Цель: исследование эмоционально-образной выразительности сказки: язык, речь героев, поступки, жанровые особенности.
Задачи:
- формировать навык грамотного, внимательного чтения, умение анализировать сказки;
- развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся;
- воспитывать интерес и любовь к русским сказкам, как хранилищам традиций русского народа.
Оборудование:
- мультимедийный комплекс;
- слайды СD-R;
- тесты для учащихся (Приложение 1);
- музыкальное сопровождение;
- карточки для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент
(Музыкальная заставка.)
На доске: “Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!” – сказал А.С. Пушкин.
Учитель: А чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться – почувствовать всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком.
2. Сообщение темы урока
– Что такое сказка?
(Ответы детей.)
– Сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, обязательной победой добра над злом. Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать.)
– Верно. Впервые сказки были написаны в 16 веке, а собирать и изучать их стали в 19 веке. Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (Авторские и народные.)
– Какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, богатырские, о животных.)
– О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом, о лисе, о волке, медведе, коте, зайце и т.д.)
– А как животные ведут себя в сказках? (Животные в сказках говорят как люди, их повадки напоминают людские привычки, свойства характера.)
3. Беседа по содержанию сказки
– Сегодня на уроке мы будем работать над исследованием русской сказки “Напуганные медведь и волки”.
– Дома вы должны были дочитать сказку. А сейчас проверим, насколько вы хорошо знаете содержание сказки.
а) Тестирование (индивидуальная работа)
– Проверим при помощи взаимопроверки. Правильные ответы на доске.
1б, 2в, 3а, 4г, 5г, 6а, 7в
б) Выборочное чтение
– К какому виду сказок ее можно отнести? (Сказка о животных.)
– Кто является главными героями сказки? (Кот, баран, козел, медведь, волки.)
– Дайте характеристику коту. (Кот хитрый, умный, находчивый, ловкий, сообразительный, ласковый.)
– Почему козел и баран сначала сочувствовали коту, а затем пообещали его забодать? Найдите отрывки и прочитайте.
– Что задумали кот, баран и козел? Кто ими командовал? С кем еще повстречались наши герои? Прочитайте этот отрывок.
– Кто же спас козла и барана? Как?
– Так почему же кот заплакал во второй раз? Для чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козел и баран помогли ему убежать от жестокой хозяйки.)
4. Наблюдение над языком сказки
– К какому жанру относится это произведение? Почему? (Есть зачин, концовка, повторы, олицетворение, зверей величают по имени, отчеству.)
– Найдите обращения и эпитеты, относящиеся к главным героям сказки. Поработайте в парах.
– Как вы думаете, почему больше всего обращений к коту? (Он герой сказки, он сообразителен, хитер, ловок, душа компании.)
– Какие рифмованные предложения встретились в сказке?
(Тут мурлыко вину свою приносил и прощения
просил
Пыль столбом подымается, трава к земле
приклоняется)
– Выразите эту же мысль, но другими словами.
– Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Объясните. (Думу думать, что-то неможется, хворь, прикинулась, темну ночь делить, да таково крепко, давайте силу пытать.)
– Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их. (Промеж, погибель, середний, аль, сымает, дескать, крепился, взмолился, давеча, сытехонек)
– Есть ли в сказке пословицы, поговорки? (Где плохо лежит – тут у него и брюхо болит. Искры из глаз посыпались.)
– Выражение “искры из глаз посыпались” употребляется в сказке в переносном значении. Так говорят, когда сильно стукнешься головой, и в глазах темнеет.
– Какое сказочное выражение часто встречается в русских народных сказках? Кто его произносит? (Белый волк, он их вожак.)
– Как к этим словам отнеслись козел и баран? А мурлыко?
– Обратите внимание: он речь повел. С кем его можно сравнить, про кого говорят так? (Уважаемые люди, мудрецы.)
– А почему белый волк над волками князь?
В русской мифологии – это оборотень, существо, способное менять свой звериный облик на человеческий. Белый волк был особенно подозрителен. В сказке он говорит: “Фу-фу, нерусским духом пахнет”. Помните, что в сказках эти слова чаще всего произносят Баба-Яга, ведьма. Это темные силы. Наличие волков – оборотней в сказке говорит о ее древности.
– При помощи каких качеств коту удалось победить волков? (Ум, хитрость, находчивость, самообладание в минуту опасности, остроумие, смелость.)
– В какой момент особенно ценны эти качества? (Когда существует угроза жизни.)
– Что можете сказать про язык сказки? (Много устаревших слов, это показывает на то, что сказка очень старая, много раз рассказывалась и пересказывалась людьми, пока дошла до наших дней.)
– Верно. Каждое поколение вносило свои слова и предложения, и сказка стала народной по-настоящему.
– Какие особенности сказок о животных вы бы хотели отметить? (Небольшой объем, олицетворение, отсутствие описания природы, все действия происходят на земле, язык просторечив, используются поговорки, пословицы.)
5. Итог урока
– Сформулируйте совет, который дает сказка читателям? (Учит добру, взаимопониманию, справедливости, умению из каждой ситуации находить выход.)
Рефлексия
– Кому урок понравился?
– Кто хорошо потрудился, получил новые знания и стал счастливым человеком?
– Оцените свою работу на уроке.
(В качестве обратной связи используются красные, зеленые и синие карточки – сигналы.)
Критерии самооценки:
Очень хорошо
Хорошо
Старался, но не все получилось.
6. Домашнее задание
– Придумать свою сказку о животных.