Цель воспитательной системы заключается в воспитании социально адаптированного человека, т.е. человека, приспособленного к требованиям общества и подготовка к будущей семейной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
Внеклассная деятельность строится на следующих принципах:
Принцип открытости. (Классный руководитель прислушивается к мнению детей.)
Принцип привлекательности будущего дела. (Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом.)
Принцип деятельности. (Классный руководитель предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия.)
Принцип свободы участия. (Классный руководитель, предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, учитывает их мнение.)
Принцип обратной связи. (Классный руководитель совместно с учащимися заканчивает мероприятие рефлексией.)
Принцип сотворчества. (Классный руководитель предоставляет учащимся право выбора партнёра по выполняемому делу.)
Принцип успешности. (Классный руководитель по достоинству оценивает участие каждого ребёнка в мероприятии.)
Для необходимости узнать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения их со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера и эмоциональное состояние ребёнка использую такие формы диагностики:
- беседа;
- опросник;
- метод наблюдения;
- проективные тесты;
- графические и рисуночные тексты;
- анкеты;
- сочинения.
Реализация цели и задач осуществляется через направления воспитательной работы, которые являются фундаментом воспитательной системы.
"семьЯ":
Я и моё общение;
Я и Отечество;
Я и досуг;
Я и мои знания;
Я - человек;
Я и моё здоровье;
Я и семья.
По данным направлениям ведётся совместная работа с родителями. Основной формой работы является "родительский урок", где почти каждая семья проводит подготовленное мероприятие в виде игры, соревнования, лекции, экскурсии, беседы и др.
Направления сотрудничества педагога и родителей:
- повышение педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала;
- участие родителей в управлении школой и её развитии.
Реализация данных направлений осуществляется через разнообразные формы и виды деятельности:
- родительские лектории, тренинги, дискуссии, практикумы, конференции, круглые столы, устные журналы;
- открытые уроки и классные мероприятия;
- индивидуальные консультации;
- творческие группы и группы по интересам;
- родительские собрания, чтения, вечера;
- совместные КТД;
- помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы;
- индивидуальное шефство над неблагополучными семьями;
- классный, школьный родительские комитеты;
- совет содействия семье и школы.
В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина.
В своей воспитательной системе "Мы - одна семья" акцент сделала на подпрограмму: "Родительский дом - начало начал".
В эпоху социальной нестабильности усиливается роль семьи как фактора социализации и воспитания человека. Именно семья обеспечивает с момента рождения до старости чувство защищенности и душевного комфорта. Здесь закладываются основы социального поведения ребёнка, подростка, старшего школьника, будущего продолжателя рода. Законодательство значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбрать место и форму школьного и дошкольного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения. Вместе с тем нельзя не отметить значительные трудности, которые заключает в себе проблема воспитания семьянина.
Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций, возможно, если он:
понимает и переживает свою значимость как полноправного члена семьи, осваивая по мере взросления различные семейные роли, совершенствуя умение быть хорошим сыном (дочерью, братом, внуком, внучкой и т.д.);
Учится принимать близких такими, какие они есть, проявлять терпимость к недостаткам родных людей, любить их;
Испытывает потребность сохранения семейных отношений, круга семейных ценностей;
Знаком с функциональными обязанностями в семье, приобретает соответствующие умения в плане заботы о близких, самообслуживания, распределения бюджета, проведение свободного времени.
Подпрограмма "Родительский дом - начало начал"
Цель: Адаптация и самореализация учащихся в социальной сфере "Семья".
Задачи:
- Формирование чувства долга и ответственности перед родителями и родными.
- Формирование хозяйственно - экономических знаний.
- Знакомство с основами культуры супружеских отношений.
Содержание деятельности.
1 класс. Сыновне-дочерняя роль личности.
Знание генеалогического древа семьи. Занятия родителей и их социальная значимость. История семьи. Семейные традиции. Культура взаимоотношений в семье. Отношение к старикам, младшим членам семьи, инвалидам, больным. Долг сына и дочери.
2 класс. Формирование хозяйственно-экономических знаний.
Обязанности членов семьи, их распределение. Культура быта. Домашнее хозяйство. Материальные и духовные потребности членов семьи. Бережливость и щедрость. Труд - основа семейного благосостояния.
3 и 4 классы. Формирование представлений об основах супружеской культуры.
1. Этическая подготовка к семейной жизни. Равноправные товарищеские отношения между мальчиками и девочками. Дружба, ответственность, верность, честность, доброта. Любовь как нравственная основа брака. Взаимная ответственность супругов. Моральные основы брачно-семейных отношений.
2. Психологическая подготовка к семейной жизни. Особенности психологии межличностных отношений. Эмпатия.
3. Педагогическая родительская культура. Ответственность родителей за воспитание детей. Формирование представлений о специфике семейного воспитания. Самовоспитание.
4. Правовая культура. Правовые основы брака и семьи.
5. Физиолого-гигиеническая культура. Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Гигиена мальчиков и девочек. Физическая культура. Физиология мужчин и женщин.
Прогнозирующий результат программы.
Все учащиеся:
- Владеют социальными ролями сына и дочери.
- Признают семью как самоценность.
- Имеют знания по ведению домашнего хозяйства.
- Понимают значимость социальных ролей супругов и родителей.
- Имеют навыки этической, психологической, педагогической, правовой и физиолого-гигиенической культуры.
- Рассматривая и работая над воспитательной системой "Мы - одна семья", можно прогнозировать следующие результаты:
- Выработка эффективных способов сотрудничества учитель - родители - ученики.
- Правовое просвещение детей и родителей.
- Повышение уровня воспитанности учеников.
- Способность к конструктивному взаимодействию и сформированный классный коллектив.