Цель: повторение, обобщение и закрепление изученного материала по теме: “Изменение агрегатных состояний вещества”.
Оборудование: учителю помогают вести урок два ученика, разыгрывая театрализованное представление; оформление кабинета в виде банной.
Ход урока
Система банных процедур И больших температур, Как хорошо известно Бывает нам полезна. |
Учитель: В летописях XI века так описываются русские бани “Бани деревянные, и разжигают их, до красна, и раздеваются, и обливаются квасом, и берут прутья молодые, березовые или лубовые, и бьют себя сами, и до того добьются, что вылезают еле живые, и обольются водой студеной, и так оживают”. Однако во влажном воздухе трудно выдержать высокую температуру. Поэтому в хорошей бане должно быть не только очень жарко, но и сухо. Создать хороший микроклимат в бане надо уметь. Наши предки умели это делать еще в XI веке.
Много вопросов задает нам хорошая парная, и сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. Итак, в баню!
Разыгрывается сцена в бане.
Ученик 1: Ну и жара!
Ученик 2: Давай посидим немного внизу – здесь попрохладнее будет.
Учитель: Почему в парной внизу прохладнее, чем на полке? (Теплый воздух легче холодного и поэтому будет вверху, а холодный внизу парной.)
Ученик 2: Ну, теперь можно и на полок, попривыкли
Ученик 1: Горячо!
Ученик 2: Сегодня еще не очень жарко, бывает так, что на горячей скамье и не посидишь.
Ученик 1: Ой, я обжегся!
Ученик 2: Видишь, скамья сколочена железными гвоздями. Нанес не стоит садиться. Ты прикоснулся голым телом к шляпке гвоздя.
Учитель: Почему можно сесть на нагретое дерево при определенной температуре, а на железо уже нельзя – обожжешься? (Температура человека чуть больше 36°С, а температура воздуха в парной около 100°С. При контакте железа и тела начинается теплопередача. Теплопроводность у железа больше, чем у дерева, поэтому тепло будет быстро переходить от железа к телу человека в точке соприкосновения и тело обожжется.)
Ученик 1: Воздух уже не кажется таким горячим.
Ученик 2: Постепенно привыкаешь к парной. Однако чувствуется, что воздух стал сырым.
Ученик 1: Да, на полу и на полках мокрые пятна.
Ученик 2: Но это можно поправить, поддать пару.
Ученик 1: Я сейчас быстро это сделаю.
Ученик 2: Остановись! Надо поддавать пар кипятком, бросая его в печь на раскаленные камни!
Учитель: Почему надо бросать на раскаленные камни именно кипяток, а не холодную воду? (Холодная вода, пока будет нагреваться до 100°С, успеет немного охладить ту часть камня, на которую ее плеснули, а значит, температура образовавшегося пара упадёт.)
Ученик 1: Хорошо, я плесну на каменку большой ковш кипятка
Ученик 2: Не спеши, надо подбрасывать воду на камни понемногу, маленькими порциями.
Учитель: Почему нужно подбрасывать воду маленькими порциями, а не выливать на каменку сразу большую порцию? (Когда небольшие порции воды бросают на каменку, она разбрызгивается маленькими капельками. Попадая на камни, горячие капельки мгновенно испаряются, превращаясь в пар, температура которого сравнима с температурой каменки. Раскаленный пар вызывает повышение общей температуры парной.)
Ученик 1: О как жарко! Я не могу!
Ученик 2: Но, Максим, обрати внимание, в парной стало суше.
Учитель: Почему, когда подбрасывают маленькими порциями кипяток на горячие камни, в парной становится суше? (Скорость испарения определяется относительной влажностью, а не абсолютной. Если гит подбрасывании кипятка в каменку в парной становится суше, значит, относительная влажность уменьшается Чем выше температура воздуха, тем относительная влажность меньше.)
Ученик 1: Да, жарко на полке.
Ученик 2: Исчезли мокрые пятна, высох пол и скамья. Хорошо.
Учитель: Почему высохли полок и пол? (Чем меньше влажность, тем интенсивнее идет испарение, поэтому пол и полок быстро высыхают.)
Ученик 1: Но я вновь ополоснусь. Попарился хорошо.
Ученик 2: Парься-парься, только воздух вновь сыреет, да и не такой свежий.
Ученик 1: Да, трудно стало дышать, хочется в предбанник выскочить.
Ученик 2: А давай мы немного почистим парную.
Ученик 1: Давай, но как?
Ученик 2: А мы откроем настежь дверь парной, сполоснём пол.
Ученик 1: А зачем воду холодную на порог льешь?
Учитель: Зачем нужна лужа холодной воды у входа в парную? (Вблизи холодной лужи температура несколько ниже. Поэтому выходящий из парной пар начинает быстро конденсироваться.)
Ученик 2: Можно заходить и начинать все сначала.
Ученик 1: Опять поддавать пар?
Ученик 2: Да, свежий пар вытеснит старый застоявшийся воздух парной.
Учитель: Почему свежий пар вытесняет старый воздух парной? (При чистке парной на каменку набрасывают достаточное количество воды, и если она достаточно горяча, то температура образовавшегося пара высока. Горячий пар поднимается вверх и вытесняет старый застоявшийся, вниз, где он конденсируется у порога.)
Ученик 1: Ну что, можно начинать все сначала, вновь париться.
Ученик 2: А почему и нет.
Ученик 1: Да, когда сухой свежий пар, то легко переносится жара парной.
Ученик 2: Да, ты прав, а в сырой парной долго не пробудешь.
Учитель: Почему сильная жара труднее переносится в сырой бане? (В сыром воздухе бани относительная влажность велика, испарение пота с тела человека происходит медленно, и организм человека перегревается.)
От всех болезней лечит нас
Отличная парная, свежий квас.
Коль в парной побыть ты рад,
“С легким паром” говорят.
Вопросы:
1. Что называется относительной влажностью? (Это отношение парциального давления водяного пара к давлению насыщенного пара при данной температуре, выраженное в процентах. = Р/Ро- 100%, где Р – парциальное давление, Р0 – давление насыщенного пара.)
2. А что называется парциальным давлением? (Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называют парциальным давлением водяного пара.)
3. А какой пар называют насыщенным? (Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.)
Ну а теперь – банная задача.
- Рассчитаем, сколько теплоты выделиться при полном сгорании 1м3 сухих дров?
- А сейчас выясним, сколько воды можно нагреть от 200 С до кипения, если бы всё тетю, выделенное при сгорания 840 г каменного угля, пошло только на нагрев воды.