Цели:
- Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;
- Работа над техникой и выразительностью чтения;
- Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
- Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
- Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, УТ, толковые словари, цв. карандаши, листочки, линейка, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), алгоритм написания синквейна, одноименный м/ф, телевизор, СО проигрыватель, выставка книг Х.К. Андерсена, костюм Звездочета.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.
- Итак, за работу!
II. Повторение изученного.
- Любите ли вы читать сказки?
- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные
и литературные –авторские).
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
- С какими сказками мы познакомились в этом
году, но не просто вспомните автора и название,
определите, к какой группе они относятся?
(П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная,
волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка
путешественница” – литературная, о животных).
- Молодцы.
- Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие
лебеди”).
- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
Тест: Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?
- Швеция;
- Германия;
- Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?
- В 4 года;
- В 7 лет;
- В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан?
- В лицее;
- В пансионе;
- В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
- “Гадкий утенок”;
- “Золотой гусь”;
- “Снежная королева”.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?
- Международным женским днем;
- Международным днем детской книги;
- Днем Святого Валентина.
(31322).
- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в
каком возрасте Ханс остался без отца и стал
зарабатывать на жизнь. (В 11 лет).
- Хорошо.
- Давайте вспомним краткое содержание
прочитанного, а (Юля) в это время расставит
иллюстрации в хронологическом порядке.
Первые 5 иллюстраций, а остальные развешены по классу
- Найдите и прочитайте абзац, в котором
говорится о семье короля (с. 119, 1-й абзац).
- Какими представляет автор принцев и Элизу?
- Как в литературе называется такое
вступление? (Экспозиция).
- Поясните? (Исходная ситуация, которая
подготавливает восприятие читателя).
- Что следует дальше? (Завязка – начало
событий).
- Перескажите.
- С каких слов начинается развитие событий? (с. 121,
2-я часть, чтение 3-го абзаца).
- А теперь расскажите о ее блуждании по лесу.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу
Элизы? Найдите и прочитайте (с. 122, 1–2-й
абзацы).
- А как вы думаете, это было случайностью?
Почему?
- Что сделала наша героиня?
- Кто из братьев поведал сестре о своей
печальной участи? Как в литературе называется
речь одного человека? (Монолог).
- А вот как это выглядит в экранизации
одноименного м/ф.
III. Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).
IV. Беседа по содержанию.
- Что заметили? (Рассказ ведут несколько
братьев).
- Какие чувства испытывают братья, произнося
свою речь?
- Ну и каков же выход из данной ситуации?
- Молодцы, очень хорошо.
- Проверяем работу (Юли) и даем краткое
описание эпизода. (Работа по картинному плану).
V. Словарная работа.
Раздается стук в дверь.
- Войдите. Ой, ребята, кто это? (Звездочет).
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Да, я действительно звездочет. Вижу удивление на ваших лицах. Я попал к вам не случайно, меня отправила сюда моя сестра Фата-Моргана. А вы знаете, кто она? (Дети отвечают).
Звездочет: Правильно. Что она сделала для Элизы? Вот и я вам помогу лучше понять содержание сказки и дать лексическое значение устаревших слов:
Хижина (с. 861)
Епископ (с. 187)
Минуло (с. 357)
Холст (с. 867)
Утес (с. 842)
Шествие (с. 895)
Чары (с. 877)
Покои (с. 550)
Грифель (с. 145, 144)
- С некоторыми словами вы уже знакомы,
давайте их вспомним. (1-й столбик слов).
- А как узнать лексическое значение новых слов?
(Обратиться к толковому словарю).
- Кто мне в этом поможет? (Работают со
словарями).
- Ну спасибо, молодцы! Вы такие удальцы. До
новых встреч.
VI. Физминутка.
Пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
Л лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
VII. Работа в учебнике.
- Ребята, как называется момент наивысшего
напряжения в произведении? (Кульминация).
- Давайте выразительно, соблюдая все знаки
препинания и интонацию, перечитаем этот момент. (Выразительное
чтение – с. 128–132).
- Посмотрите внимательно на картинный план,
дополните его иллюстрациями, соответствующими
кульминации.
Иллюстрации 6 и 7
- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея
Фата-Моргана).
- Сколько раз они приходила на помощь?
- А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в
экранизации данной сказки.
Просмотр эпизода м/ф. (На утесе ворон(а) рассказывает как можно расколдовать принцев).
- Почему именно этот сказочный персонаж использован?
- У нас остались еще иллюстрации, скажите, к какой части они относятся? (Развязка).
- А что это такое?
Иллюстрации 8 и 9
- Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы
уже можете сказать, чем она закончилась?
- Картинный план полный?
- Сюжет завершен?
VIII. Моделирование обложки.
- У вас имеются модели обложки. Оформите их,
пожалуйста.
- Работать будем на обратной стороне обложки. Я
называю вам героя, а вы запишите, какие
человеческие качества приходят вам на ум,
услышав это имя:
1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая,
отважная, невинная).
2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая,
алчная).
3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая,
бескорыстная).
(Заслушивание ответов).
- На этом наша работа с данным произведением еще не закончена, мы продолжим на следующем уроке.
IX. Итог.
- Мы поработали сегодня очень плодотворно, и
чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать
синквейн.
- Давайте напомним себе и объясним гостям, что
это такое.
В переводе с французского языка “5” – стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам:
- Тема (сущ. – 1).
- Описание темы (прил. – 2).
- Описание действия (глагол – 3).
- Фраза, предложение (отношение к теме – 4–5).
- Синоним (к первому).
Например:
- ......... (Король).
- Богатый, доверчивый.
- Правит, любит, подчиняется.
- По-детски наивный мужчина.
- Отец.
(Первая строка не читается, а по описанию
остальные должны отгадать, о ком речь).
(Зачитывание детьми синквейнов – по желанию).
- Обратите внимание вот на эту книжную
выставку. Как вы думаете, для чего она вам
представлена?
- Да, действительно у Андерсена много
интересных произведений и желающие могут найти
их в нашей школьной библиотеке.
X. Оценивание и домашнее задание.
Учитель оценивает работу обучающихся.
Домашнее задание: оформить обложку, УТ с. 74, з. 4–6.