Цели урока:
- Обучающая: Обобщение и закрепление знаний в употреблении заглавной буквы в ф. и. о. людей, кличках животных, в начале предложения, а также в названиях географических объектов.
- Развивающая: Развитие орфографической зоркости уч - ся.
- Воспитывающая: Взаимоуважение, взаимовыручка, интерес к сказкам.
Ход урока
I. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок Начинается урок. Каждый день - всегда везде, На занятиях, в игре. Смело четко говорим И тихонечко сидим.
II. Минутка чистописания.
Чтобы узнать, какая буква к нам сегодня пришла нужно разгадать загадки:
Чей же это красный нос На гряде какой - то рос? Хоть у него четыре ножки, Не побежит он по дорожке. |
Стоит, горит, рыдает И тает, тает, тает. Солнце выглянет - заплачет, Солнца нет - слезинки спрячет. |
Сегодня на уроке дежурная буква С,с.
Дайте характеристику звуку.
Разминка для пальцев:
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный;
Самый толстый и большой;
Этот пальчик для того...;
Чтоб показывать его;
Этот пальчик самый длинный;
И стоит он в середине;
Этот пальчик безымянный;
Он избалованный самый;
А мизинчик хоть и мал;
Очень ловок и удал.
Чем отличается С от с? Давайте посмотрим, как она выросла (шаблон).
III. Тема урока.
Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы подумайте в каких словах заключается главная мысль?
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше букв - подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти сама не хотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Сегодня на уроке мы подведём итог тому, что же пишется с большой буквы.
Посмотрите на доску, что надо сделать, чтобы получилась понятная фраза.
странабольшихбукв
Запишите. О чем надо помнить. Сверьтесь с доской. Когда мы здесь использовали большую букву.
Начало предложения
IV. Физкультминутка.
V. Прочитайте слова. Почему они написаны с большой буквы?
Мила | Тома | Надя | Ада | Лена |
Миля | Тима | Нюра | Аля | Лёня |
Маша | Толя | Неля | Ася | Лина |
Маня | Таня | Нина | Аня | Лида |
Запишите по одному имени на каждую букву. Что нужно помнить при записи? Какой вывод можно сделать?
Имена
VI.
Давайте вспомним сказку "Три медведя". О ком эта сказка? Назовите как звали папу медведя, маму медведицу и медвежонка?
Михаил Иваныч. Настасья Петровна.
Что можно сказать о написании этих слов? А фамилии мы должны писать с какой буквы? Назовите свою фамилию.
Отчество, Фамилии.
VII.
Жили - были дед да баба
С маленькою внучкой
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А еще была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка.
А ещё у них была корова Хохлатка.
Что заметили странного? Давайте на ведём порядок в кличках. Почему кошку называют Муркой? Корову Бурёнка? Бурёнка, Жучка, Хохлатка, что это?
Клички животных
VIII. Физкультминутка.
IX. Игра "Молчанка".
Я произношу слова, а вы при помощи карточек показываете с какой буквы их надо записывать.
Ваня, пенал, собака, Петров, ученик, Барсик, Москва, карандаш, Косыгина, Томь, Сосновка.
Почему эти слова нужно писать с большой буквы?
Название городов, улиц, рек, посёлков, морей...
X. Итог.
Когда же нужно писать большую букву? Чтение памятки. Все эти слова можно объединить в одну группу и они называются именами собственными. Какое дело было поручено букве?
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя,
Фамилия
Пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твоё,
Имя улицы,
Города.
Буква большая - совсем не пустяк,
В букве большой - уважения знак.
Прозвенел звонок
И закончился урок.