Правописание безударных гласных, парных согласных по глухости–звонкости

Разделы: Начальная школа


Задачи:

1) Закрепить следующие орфографические умения:

  • Обнаруживать орфограммы;
  • Определять, каким правилом регулируется написание;
  • Применять это правило.

2) Развить технику грамотного скоростного письма, мелкие мышцы пальцев, устную и письменную речь.
3) Прививать любовь к слову через поэзию наших классиков.
4) Обогатить словарный запас учащихся.
5) Воспитывать потребность, привычку осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словаря.

Учебник: Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. – М.: Дрофа, 2008.

Класс: 2-ой.

  Ход урока Отличия от традиционной работы Орфографические умения
1. Организационный момент.

Приветствие детей. Проверка их готовности к уроку. Оформление записи в тетради (число, классная работа).

   
2. Чистописание.

к к к к к к к.
кк кр кв кн ка ок ко икс к шк.
кор рж рз рт рм.
коржик корзина кортик кормушка.

   
3. Словарная работа.

Помогите учительнице. Выберите из словаря 5-7 слов на темы: “Птицы”, “Овощи”. Пишите слова в столбик, оставляйте “окошки” на месте орфограмм.

1. Привитие потребности обращения к словарям. 1. Умение продуктивно пользоваться словарем.
4. Практическая работа по картинкам.

На доске прикреплены картинки, на которых написаны слова: грибки, огород, город, гроза, ягодки, слоны, заморозки, лисица, трава.

У. Рассмотрите картинки. Какие орфограммы встречаются при написании слов по картинкам?

Д. Звонкие и глухие согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением и не проверяемые.

У. Распределите на доске картинки со словами в два столбика. В первый – слова со звонкими и глухими согласными в корне слова, во второй - слова с безударной гласной в корне слова.

- Докажите, что в первом слове нужно писать именно эту букву.

Д. Грибки – пишу “б”, проверочное слово грибы или грибок.

С остальными словами дети работают аналогично.

У. Запишите все слова на орфограмму “Звонкие и глухие согласные в корне слова”. Подберите к ним проверочные слова. Выделите сомнительную согласную. Понаблюдайте, нет ли еще одной орфограммы в корне слова.

Д. Встретились словарные слова, то есть безударная гласная, не проверяемая ударением (ягода, морозы, города, огород).

На доске:

Грибок – грибки.
Ягода – ягодки.
Морозы – заморозки.
Города – город.
Огороды – огород.

У. Работаем над второй орфограммой “Безударная гласная в корне слова”.

Д. Гроза – безударная гласная в корне гроз, проверочное слово грозы. Значит, напишу гроза.

Следующие слова рассматриваются аналогично.

У. Запишите все слова на безударную гласную в корне слова, предварительно подберите проверочное. Выделите корень. Поставьте ударение.

На доске:

Грозы – гроза
Травы – трава
Лис – лиса
Слон – слоны

2. Правила о безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются вместе. 2. Умение обнаруживать (распознавать) орфограммы; определять, каким правилом регулируется написание; применять это правило.
5. Тренировка орфографической зоркости.

На доске:

Ду . з . леный на. х . лмом,

А по. дубом ст . ит дом.

В доме буко . ки ж . вут,

Нас к себе они з . вут.

У. Докажите, что на месте пропусков букв, действительно, есть орфограммы, а затем “проговорите” вопросы.

Дети работают “по цепочке”.

Д. Орфограмма – это место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву.

- Первую букву писать маленькую или большую?
- Большую букву, т.к. это начало предложения.
- Какую парную согласную напишем в слове ду. – б или п?
- Напишем букву б, проверочное слово дубы.
- На месте безударной гласной в слове з.леный, какую гласную напишем е или и?
- Напишем букву е, проверочное слово зелень.
- В слове на . я сомневаюсь, оставляю “окошко” и т.д.

Используйте памятку “Как искать проверочные слова для корня?”

1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.

2. Измени проверяемое слово:

Предмет

Действие Признак
Ед.ч. – мн.ч. Что (с)делает?
Каков?  
  Что (с)делал?
Кто? Что? Что (с)делаю?
(Ед.ч. или мн.ч.)  
Много кого? чего?  

Если надо, выполняй два действия.

3. Отсутствие букв на месте почти всех орфограмм;

4. Показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, то есть показ выбора букв;

5. Разграничение того, что они знают и чего не знают (“окошки” остаются там, где дети сомневаются).

3. Нахождение орфограммы, четкая постановка перед собой орфографической задачи; определение, каким правилом регулируется написание; применение этого правила.
6. Подбор проверочных слов – объясни значение с помощью однокоренного.

У. Давайте задумаемся, кого мы называем, например, грязнулей?
Д. Того, кто грязный.
У. Является ли это слово проверочным?
Д. Да, является.

Появляется запись. Грязный - грязнуля.

У. А силачом?
Д. Того, кто сильный, обладает силой. Это слово является проверочным.

Появляется запись. Сила-силач.

У. Какой вывод можно сделать?
Д. Интересный способ подбора проверочных слов – толкование значения слова с помощью однокоренного.

Продолжается такая же работа со словами: м.док, ч.епитие, ч.совщик.

6. Усиленное внимание к значению слова, вынесение установки “объясни значение” на первое место среди способов проверки орфографических задач. 4. Умение объяснять значение слова с помощью однокоренного, как один из способов подбора проверочных слов.
7. Творческая работа.

Сочинение в миниатюре по опорным словам, написанным на первой половине доски.

М.сква, Кремль, ст.лица, н.род, г.рой.

У. Какая орфограмма пропущена?

Д. Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением. Это словарные слова.

У. А по какой близкой и родной для вас теме они подобраны?

Д.

- “Мой город”.
- “Моя Москва”.
- “Город-герой”.

Учитель открывает другую половину доски. Перед детьми панорама центра Москвы. На доске стихотворение

Д. Смирнова:

“Москва! Москва и вновь Москва” –
Так повторял бы без конца,
Пока любовь в груди жива
И к сердцу тянутся сердца.

У. Вспомните наши уроки о Москве, наши экскурсии по Москве.

На минуту учитель оставляет детей, чтобы они побыли наедине с собой. Затем ученики приступают к творческой работе, во время которой они могут использовать орфографические словари. По ее окончании заслушивается 2-3 сочинения, им дается оценка. Остальные работы учитель собирает для проверки.

7. Предварительно учить детей работать с орфографическим словарем 5. Использование орфографического словаря для “ухода” от орфографических ошибок.
8. Итог урока.    

Список литературы:

  1. М.С.Соловейчик, О.О.Харченко. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. М.: Педагогический университет “Первое сентября, 2006.
  2. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. – М.: Дрофа, 2008.