Цели:
- Повторить изученное о признаках сильной и слабой позиции гласных и согласных звуков;
- Поставить учебную задачу о проверке орфограмм слабой позиции по словарю;
- Познакомить с назначением орфографического словаря и приёмами работы с ним;
Оборудование: карточки с сильными и слабыми позициями гласных и согласных звуков, задание “Найди ошибку”, карточки со звуковыми записями слов, алфавиты на каждого ученика, орфографические словари, герои учебника: Алёша, Маша, Петя, Сам Самыч, Петин папа.
Этапы урока |
Ход урока | Примечание | |||||||||||
1 |
Организационный момент Прозвенел
уже звонок |
Дети усаживаются по своим местам | |||||||||||
2 |
Обобщение пройденного материала – Ребята, когда гласный звук находится в сильной позиции? (Под ударением.) – Как мы его обозначаем при письме? (Знаком ударение.) – А когда гласный звук находится в слабой позиции? (Без ударения.) – Какие согласные звуки могут быть как в сильной так и в слабой позиции? (Парные по звонкости и глухости.) |
||||||||||||
а) Игра “Найди свой домик” –
Поиграем в игру “Найди свой домик”
|
<Рисунок 1> Дети у доски расселяют карточки в нужный домик |
||||||||||||
– Как мы на письме обозначаем слабые позиции? (Пропуском.) | |||||||||||||
б) Игра “Найди ошибки”. – Проверьте записи, все ли верны?
|
<Рисунок 2.> На доске карточки с записями. Нужно найти ошибки, если таковы есть. Проверяется фронтально. |
||||||||||||
в) Запись с пропусками орфограмм
слабых позиций – Запишите слова с пропусками орфограмм слабой позиции.
|
<Рисунок 3.> Детям розданы индивидуальные карточки. Один ученик работает у доски. Проверяется фронтально. |
||||||||||||
3 |
Изучение нового материала | ||||||||||||
1) Звуковая запись предложения – Запишите высказывание звуками.
– Определите сильные и слабые позиции звуков.
– Обозначим звуки, буквами пропуская орфограммы слабых позиций.
– Ребята, как вы понимаете это высказывание? |
Один ученик записывает предложение на доске. | ||||||||||||
4 |
Физкультминутка “Цветы”
|
||||||||||||
2) Чтение диалога героев учебника. – Алёша прочитал это высказывание и сказал: “На самом деле, у письма столько секретов, вот и приходится писать с дырками. Я буду писать по слуху, то, что слышу, то и буду писать”. – А Маша даже удивилась: “Неужели ты не понимаешь, если будешь всё писать наугад, то никогда не научишься писать грамотно. Нельзя скрыть “дырки” в своих знаниях”. – Да, это верно, – согласился Алёша. – Ну, так хочется писать без дырок. Ну, хотя бы слово – секрет. |
<Рисунок 4.> | ||||||||||||
– А может быть в учебнике поискать? –
предложила Маша. – Разве можно найти это слово в учебнике, там столько слов. |
Учитель предлагает поискать слово в учебнике. | ||||||||||||
– Вы, ребята, правы, – вмешался дядюшка
Ага. Для проверки орфограмм слабых позиций есть
специальные книги. Они называются
“Орфографический словарь”. – Ну, всё, – решил Алёша, – теперь я найду это слово. И открыл словарь. |
Приложение 1, слайд 1 | ||||||||||||
3) Работа с орфографическим словарём. –
Вы тоже, ребята, откройте и прочитайте первые 10
слов. – А теперь посмотрите в конец книги и
прочитайте последние 10 слов. – Вот вам первый секрет. |
На каждой парте лежат орфографические словари. Дети работают парами. | ||||||||||||
1 секрет: “Слова в словаре расположены в алфавитном порядке”. – Перед вами лежат напечатанные
алфавиты. – Вот вам и второй секрет. |
слайд 2 | ||||||||||||
2 секрет: “Если слова начинаются на одинаковую букву, нужно смотреть на следующую”. – Посмотрите на эти слова, что вы можете сказать о них?
(Это изменение одного и того же слова.) – Какого слова не найдёшь в словаре? (Секреты.) – Почему? |
слайд 3 | ||||||||||||
3 секрет: “Слова в словаре даны только в единственном числе” – Узнав секреты орфографического
словаря, где же будем искать слово секрет? |
слайд 4 | ||||||||||||
5 |
Итог урока. Домашнее задание – Вот
вы, ребята, заполнили первый пропуск в слове. Я
думаю, он будет не последний. |