Урок чтения по теме "Г.Х. Андерсен. «Дикие лебеди»" (работа по содержанию)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;
  • Работа над техникой и выразительностью чтения;
  • Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
  • Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
  • Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: учебник, УТ, толковые словари, цв. карандаши, листочки, линейка, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), алгоритм написания синквейна, одноименный м/ф, телевизор, СО проигрыватель, выставка книг Х.К. Андерсена, костюм Звездочета.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.

Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.

- Итак, за работу!

II. Повторение изученного.

- Любите ли вы читать сказки?
- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
- С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).
- Молодцы.
- Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).

(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

Тест: Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:

В какой стране жил великий сказочник?

  1. Швеция;
  2. Германия;
  3. Дания.

В каком возрасте мальчик научился читать?

  1. В 4 года;
  2. В 7 лет;
  3. В 9 лет.

Где учился Ханс Кристиан?

  1. В лицее;
  2. В пансионе;
  3. В школе для бедных.

Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?

  1. “Гадкий утенок”;
  2. “Золотой гусь”;
  3. “Снежная королева”.

Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?

  1. Международным женским днем;
  2. Международным днем детской книги;
  3. Днем Святого Валентина.

(31322).

- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 11 лет).
- Хорошо.
- Давайте вспомним краткое содержание прочитанного, а (Юля) в это время расставит иллюстрации в хронологическом порядке.

Первые 5 иллюстраций, а остальные развешены по классу

- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля (с. 119, 1-й абзац).
- Какими представляет автор принцев и Элизу?
- Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
- Поясните? (Исходная ситуация, которая подготавливает восприятие читателя).
- Что следует дальше? (Завязка – начало событий).
- Перескажите.
- С каких слов начинается развитие событий? (с. 121, 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
- А теперь расскажите о ее блуждании по лесу.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и прочитайте (с. 122, 1–2-й абзацы).
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
- Что сделала наша героиня?
- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
- А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.

III. Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).

IV. Беседа по содержанию.

- Что заметили? (Рассказ ведут несколько братьев).
- Какие чувства испытывают братья, произнося свою речь?
- Ну и каков же выход из данной ситуации?
- Молодцы, очень хорошо.
- Проверяем работу (Юли) и даем краткое описание эпизода. (Работа по картинному плану).

V. Словарная работа.

Раздается стук в дверь.

- Войдите. Ой, ребята, кто это? (Звездочет).

Звездочет: Здравствуйте, ребята! Да, я действительно звездочет. Вижу удивление на ваших лицах. Я попал к вам не случайно, меня отправила сюда моя сестра Фата-Моргана. А вы знаете, кто она? (Дети отвечают).

Звездочет: Правильно. Что она сделала для Элизы? Вот и я вам помогу лучше понять содержание сказки и дать лексическое значение устаревших слов:

Хижина (с. 861)
Епископ (с. 187)
Минуло (с. 357)
Холст (с. 867)
Утес (с. 842)
Шествие (с. 895)
Чары (с. 877)
Покои (с. 550)
Грифель (с. 145, 144)

- С некоторыми словами вы уже знакомы, давайте их вспомним. (1-й столбик слов).
- А как узнать лексическое значение новых слов? (Обратиться к толковому словарю).
- Кто мне в этом поможет? (Работают со словарями).
- Ну спасибо, молодцы! Вы такие удальцы. До новых встреч.

VI. Физминутка.

Пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя птицами.

Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
Л лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.

VII. Работа в учебнике.

- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент. (Выразительное чтение – с. 128–132).
- Посмотрите внимательно на картинный план, дополните его иллюстрациями, соответствующими кульминации.

Иллюстрации 6 и 7

- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
- Сколько раз они приходила на помощь?
- А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной сказки.

Просмотр эпизода м/ф. (На утесе ворон(а) рассказывает как можно расколдовать принцев).

  • Почему именно этот сказочный персонаж использован?
  • У нас остались еще иллюстрации, скажите, к какой части они относятся? (Развязка).
  • А что это такое?

Иллюстрации 8 и 9

- Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы уже можете сказать, чем она закончилась?
- Картинный план полный?
- Сюжет завершен?

VIII. Моделирование обложки.

- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста.
- Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:

1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная).
2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).

(Заслушивание ответов).

- На этом наша работа с данным произведением еще не закончена, мы продолжим на следующем уроке.

IX. Итог.

- Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн.
- Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.

В переводе с французского языка “5” – стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам:

  1. Тема (сущ. – 1).
  2. Описание темы (прил. – 2).
  3. Описание действия (глагол – 3).
  4. Фраза, предложение (отношение к теме – 4–5).
  5. Синоним (к первому).

Например:

  1. ......... (Король).
  2. Богатый, доверчивый.
  3. Правит, любит, подчиняется.
  4. По-детски наивный мужчина.
  5. Отец.

(Первая строка не читается, а по описанию остальные должны отгадать, о ком речь).
(Зачитывание детьми синквейнов – по желанию).

- Обратите внимание вот на эту книжную выставку. Как вы думаете, для чего она вам представлена?
- Да, действительно у Андерсена много интересных произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.

X. Оценивание и домашнее задание.

Учитель оценивает работу обучающихся.

Домашнее задание: оформить обложку, УТ с. 74, з. 4–6.