Цели:
- Познакомить детей с понятиями: симметричная фигура, ось симметрии фигуры,
- Учить работать в микрогруппах,
- Развивать мышление и воображение учащихся,
- Воспитывать устойчивый интерес к предмету.
Оборудование: Л.Г.Петерсон. Математика . 3класс . 2часть. Занимательная геометрия. Сост. О.Н.Левик. Доска, интерактивная доска, компьютер, набор фигур для каждого ученика, конверт с игрой “Пифагор” для каждого ученика, рисунки Резиночки и Учёного Ластика, зеркало, индивидуальные маркерные доски, маркеры, магнитофон.
План урока:
- Разминка.
- Повторение.
- Тема урока.
- Практическая работа.
- Включение в систему знаний.
- Самостоятельная работа.
- Игра “Пифагор”.
- Итог урока.
Ход урока
1. Разминка.
- Начнём наш урок конструирования. Как всегда, Учёный Ластик и Резиночка приготовили много интересных заданий. Мы повторим пройденное, узнаем что-то новое, поиграем.
(Учитель поворачивается к доске).
- Ой, а где же Резиночка? Давайте отгадаем.
Графический диктант.
(Все дети пишут в тетрадях, 2 ученика на индивидуальных маркерных досках).
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 7 клеток влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх. Найдите самую нижнюю левую точку. От неё отступите 1 клетку по диагонали вверх вправо. Это 2 стартовая точка. Пишем. 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево. Найдите самую нижнюю правую точку. От неё отступите 1 клетку по диагонали вверх влево. Это 3 стартовая точка. Пишем. 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз.
- Давайте проверим, что же у нас получилось. Показ работ 2 учеников.
Исправление ошибок. Остальные разукрашивают дом Резиночки.
2. Повторение.
- Так где же наша Резиночка?
Она задержалась дома, так как кодирует тему нашего урока. А мы пока давайте повторим пройденное на прошлом уроке. Над какой темой мы начали работать?
Дома вы должны были приготовить симметричные рисунки. Справились? Давайте посмотрим. 1вариант, прикрепите к доске ваши работы. 2 вариант, пожалуйста, выходите.
(Дети прикрепляют свои работы на крылья доски с обратной стороны).
- Проверяем. Молодцы.
- Какие правила зеркальной симметрии мы узнали?
- Правое в зеркале становится левым, а левое – правым;
- Близкое и в зеркале отражается близко, а далёкое – далеко;
- Каждая точка при переносе должна лежать на перпендикулярной прямой к оси симметрии и на одинаковом расстоянии от неё.
- Как называется линия касания зеркала с бумагой?
3. Тема урока:
- Но оказывается, есть фигуры, которые содержат зеркало в себе. Как они называются, мы узнаем, если декодируем тему нашего урока. Посмотрим, что приготовила нам Резиночка? (На интерактивной доске высвечивается рисунок Резиночки и кодировочная таблица).
19 10 14 14 06 20 18 10 25 15 29 06 22 10 04 21 18 29
(Дети декодируют тему урока и пишут её на индивидуальных досках).
- Покажите, что у вас получилось?
- Правильно, сегодня мы будем говорить о
симметричных фигурах. (Открывается шторка на
интерактивной доске).
Посмотрите, я держу в руках фигуру. Поставлю рядом зеркало и загляну в него. Что я там увижу? Получу 2 одинаковые половинки вазы. Говорят: ваза симметрична относительно прямой l , а прямая l – её ось симметрии. Ось симметрии делит вазу на 2 одинаковые половинки.
4. Практическая работа:
У вас на столе лежат фигуры. Давайте попробуем найти у них оси симметрии. Возьмём квадрат. Сложим его пополам. Обведём цветным карандашом получившуюся прямую. Это 1 ось симметрии. Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому. (Дети под руководством учителя находят все оси симметрии квадрата).
- Так сколько осей симметрии у квадрата? (4)
(Вывод появляется на доске).
- А сейчас поработайте в парах, и найдите оси симметрии у прямоугольника и овала.
Проверяем.
- А теперь поработайте в группах и выясните, сколько осей симметрии у равностороннего треугольника и круга.
Проверяем.
5. Физминутка.
6. Включение в систему знаний:
Оказывается, не только геометрические фигуры могут быть симметричными. В жизни нас окружают такие предметы. Попробуйте их найти. (Дети смотрят вокруг себя и называют предметы).
7. Самостоятельная работа.
- Открываем учебник математики.
Самостоятельно найдите симметричные цифры и буквы.
- Проверим. Каждый ученик называет цифру или букву и говорит, сколько у неё осей симметрии.
8. Игра “ Пифагор”:
- Давайте поиграем. Отгадайте загадку.
Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолёт).
На доске появляется чертёж самолёта.
Попробуйте сложить самолёт из частей “Пифагора”.
Проверим. 1 ученик складывает самолёт на доске.
9. Итог урока:
- Так какие же фигуры называются симметричными? Что такое ось симметрии фигуры?
Давайте скажем Учёному Ластику и Резиночке спасибо за интересную тему. С помощью кода Цезаря закодируйте слово “спасибо”.
(На интерактивной доске высвечивается код Цезаря. Дети работают на индивидуальных маркерных досках).
Проверка.
10. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Мы получили новые знания и сказали “спасибо” за это нашим друзьям. Давайте это “спасибо” пошлём на нашем самолёте. Если вы разобрались в новой теме – прикрепите к доске голубой самолёт.
Если ещё не всё понятно и есть над чем поработать – прикрепите зелёный самолёт.
Если сегодня не поняли новую тему, вам было трудно – прикрепите розовый самолёт.
(Дети выходят к доске и магнитами прикрепляют самолёты).
Если останется время, то можно поиграть в игру. (Смотрите приложение к уроку. Кликните мышкой по слову Игра).