Задачи:
1) Закрепить следующие орфографические умения:
- Обнаруживать орфограммы;
- Определять, каким правилом регулируется написание;
- Применять это правило.
2) Развить технику грамотного скоростного
письма, мелкие мышцы пальцев, устную и письменную
речь.
3) Прививать любовь к слову через поэзию наших
классиков.
4) Обогатить словарный запас учащихся.
5) Воспитывать потребность, привычку осознавать
лингвистическое затруднение и пытаться
разрешать его с помощью словаря.
Учебник: Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. – М.: Дрофа, 2008.
Класс: 2-ой.
Ход урока | Отличия от традиционной работы | Орфографические умения | |||||||||||||||||
1. | Организационный момент. Приветствие детей. Проверка их готовности к уроку. Оформление записи в тетради (число, классная работа). |
||||||||||||||||||
2. | Чистописание. к к к к к к к. |
||||||||||||||||||
3. | Словарная работа. Помогите учительнице. Выберите из словаря 5-7 слов на темы: “Птицы”, “Овощи”. Пишите слова в столбик, оставляйте “окошки” на месте орфограмм. |
1. Привитие потребности обращения к словарям. | 1. Умение продуктивно пользоваться словарем. | ||||||||||||||||
4. | Практическая работа по картинкам. На доске прикреплены картинки, на которых написаны слова: грибки, огород, город, гроза, ягодки, слоны, заморозки, лисица, трава. У. Рассмотрите картинки. Какие орфограммы встречаются при написании слов по картинкам? Д. Звонкие и глухие согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением и не проверяемые. У. Распределите на доске картинки со словами в два столбика. В первый – слова со звонкими и глухими согласными в корне слова, во второй - слова с безударной гласной в корне слова. - Докажите, что в первом слове нужно писать именно эту букву. Д. Грибки – пишу “б”, проверочное слово грибы или грибок. С остальными словами дети работают аналогично. У. Запишите все слова на орфограмму “Звонкие и глухие согласные в корне слова”. Подберите к ним проверочные слова. Выделите сомнительную согласную. Понаблюдайте, нет ли еще одной орфограммы в корне слова. Д. Встретились словарные слова, то есть безударная гласная, не проверяемая ударением (ягода, морозы, города, огород). На доске: Грибок – грибки. У. Работаем над второй орфограммой “Безударная гласная в корне слова”. Д. Гроза – безударная гласная в корне гроз, проверочное слово грозы. Значит, напишу гроза. Следующие слова рассматриваются аналогично. У. Запишите все слова на безударную гласную в корне слова, предварительно подберите проверочное. Выделите корень. Поставьте ударение. На доске: Грозы – гроза |
2. Правила о безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются вместе. | 2. Умение обнаруживать (распознавать) орфограммы; определять, каким правилом регулируется написание; применять это правило. | ||||||||||||||||
5. | Тренировка орфографической
зоркости. На доске: Ду . з . леный на. х . лмом, А по. дубом ст . ит дом. В доме буко . ки ж . вут, Нас к себе они з . вут. У. Докажите, что на месте пропусков букв, действительно, есть орфограммы, а затем “проговорите” вопросы. Дети работают “по цепочке”. Д. Орфограмма – это место в слове, где для обозначения определенного звука нужно выбрать букву. - Первую букву писать маленькую или большую? Используйте памятку “Как искать проверочные слова для корня?” 1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово. 2. Измени проверяемое слово:
Если надо, выполняй два действия. |
3. Отсутствие букв на месте почти всех
орфограмм; 4. Показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную, то есть показ выбора букв; 5. Разграничение того, что они знают и чего не знают (“окошки” остаются там, где дети сомневаются). |
3. Нахождение орфограммы, четкая постановка перед собой орфографической задачи; определение, каким правилом регулируется написание; применение этого правила. | ||||||||||||||||
6. | Подбор проверочных слов – объясни
значение с помощью однокоренного. У.
Давайте задумаемся, кого мы называем, например,
грязнулей? Появляется запись. Грязный - грязнуля. У. А силачом? Появляется запись. Сила-силач. У. Какой вывод можно сделать? Продолжается такая же работа со словами: м.док, ч.епитие, ч.совщик. |
6. Усиленное внимание к значению слова, вынесение установки “объясни значение” на первое место среди способов проверки орфографических задач. | 4. Умение объяснять значение слова с помощью однокоренного, как один из способов подбора проверочных слов. | ||||||||||||||||
7. | Творческая работа. Сочинение в миниатюре по опорным словам, написанным на первой половине доски. М.сква, Кремль, ст.лица, н.род, г.рой. У. Какая орфограмма пропущена? Д. Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением. Это словарные слова. У. А по какой близкой и родной для вас теме они подобраны? Д. - “Мой город”. Учитель открывает другую половину доски. Перед детьми панорама центра Москвы. На доске стихотворение Д. Смирнова:
У. Вспомните наши уроки о Москве, наши экскурсии по Москве. На минуту учитель оставляет детей, чтобы они побыли наедине с собой. Затем ученики приступают к творческой работе, во время которой они могут использовать орфографические словари. По ее окончании заслушивается 2-3 сочинения, им дается оценка. Остальные работы учитель собирает для проверки. |
7. Предварительно учить детей работать с орфографическим словарем | 5. Использование орфографического словаря для “ухода” от орфографических ошибок. | ||||||||||||||||
8. | Итог урока. |
Список литературы:
- М.С.Соловейчик, О.О.Харченко. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. М.: Педагогический университет “Первое сентября, 2006.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык: учеб. для 2 кл. – М.: Дрофа, 2008.