Цели:
- Повторить способы определения корневой морфемы в однокоренных словах;
- Дать понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова;
- Классифицировать по их положению относительно корня.
Оборудование: карточки с заданием, отдельные морфемы: за-, -щик-, -н-, -чик-, презентация к уроку.
Этапы урока | Ход урока | Примечание | ||
1.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Организационный момент. - Ребята,
закройте глаза и послушайте музыку. Чистописание. Снснсн - Прежде чем начать писать, примите
правильную позу во время письма. Словарная работа. - Я загадываю загадки, а вы отгадки
записываете в определённый столбик.
1.
(Горох) 2.
(Машина) 3.
(Сахар) 4.
(Собака) 5.
(Капуста) 6.
(Коньки) 7.
(Сорока) 8.
(Ворона) 9.
(Арбуз) Определение родственных (однокоренных) слов. - Ребята, учитель предложил детям подобрать родственные слова к слову ЗАПАХ, один ученик выполнил задание так: - Все ли слова вам понятны? Индивидуальная работа по карточкам. - В работе, звуки обозначьте нужной буквой. Орфограммы слабой позиции подчеркните. [лошка] – ложка Изучение нового материала. 1) Анализ слова барабанчик. - Прочитайте слово БАРАБАНЧИК Чик 2) Анализ слов барабанить и забарабанить. - Даны слова барабанить и забарабанить. За - Как вы думаете, что же нового мы с вами узнаем на уроке? Предварительное сообщение урока. - Сегодня мы познакомимся с новыми частями основы. А как они называются и зачем они нужны, мы узнаем чуть позже. Конкретизация темы урока. - Нетрудно доказать, что такие части есть не только в словах барабанчик и забарабанить, но и в других словах, образованных от слова барабан. - Найдём эти части в словах барабанщик, барабанный.
-щик-
-н- - Чем отличаются эти новые части от корня? - Значение корня чаще всего само по себе понятно, а значение новых частей основы, понятно лишь благодаря тому, что они присоединяются к корню, т.е. “приставляются” к нему. Поэтому в грамматике их называют АФФИКСАМИ, что в переводе с латинского “приставленный”. - Так какая же тема сегодняшнего урока? Сообщение темы урока. - И так, тема урока “АФФИКСЫ ОСНОВЫ СЛОВА”. Обобщение изученного материала. - Корень – обязательно есть в любом слове. А
аффиксы – не обязательные части основы. Префиксы и суффиксы. - Как вы думаете, префиксы, где находятся?
(Перед корнем)
- Какая новая часть основы не работает в данных
словах? Итог. - Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание. Упр.302 - Домашним заданием будет упражнение 302. |
Звучит спокойная музыка. Дети пишут в своих тетрадях.
Дети меняются тетрадями.
Один ученик работает у доски, а остальные в своих тетрадях.
Приложение 1. Откравается 1 слайд.
У каждого ребёнка карточка для индивидуальной работы. Один ученик работает у доски. Проверка проводится фронтально.
Дети разбирают слово в тетрадях. Один ученик у доски.
Слова записаны на доске.
Запись слов фиксируется в тетрадях.
Новое понятие вывешивается на доске.
Приложение 1. Открывается 2 слайд.
Один ученик работает у доски. Приложение 1. Открывается 3 слайд. |