Программное содержание: Обогатить эмоциональное развитие детей на основе народного произведения. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказку. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать интерес к художественной литературе. Участвовать в чтении текста по ролям в инсценировке. Развивать творческое воображение. Воспитывать артистические качества, умения действовать рядом со сверстниками. Воспитывать доброжелательность.
Предварительная работа:
- Чтение сказок “Теремок”, “Заячья избушка”, “Зимовье”.
- Самостоятельное рассматривание иллюстраций прочитанных сказок.
- Проигрывание детьми сказки “Зимовье” (настольный театр).
- Познакомить и выучить х/игру “Ай дили…”.
- Привлечение детей к изготовлению необходимых атрибутов и декораций.
Материал:
- декорации к сказке.
- кукольный театр (бык, баран, петушок, свинья, кот, медведь, волк).
- шапочки(бык, баран, петушок, свинья, кот, медведь, волк).
- бочонок с конфетами по количеству детей.
- д/и “ Кто где живет?”.
- д/и “Кто что ест?”.
- письмо.
- карточки с загадками.
Методические приемы:
- В инсценировке участвуют трое взрослых (ведущий, волк, медведь).
- Организационный момент (сидя полукругом на коврике).
- Использование сюрпризного момента.
- Сообщение цели.
- Загадывание загадок.
- Инсценировка сказки.
- Д/игра “Кто, где живет?”. Д/игра “Кто что ест?”.
- Продолжение инсценировки.
- Итоговая беседа.
- Угощение с сюрпризным моментом.
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята я получила письмо от сказочных героев. Проходите, садитесь полукругом на ковер я вам прочитаю письмо.
“Дорогие ребята!
Мы жители сказочного леса
Приглашаем вас к нам в гости.
Ждем вас в гости 20 октября…”
– Так это же сегодня! Вы хотите отправиться в гости?
Дети: Хотим.
Ведущий: Но, что бы нам отправиться в гости вы должны отгадать, из какой сказки нам пришло письмо. Подсказками вам будут загадки. (Из конверта достать карточки с загадками)
Загадки [1].
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран)
Острые ушки на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кот)Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Бык)
Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже искупаюсь. (Свинья)
(Ребенок, отгадавший загадку, получает соответствующий персонаж)
Ведущий: Молодцы вы отгадали все загадки. Какие животные были спрятаны в загадках?
Дети: Кот, петух, баран, свинья, бык, волк, медведь.
Ведущий: Подумайте, в какой сказке могут все эти животные встретиться?
Дети: “Заячья избушка”, “Теремок”, “Зимовье”.
Ведущий: Правильно, все эти животные встречаются в сказке “Зимовье”. Вы отгадали сказку, в которую мы отправимся. А теперь закройте глаза и читайте до 10.
(Под счет из-за занавеса появляется ширма)
Ведущий: Открыли глазки, оказались в сказке.
Инсценировка сказки “Зимовье”
[2].Ведущий: Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
– Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы в волю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.
– Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. (Встретил в лесу барана)
Бык: Давай, друг, зимовье строить? Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
Баран: Ладно,- согласен.
Ведущий: Повстречали бык да баран свинью.
Баран: Пойдем Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Свинья: Согласна я.
Ведущий: Увидели бык, баран да свинья кота.
Свинья: Здравствуй, Котофевич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.
Кот: Согласен.
Ведущий: Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха.
Кот: Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, стены конопатить, а ты крышу строить.
Петух: Я согласен.
Ведущий: Выбрали друзья место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали. Стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили запасов и дров.
Ведущий: Скажите, кто у нас зимой еще запасы готовит?
Дети: Белка, муравей, ежи, пчелы, медведь.
Ведущий: А как они зимуют? Какие у них избушки?
Дети: Медведь в берлоге, белка в дупле, еж и мыши в норке.
Ведущий: Давайте с вами поиграем в игры
“Кто где живет?”, “Кто что ест?”
. [3].Составить цепочку. Картинки лежат в разноброс детям нужно подобрать и составить из них цепочку.
Ведущий: Что за шум? Послушайте, кто – то идет.
Волк:
Листья осыпаются,
Звери ждут зимы
Волчишке – братишке
Скучно одному.
Спрятался куда-то
Весь лесной народ
(Видит зимовье.)
Чья же это хата?
Кто же в ней живет?
(Стоит, смотрит из-за дерева с другой стороны идет Медведь.)
Медведь:
Иду, бреду по ельничку,
По хрусткому валежничку.
Я за медом лазал в улей,
Так трудился, так устал!
Злюки-пчелы искусали
Нос, и уши, и глаза.
Не найду себе покоя,
Нос огнем вот так и жжет.
(Замечает зимовье.)
Зимовье? Что такое?
В зимовье кто живет?
Ведущий: Вот так узнали про зимовье волк и медведь. (Волк и Медведь уходят)
Ведущий: Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился, живут друзья, не горюют.
(Встретились Волк и Медведь.)
Волк:
Пойдем, в избушку, всех поедим,
Сами станем там жить.
(Собрались и пошли.)
Волк: Иди ты вперед, ты здоровый.
Медведь: Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперед.
Ведущий: Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.
– Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом.
Баран: Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..
Ведущий: Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал.
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Ведущий: Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал.
Кот: Мяу-у-у!.. Мяу-у-у!.. Мяу-у-у!..
Ведущий: Набежал бык, рогами волка в бок.
Бык: У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..
Ведущий: А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит.
Свинья: Хрю!.. Хрю!.. Хрю!.. Кого тут съесть?
Ведущий: Туго волку пришлось, едва жив из беды вырвался.
(Бежит, Медведю кричит.)
Волк: Ой, братец, уходи! Ой, братец беги!
Ведущий: Услыхал медведь пустился на утек. Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.
Волк: Вошел я в зимовье, вижу уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из-за угла рогатый, бодатый мне рогами в бок! А с низу кричат: “Кого тут съесть?” – не взвидел я свету – и вон.
Ведущий: Волк и Медведь с той поры к избушке близко не подходили. – А бык, баран, свинья, кот да петух живут там, поживают да горя не знают.
Ведущий: Мы с вами в сказочном лесу и можем превратиться в героев сказки и поиграть в игру “Ай дили…”
(Трое детнц надевают шапочки героев сказки, остальные дети стоят, взявшись за руки.)
Игра “Ай дили…” [4].
Ай дили. дили, дили А мы кого-то видели” Глазастого Ушастого Вихрастого Зубастого Он сидел под кустом, Громко щелкая языком |
– идут дробным шагом по кругу, руки на
поясе. – разворачиваются лицом в круг – изображают большие глаза – изображают уши – потрясти головой – притопы – взявшись за руки сходятся – отходят расширяя круг |
1-й ребенок (в маске кота) | – Может это был кот? (Выходит в круг.) |
2-й ребенок (в маске волка) | – Может из лесу пришел серый волк? (Выходит в круг.) |
3-й ребенок (в маске медведя) | – Или медведь? (Выходит в круг.) |
Дети (хором) | – Не смогли мы разглядеть! Потому что испугались И с испугу разбежались. |
(Бегут, садятся на стульчики, дети в масках ловят, пойманных уводят. Играть 2-3 р.)
Ведущая: Вам понравилось играть?
Дети: Да.
Ведущая: А, у сказочных героев вам понравилось?
Дети: Очень.
Ведущая: Вы хотите, что бы вас приглашали герои других сказок?
Дети: Хотим.
Ведущая: Но это еще не все. Мы забыли про волка и медведя которые убежали далеко в лес.
– Ребята медведю и волку скучно одним в лесу. Они осознали свою вину и просят их простить.
(Входят волк, и медведь виновато просят прощения.)
Медведь и Волк: Простите нас ребята, мы никого огорчать не будем.
Ведущая: Простим их?
Дети: Да.
Медведь и Волк: Спасибо, ребята!
Медведь: Я больше всего люблю мед! И мы с волком принесли вам мое любимое угощение – бочонок меда.
Волк: Но у медведя мед не простой, а волшебный. Он превращается в сладкие конфеты.
Медведь и Волк: Примите в знак примирения от нас это угощение.
(Медведь и Волк раздают детям конфеты.)
Ведущая: Давайте попрощаемся и скажем спасибо за приглашение и угощения героям сказочного леса.
Дети: Спасибо! Досвидания!
Ведущая: Глазки закроем до 10 считаем.
(Под счет занавес закрывает ширму; Медведь и Волк уходят.)
Ведущая: Возвратились из сказки, открыли глазки.
Литература
- “1000 загадок”. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Елкина, Т. И. Тарабаркина.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Хрестоматия сказка “Зимовье”.
- “Развиваем способности” для дошкольников/ М. П. Тумановская.-“ Издательский дом “Оникс 21 век” – 2004. “Издательский дом Оникс-СПб” – 2004.
- “ Поем, играем, танцуем дома и в саду”. Популярное пособие для родителей и педагогов/ М.А. Михайлова, Е. В. Горбина.- Ярославль: Академия развития, 1997.