Цели и задачи:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
- Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений насекомых.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста, развивать умение связано и последовательно пересказывать текст по плану.
- Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание эмоционального настроя.
- Какое сейчас время года?
- А какое время года вы любите?
- Хотите отправиться в лето?
(Под песню "Вот оно, какое наше лето" дети маршируют и "отправляются" в лето..
3. Дыхательная и глазная гимнастика.
На доске "распускаются" цветы. А сейчас, давайте, понаблюдаем за природой только глазами. Посмотрите наверх, высоко на сосне сидят белки. А внизу под кустом вырос белый гриб. Справа на ветке сидят два воробья и дружно чирикают, а слева на цветок села пестрая бабочка. Мы попали с вами в летний лес и распустились красивые цветы на поляне, давайте вдохнем их аромат.
4. Постановка цели урока.
Посмотрите, кто нас встречает в лесу. (Выходят два ребенка, один в костюме муравья, другой в костюме ученого).
Ученый:
Я - ученый энтомолог,
Изучаю насекомых.
Видеть вас в лесу я рад.
Вот принес для вас доклад.
Что же это за доклад? "Рекорды насекомых". Значит, мы в лесу встретим интересных насекомых, а доклад нам поможет узнать их лучше.
5. Изучение нового материала.
Ученый:
Очень я спешу друзья,
И привел к вам муравья.
Он про жизнь свою расскажет
И кино для вас покажет.
Конечно, вас ученый мы опускаем, ведь у вас много дел в лесу. И послушаем муравья.
Муравей: Я - Муравей. Меня называют санитаром леса, потому что я уничтожаю вредных насекомых. (Просмотр видео отрывка). Обратите внимание, какое насекомое будут тащить муравьи.
Давайте, просмотрим, что написано в докладе о муравье. Обитатели одного муравейника уничтожают за лето около 1.000.000 (на доске) разнообразных насекомых.
Вы узнали на экране жука, которого тащили муравьи? Это жук - олень. (Показываю муляж). Он к вам сошел с экрана, что бы вы его лучше рассмотрели. Почему же жука назвали "олень"? ( У него рога как у оленя (показываю картинку оленя)). Зачем же жуку нужны рога? (Чтобы бороться за самку и пищу). Жук - олень пришел не один, а привел с собой приятеля. Кто это? Название жука связано с весенним месяцем. (Это майский жук). Это жук - вредитель, он пожирает молодые листочки.
6. Сравнение отряда насекомых и паукообразных.
Чтобы рассмотреть майского жука по - лучше мне нужны два помощника. ( Дети составляют из частей жука и пука).
7. Физминутка - игра "Потопаем - похлопаем".
Подумайте, насекомые приносят польз или вред? Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами.
- Собирают мед;
- Едят вредных насекомых;
- Переносят заразные заболевания;
- Доставляют радость и хорошее настроение;
- Поедают молодую зелень;
- Собирают сырье для лекарств.
Молодцы, были внимательны!
8. Промежуточные выводы.
Давайте проверим работу наших ребят. (Рассматриваются жук и паук, и делаются 2 вывода).
У насекомых (жук) 6 - лапок, у пауков - 8 лапок.
Насекомые так названы, из - за "насечек" на брюшке.
9. Минута релаксации.
Какое самое красивое насекомое? (Бабочка).
Превратимся в бабочек, машите "крылышками" и кружитесь.
Звенят ручьи в июне,
Ласкает солнце нас.
В лесок мы прилетели
И здесь танцуем вальс.Мы крылышки расправим.
Красив на них узор!
Мы кружимся, порхаем.
Какой кругом простор!Душистыми цветами,
Леса встречают нас.
И кажется, что с нами
Весь лес танцует вальс!
10. Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 20 и давайте, посмотрим из каких частей состоит бабочка. Вы читайте названия частей, и будете показывать на моей модели бабочки. (Модель бабочки).
11. Закрепление изученного.
Сейчас мы проведем игру: "Каких я знаю насекомых?", кто последний назовет, тот получит интересное задание. (Последнему дают собрать пазлы "Насекомые").
( Раздается звонок телефона) Из разговора понятно, что на полянке нас ждет задание Знайки. Кроссворд.
- КУЗНЕЧИК
- БАБОЧКА
- ГУСЕНИЦА
- ПЧЕЛА
- БОЖЬЯ КОРОВКА
- СТРЕКОЗА
- МУРАВЕЙ
- Ы
- ШМЕЛЬ
1.
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик).
"Рекорды насекомых" Кузнечик прыгает в длину на расстояние, которое в 20 раз больше длины самого кузнечика. Это тоже самое, если человек перепрыгнет через 2 автобуса.
2. Картинка капуста. Какое насекомое напоминает вам эта картинка? (Бабочка - капустница).
3. Кем была раньше бабочка? (Гусеница).
4.
Сок цветов душистых пьет.
Дарит на и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее ::..(Пчела).
5.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки. (Божья коровка).
6. Ребус. Стре (картинка козы). (Стрекоза).
"Рекорды насекомых" Скорость полета стрекозы - 58 км/ч.
7. Узнать по силуэту муравья.
"Рекорды насекомых" Муравей может поднять груз в 50 раз больше собственного веса, то же что человек поднимет грузовик).
8. ы
9. Шмель (буквы перевёрнуты)
Звонок Знайки. Благодарность за помощь.
12. Подведение итогов урока.
Ой, смотрите сколько комаров налетело, скорее хлопайте в ладоши, отгоняйте их. Они тоже хотят попасть к нам в кроссворд. Возьмём? Они являются насекомыми? (Да, у них шесть лап) Сколько получилось слов? Какое главное слово? (Насекомые)
Давайте, проверим как собрали пазлы (На картинке пазлов нарисован мальчик с сочком)
Так вот это плохой мальчишка, он и у нас в классе побывал (беру в шкафу банку с бабочками)
Давайте, скорее выпустим бабочек, ведь нельзя их ловить. Почему? Надо беречь природу. Пора отправляться в школу и помнить всегда, что надо заботиться обо всех насекомых, птицах, животных. В нашем походе помогла дружба, знания и взаимовыручка.