Цель: выяснить особенности подростковой культуры, ее место в обществе.
Тип урока: проблемный урок с применением информационных технологий
Оснащение: Компьютер, проектор, компьютерный класс с возможностью выхода в Интернет.
(Урок сопровождается презентацией – Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Разделение на группы (с помощью цветных листочков)
II. Постановка проблемы
Учитель предлагает ученикам прослушать отрывок из современной песни и отрывок популярной песни 70-80 годов (н-р Инфинити (Приложение 2), и ВИА “Веселые ребята” (Приложение 3))
Вопросы после прослушивания:
– Какая песня вам нравится больше?
– Как вы считаете, изменится ли ваше мнение через 20–30 лет?
– Как вы считаете, взрослые согласятся с вами?
– Почему музыкальные предпочтения у взрослых другие?
– Что еще в подростках еще не нравится взрослым?
– Если мы попробуем назвать моду, одежду, стиль поведения, хобби под одним словом. Какое же это понятие? (понятие “культура”)
– Давайте же попробуем определить тему нашего урока. Определяют тему урока, затем идет беседа, что они знают по этой теме и что не знают
Знаю | Не знаю, но хочу узнать |
III. Изучение нового материала
Работа с понятием культура
Подбирается несколько определений понятия культура, учащиеся в группах должны выбрать то, которое наиболее полно раскрывает содержание.
Например:
Культура – объекты созданные человеком.
– система определенных ценностей.
– образ жизни народа, его традиции, обычаи,
духовные представления, язык и т. д. (обсуждение –
5 минут)
Учитель делает вывод, что определений понятия культуры очень много, но на сегодняшнем уроке мы будем считать культуру как определенный образ жизни.
Подростки – это не единая группа, это совокупность множества сообществ, у каждого есть своя система ценностей. Несоответствие взглядов порождает конфликты между подростковыми сообществами. Можете ли вы назвать несколько таких сообществ? (называют сообщества, далее учитель делает вывод, что сообщества есть формальные – спорт клубы, спорт секции, театр. кружки и неформальные – компании по месту жительства) А в чем различия между такими сообществами? (различаются не только системой ценностей, но и одеждой, прической, музыкой, модными словечками) А является ли подростковая культура особенным типом культуры? (является) Сегодня мы попытаемся сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры.
Работа в группах
И работать предстоит в группах, вам необходимо будет составить небольшую презентацию, пользуясь материалами сети Интернет, учебником. На работу вам дается 20 минут, по истечении 20 минут будет защита ваших работ. Группы выбирают себе карточки с заданиями и начинают работу.
Задания на карточках:
1-я группа – о подростковой моде
- Действительно ли одежда так важна для подростков?
- Какие функции она выполняет?
- Какие основные стили молодежной моды?
2-я группа – о подростковой музыке
- Какое место в подростковой культуре занимает музыка?
- Какую музыку предпочитает слушать молодёжь?
- Связаны ли музыкальные пристрастия с типом группы, к которой принадлежит подросток?
3-я группа – о подростковых видах спорта
- Наиболее популярные виды спорта у подростков
- В чем причины увлеченности подростков экстремальными видами спорта
Защита работ
IV. Итог урока
– Существует ли подростковая культура?
– В чем ее особенности?
– Как она отражает культуру взрослых?