. Это будет виртуальная экскурсия. Мы познакомимся с некоторыми историческими памятниками с математической стороны. Сегодня я буду не только учителем, но и экскурсоводом, а вы - не только учениками, но и экскурсантами.

II. Постановка цели урока.

У. - Чтобы узнать, куда мы отправимся, вы должны прочитать слово, зашифрованное на доске:

III. Устный счет.

На доске магнитные карточки:

36 20 12 27 90 25
(к) (р) (е) (м) (л) (ь)

Под цифрами - буквы

90 : 15 * 6 - 16 32*2 : 16+32
54 - (42 : 14 * 9) 100 - 2*(14*4 - 51)
87:29 * 25 - 25*2 (15*3 + 46) : 13+5

 У. - Какое слово получилось? Молодцы! Именно туда мы с вами и отправимся.

IV. Закрепление.

У. - Где находится Кремль? Доберемся туда на метро. Вспомним основные правила пользования метрополитеном (ответы Д.).

- Представим, что мы выходим на станции "Охотный ряд" и ненадолго зайдем на Красную площадь полюбоваться красотой Собора Василия Блаженного. (компьютерный диск; вид Кремля)

У. - Подходим к стенам Кремля. Московский Кремль - одно из древнейших сооружений на Руси.

- По чьему приказу была построена эта крепость?

У. - Она неоднократно перестраивалась.

- Как менялись стены Кремля и почему? (ответы Д.)

У. - Этим стенам более 500 лет. Чтобы узнать, какие у них размеры, выполним несколько заданий на карточках.

(все устно выполняют задачу по карточкам, один ученик решает задачу у доски самостоятельно).

Тексты заданий:

Высота стен Кремля разная. Самая маленькая - 5 м, а самая большая - на 14 м выше. Какова максимальная высота стен?

Общая длина стен - более 2 км, толщина от 3 до 6 м. По верху стен идут двурогие зубцы. Их более 1000. На что они похожи.

Ширина - от 100 см до 200 см

Высота - от 200 см до 250 см

- Переведите их в метры.

У. - А теперь посмотрим на башни. Они разные. Есть круглые, прямоугольные и проездные. Что значит "проездные"?

У. - Перестраивались не только стены, но и строения Кремля. Почему?

( Ученик, который решал задачу на доске, отвечает, сколько было башен в белокаменном Кремле, сколько в кирпичном).

Задача на карточке:

Дубовых - 5б.

Белокаменных - . , на 3 б. больше

Кирпичных - ?б., в 4 раза больше, чем деревянных.

У. - Как мы знаем, башни разные. Какие именно, вы узнаете, решив уравнения (самостоятельно, по рядам)

Круглых прямоугольных со звездами
75:х = 25 х * 6 = 72 16 * х = 80

У. - Как мы знаем, башни со звездами. Сколько их? Как они называются?

(на экране - башни, на доске - карточки с названиями башен)

  1. Боровицкая
  2. Водовзводная
  3. Спасская
  4. Никольская
  5. Троицкая

У. - Что вы знаете об этих башнях?

- Прочитайте 3 задание на карточке.

№3. Размер каждой звезды больше 3 м, вес - больше 1т (Выразите вес в кг). Несмотря на это, звезды свободно и плавно вращаются под воздействием ветра.

У. - Из чего сделаны звезды?

(вывешивается иллюстрация звезды)

У. - Освещаются они изнутри мощными лампами днем и ночью. Пульт управления звездами находится в Троицкой башне.

Физминутка.

У. - А теперь войдем на территорию Кремля через Боровицкие ворота.

(Прикрепляется схема Кремля).

- Мимо каких сооружений мы двигаемся?

(Один ученик показывает по схеме; учитель вывешивает иллюстрации памятников и карточки с названиями).

У. - Подойдем ближе к колокольне Ивана Великого?

- Что вы о ней знаете?

- Откуда пошло выражение "Кричать во всю Ивановскую?"

У. - Решив следующие выражения, мы узнаем высоту Колокольни, количество колоколов на звоннице и вес самого большого колокола.

(1-е выражение - у доски и в тетрадях, 2-е и 3-е выражение - по вариантам самостоятельно)

601-199-321 = 81 (м)

403 -(278+107) = 18 (к.)

386 - (451 - 129) = 64 (т) - Проверка

(звучит колокольный звон (магнитофон, диск))

У. - Рядом с колокольней находятся еще 2 исторических памятника. Кто сможет их назвать?

(Царь-колокол, Царь-пушка)

- Что вы знаете о них? (ответы Д.)

У. - Это достаточно тяжелые сооружения. Решив следующую задачу, вы узнаете их вес. (Один ученик у доски)

Б. Колокол - 64 т

Царь - колокол - ? т., на 136 тонн тяжелее

Царь-пушка - ? т., в 5 раз легче

У. - Подойдем ближе к Спасской башне. Что вы знаете о ней? (Макет башни)

- Чем она отличается от других? (куранты)

Ученик читает отрывок из стихотворения Н. Кончаловской ("О курантах"). Звучит бой часов (магнитофон, диск).

V. Подведение итогов. Самостоятельная работа.

У. - Мы познакомились с некоторыми историческими памятниками с математической стороны.

- Чтобы узнать, как я оценила вашу работу на уроке, выполните самостоятельную работу.

(м) (о) (л) (о) (д) (ц) (ы)
92 2 24 81 28 7 18

 

72 : 3 = 3 * 27 =
23 * 4= 90 : 5 =
48 : 24 = 91 : 13 =
56 : 2 =