Урок русского языка по теме "Аффиксы основы" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Повторить способы определения корневой морфемы в однокоренных словах;
  2. Дать понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова;
  3. Классифицировать по их положению относительно корня.

Оборудование: карточки с заданием, отдельные морфемы: за-, -щик-, -н-, -чик-, презентация к уроку.

Этапы урока Ход урока Примечание
1.

 


2.

 

 


3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


11.

 


12.

Организационный момент.

- Ребята, закройте глаза и послушайте музыку.
- Что вы представили, слушая эту музыку?

Чистописание.

Снснсн

- Прежде чем начать писать, примите правильную позу во время письма.
- Поменяйтесь тетрадями и найдите самую красивую букву, правильное соединение.

Словарная работа.

- Я загадываю загадки, а вы отгадки записываете в определённый столбик.
- Если орфограмму слабой позиции, вы обозначили буквой О, то пишите его в первый столбик, а если - буквой А, то во второй столбик.

Слабую позицию обозначу буквой О Слабую позицию обозначу буквой А

1.

Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладошку
Бусинки-дробинки.

(Горох)

2.

Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.

(Машина)

3.

В поле родился,
На заводе варился,
А в чае растворился.

(Сахар)

4.

С хозяином дружит,
Дом стережёт,
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком.

(Собака)

5.

Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …

(Капуста)

6.

Есть, ребята, у меня,
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня?

(Коньки)

7.

Трещали с самого утра:
Пора! Пора! А что пора?
Такая всем морока,
Когда трещит …

(Сорока)

8.

Окраска – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Птица это – …

(Ворона)

9.

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз)

Определение родственных (однокоренных) слов.

- Ребята, учитель предложил детям подобрать родственные слова к слову ЗАПАХ, один ученик выполнил задание так:

- Все ли слова вам понятны?
- Как вы думаете, справился ли мальчик с заданием?
- Сколько родственных слов вы нашли?
- Какой корень в этих словах?
- Запишем эти слова и выделим значимые части слова.

Индивидуальная работа по карточкам.

- В работе, звуки обозначьте нужной буквой. Орфограммы слабой позиции подчеркните.

[лошка] – ложка
[л'от] – лёд
[в'изат'] – вязать
[с'т'ина] – стена

Изучение нового материала.

1) Анализ слова барабанчик.

- Прочитайте слово БАРАБАНЧИК
- Что такое барабанчик? (Маленький барабан)
- Какое слово является родителем? (Барабан)
- Определите значимые части слова БАРАБАН.
- Теперь определите значимые части слова БАРАБАНЧИК
- Как вы догадались, что в слове говорится о маленьком барабане?
- Какая часть, которой нет в слове барабан, появилось в слове барабанчик?
- Подчеркните её.

Чик

2) Анализ слов барабанить и забарабанить.

- Даны слова барабанить и забарабанить.
-
Выделите значимые части: окончание, корень, основу.
- Подумайте, отличаются ли друг от друга по значению эти слова?
- Какая часть слова помогла вам понять, что речь идёт не просто о действии, а о начале действия?
- Подчеркните её.

За

- Как вы думаете, что же нового мы с вами узнаем на уроке?

Предварительное сообщение урока.

- Сегодня мы познакомимся с новыми частями основы. А как они называются и зачем они нужны, мы узнаем чуть позже.

Конкретизация темы урока.

- Нетрудно доказать, что такие части есть не только в словах барабанчик и забарабанить, но и в других словах, образованных от слова барабан.

- Найдём эти части в словах барабанщик, барабанный.

-щик-

-н-

- Чем отличаются эти новые части от корня?

- Значение корня чаще всего само по себе понятно, а значение новых частей основы, понятно лишь благодаря тому, что они присоединяются к корню, т.е. “приставляются” к нему. Поэтому в грамматике их называют АФФИКСАМИ, что в переводе с латинского “приставленный”.

- Так какая же тема сегодняшнего урока?

Сообщение темы урока.

- И так, тема урока “АФФИКСЫ ОСНОВЫ СЛОВА”.

Обобщение изученного материала.

- Корень – обязательно есть в любом слове. А аффиксы – не обязательные части основы.
- А где могут находиться аффиксы? (Перед корнем, после корня).
- В зависимости от места расположения различают:

Префиксы и суффиксы.

- Как вы думаете, префиксы, где находятся? (Перед корнем)
- Соответственно, суффиксы где? (После корня)
- Прочитайте текст, который называется “Зачем лошадь называют по-разному?” упр. 301
- О чём говорится в тексте?
- Выпишите родственные слова и выделите значимые части основы.
- Давайте проверим:

  • Лошадь;
  • Лошадка;
  • Лошадушка;
  • Лошадёнка.

- Какая новая часть основы не работает в данных словах?
- Найдите орфограммы слабых позиций и подчеркните их.

Итог.

- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, для чего нужны эти новые части основы?

Домашнее задание. Упр.302

- Домашним заданием будет упражнение 302.
- Найдите его и прочитайте задание.
- Что нужно сделать в нём?

 

Звучит спокойная музыка.

Дети пишут в своих тетрадях.


Дети меняются тетрадями.

 

Один ученик работает у доски, а остальные в своих тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Откравается 1 слайд.

 

 

 

 

 

 

У каждого ребёнка карточка для индивидуальной работы.

Один ученик работает у доски. Проверка проводится фронтально.

 


Слово записано на доске.

 

 

Дети разбирают слово в тетрадях. Один ученик у доски.

 

 

 

 

Слова записаны на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись слов фиксируется в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Новое понятие вывешивается на доске.

 

Приложение 1.

Открывается 2 слайд.

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик работает у доски.

Приложение 1.

Открывается 3 слайд.