Урок русского языка по развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Повторить изученное о признаках сильной и слабой позиции гласных и согласных звуков;
  • Поставить учебную задачу о проверке орфограмм слабой позиции по словарю;
  • Познакомить с назначением орфографического словаря и приёмами работы с ним;

Оборудование: карточки с сильными и слабыми позициями гласных и согласных звуков, задание “Найди ошибку”, карточки со звуковыми записями слов, алфавиты на каждого ученика, орфографические словари, герои учебника: Алёша, Маша, Петя, Сам Самыч, Петин папа.

Этапы урока

Ход урока Примечание

1

Организационный момент

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.

Дети усаживаются по своим местам

2

Обобщение пройденного материала

– Ребята, когда гласный звук находится в сильной позиции? (Под ударением.)

– Как мы его обозначаем при письме? (Знаком ударение.)

– А когда гласный звук находится в слабой позиции? (Без ударения.)

– Какие согласные звуки могут быть как в сильной так и в слабой позиции? (Парные по звонкости и глухости.)

 
а) Игра “Найди свой домик”

– Поиграем в игру “Найди свой домик”
– Вам нужно определить карточки с позициями гласных и согласных звуков в нужный домик.

Сильная позиция Слабая позиция
гласные звуки
под ударением без ударения
согласные звуки

перед гласной
перед сонорной
перед звуком [в] [в']

в конце слова
перед глухой согл.
перед парными по зв.и гл.

<Рисунок 1>

Дети у доски расселяют карточки в нужный домик

– Как мы на письме обозначаем слабые позиции? (Пропуском.)  
б) Игра “Найди ошибки”.

– Проверьте записи, все ли верны?

[рукаф] – рука_
[зв' эр'] – _верь
[злой'] – _лой
[сугроп] – су_ро_
– верна
– верна
– не верна
– не верна
<Рисунок 2.>

На доске карточки с записями. Нужно найти ошибки, если таковы есть.

Проверяется фронтально.

в) Запись с пропусками орфограмм слабых позиций

– Запишите слова с пропусками орфограмм слабой позиции.

[задач'а] – з_дач_
[гупка] – гу_к_
[дарошка] – д_ро_к_

<Рисунок 3.>

Детям розданы индивидуальные карточки. Один ученик работает у доски.

Проверяется фронтально.

3

Изучение нового материала  
1) Звуковая запись предложения

– Запишите высказывание звуками.

У письма свои секреты.
[у п'ис'мa сваи с'икр’эты]

– Определите сильные и слабые позиции звуков.

[у п'ис'мa сваи с'икр’эты]
+ + – +++ ++ – + + – ++++ –

– Обозначим звуки, буквами пропуская орфограммы слабых позиций.

У п_сьмa св_и с_крeт_.

– Ребята, как вы понимаете это высказывание?
– О каких секретах говорится в нём?

Один ученик записывает предложение на доске.

4

Физкультминутка “Цветы”

Наши нежные цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

 
2) Чтение диалога героев учебника.

– Алёша прочитал это высказывание и сказал: “На самом деле, у письма столько секретов, вот и приходится писать с дырками. Я буду писать по слуху, то, что слышу, то и буду писать”.

– А Маша даже удивилась: “Неужели ты не понимаешь, если будешь всё писать наугад, то никогда не научишься писать грамотно. Нельзя скрыть “дырки” в своих знаниях”.

– Да, это верно, – согласился Алёша.

– Ну, так хочется писать без дырок. Ну, хотя бы слово – секрет.

<Рисунок 4.>
– А может быть в учебнике поискать? – предложила Маша.

– Разве можно найти это слово в учебнике, там столько слов.

Учитель предлагает поискать слово в учебнике.
– Вы, ребята, правы, – вмешался дядюшка Ага. Для проверки орфограмм слабых позиций есть специальные книги. Они называются “Орфографический словарь”.

– Ну, всё, – решил Алёша, – теперь я найду это слово. И открыл словарь.

Приложение 1, слайд 1
3) Работа с орфографическим словарём.

– Вы тоже, ребята, откройте и прочитайте первые 10 слов.
– Нашли слово секрет?
– На какую букву начинаются эти слова? (На А.)

– А теперь посмотрите в конец книги и прочитайте последние 10 слов.
– Нашли слово секрет?
– На какую букву они начинаются?
– Почему слова начинающиеся на букву А помещены вначале, а слова с буквы Я – в конце?
– Как расположены слова в словаре? (По алфавиту.)

– Вот вам первый секрет.

На каждой парте лежат орфографические словари. Дети работают парами.
1 секрет:
“Слова в словаре расположены в алфавитном порядке”.

– Перед вами лежат напечатанные алфавиты.
– Где искать слово – калитка, до или после слова лопата?
– До или после слова берег?
– До или после слова монета?
– До или после слова собака?
– До или после слова газета?
– А где искать слово ребёнок?
– До или после слова работа?
– До или после слова русский?
– До или после слова рисовать?
– Как тут быть?
– А если и вторая и треть и четвёртая буквы одинаковы? Куда нужно смотреть? (На следующую букву)

– Вот вам и второй секрет.

слайд 2
2 секрет:
“Если слова начинаются на одинаковую букву, нужно смотреть на следующую”.

– Посмотрите на эти слова, что вы можете сказать о них?

С_крет
С_креты

(Это изменение одного и того же слова.)

– Какого слова не найдёшь в словаре? (Секреты.)

– Почему?
– Вот вам и третий секрет.

слайд 3
3 секрет:
“Слова в словаре даны только в единственном числе”

– Узнав секреты орфографического словаря, где же будем искать слово секрет?
– На какую букву?
– Находим букву С.
– А где же, на СИ- или на СЕ-?
– Значит придётся проверить среди слов на СИ- и на СЕ-.
– Значит в слове с_кре_ , который пропуск закроем и какой буквой? (Первый, буквой Е.)

слайд 4

5

Итог урока. Домашнее задание

– Вот вы, ребята, заполнили первый пропуск в слове. Я думаю, он будет не последний.
– А что нам будет помогать в этом? (Орфографический словарь.)
– Какие секреты орфографического словаря вы узнали на уроке?
– Для чего нужны орфографические словари?
– Домашним заданием будет упражнение 103.