Урок литературного чтения по теме "Напуганные медведь и волки" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: исследование эмоционально-образной выразительности сказки: язык, речь героев, поступки, жанровые особенности.

Задачи:

  • формировать навык грамотного, внимательного чтения, умение анализировать сказки;
  • развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся;
  • воспитывать интерес и любовь к русским сказкам, как хранилищам традиций русского народа.

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс;
  • слайды СD-R;
  • тесты для учащихся (Приложение 1);
  • музыкальное сопровождение;
  • карточки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент

(Музыкальная заставка.)

На доске: “Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” – сказал А.С. Пушкин.

Учитель: А чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться – почувствовать всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком.

2. Сообщение темы урока

– Что такое сказка?

(Ответы детей.)

– Сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, обязательной победой добра над злом. Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)

– Верно. Впервые сказки были написаны в 16 веке, а собирать и изучать их стали в 19 веке. Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (Авторские и народные.)

– Какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, богатырские, о животных.)

– О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом, о лисе, о волке, медведе, коте, зайце и т.д.)

– А как животные ведут себя в сказках? (Животные в сказках говорят как люди, их повадки напоминают людские привычки, свойства характера.)

3. Беседа по содержанию сказки

– Сегодня на уроке мы будем работать над исследованием русской сказки “Напуганные медведь и волки”.

– Дома вы должны были дочитать сказку. А сейчас проверим, насколько вы хорошо знаете содержание сказки.

а) Тестирование (индивидуальная работа)

– Проверим при помощи взаимопроверки. Правильные ответы на доске.

1б, 2в, 3а, 4г, 5г, 6а, 7в

б) Выборочное чтение

– К какому виду сказок ее можно отнести? (Сказка о животных.)

– Кто является главными героями сказки? (Кот, баран, козел, медведь, волки.)

– Дайте характеристику коту. (Кот хитрый, умный, находчивый, ловкий, сообразительный, ласковый.)

– Почему козел и баран сначала сочувствовали коту, а затем пообещали его забодать? Найдите отрывки и прочитайте.

– Что задумали кот, баран и козел? Кто ими командовал? С кем еще повстречались наши герои? Прочитайте этот отрывок.

– Кто же спас козла и барана? Как?

– Так почему же кот заплакал во второй раз? Для чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козел и баран помогли ему убежать от жестокой хозяйки.)

4. Наблюдение над языком сказки

– К какому жанру относится это произведение? Почему? (Есть зачин, концовка, повторы, олицетворение, зверей величают по имени, отчеству.)

– Найдите обращения и эпитеты, относящиеся к главным героям сказки. Поработайте в парах.

– Как вы думаете, почему больше всего обращений к коту? (Он герой сказки, он сообразителен, хитер, ловок, душа компании.)

– Какие рифмованные предложения встретились в сказке?

(Тут мурлыко вину свою приносил и прощения просил
Пыль столбом подымается, трава к земле приклоняется)

– Выразите эту же мысль, но другими словами.

– Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Объясните. (Думу думать, что-то неможется, хворь, прикинулась, темну ночь делить, да таково крепко, давайте силу пытать.)

– Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их. (Промеж, погибель, середний, аль, сымает, дескать, крепился, взмолился, давеча, сытехонек)

– Есть ли в сказке пословицы, поговорки? (Где плохо лежит – тут у него и брюхо болит. Искры из глаз посыпались.)

– Выражение “искры из глаз посыпались” употребляется в сказке в переносном значении. Так говорят, когда сильно стукнешься головой, и в глазах темнеет.

– Какое сказочное выражение часто встречается в русских народных сказках? Кто его произносит? (Белый волк, он их вожак.)

– Как к этим словам отнеслись козел и баран? А мурлыко?

– Обратите внимание: он речь повел. С кем его можно сравнить, про кого говорят так? (Уважаемые люди, мудрецы.)

– А почему белый волк над волками князь?

В русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять свой звериный облик на человеческий. Белый волк был особенно подозрителен. В сказке он говорит: “Фу-фу, нерусским духом пахнет”. Помните, что в сказках эти слова чаще всего произносят Баба-Яга, ведьма. Это темные силы. Наличие волков – оборотней в сказке говорит о ее древности.

– При помощи каких качеств коту удалось победить волков? (Ум, хитрость, находчивость, самообладание в минуту опасности, остроумие, смелость.)

– В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда существует угроза жизни.)

– Что можете сказать про язык сказки? (Много устаревших слов, это показывает на то, что сказка очень старая, много раз рассказывалась и пересказывалась людьми, пока дошла до наших дней.)

– Верно. Каждое поколение вносило свои слова и предложения, и сказка стала народной по-настоящему.

– Какие особенности сказок о животных вы бы хотели отметить? (Небольшой объем, олицетворение, отсутствие описания природы, все действия происходят на земле, язык просторечив, используются поговорки, пословицы.)

5. Итог урока

– Сформулируйте совет, который дает сказка читателям? (Учит добру, взаимопониманию, справедливости, умению из каждой ситуации находить выход.)

Рефлексия

– Кому урок понравился?

– Кто хорошо потрудился, получил новые знания и стал счастливым человеком?

– Оцените свою работу на уроке.

(В качестве обратной связи используются красные, зеленые и синие карточки – сигналы.)

Критерии самооценки:

Очень хорошо
Хорошо
Старался, но не все получилось.

6. Домашнее задание

– Придумать свою сказку о животных.