Открытый урок по русскому языку: "Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • обобщить знания детей о правописании безударных гласных в корне, формировать умение подбирать проверочные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся;
  • воспитывать любовь к школе, чувство товарищества и дружбы.

Демонстрационный материал: таблица (Проверка безударных гласных в корне слов), карточки №1, карточки №2.

Ход урока

1. Введение

1. Организационный момент

Учитель:

В некотором царстве,
В школьном государстве
Жил да был 2-й "Г" класс
Слышите, ребята, я про вас
Царь – учитель строгий был.
Он всему ребят учил
И сегодня захотел
Подвести итог всех дел
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правило в нем знают?
И как в жизни применяют.

2. У: И чтобы сейчас показать, чему мы научились, сначала запишем в тетрадях дату: 21 декабря

Классная работа.

У: Начнем со словарно-орфографической минутки.

ор дв

На первой строчке пропишите чередуя соединения букв. Написав до конца строчки ручки положите на парты.

– Все внимание на доску:

М.роз, р.ка, м.дведь, г.ра.

– Прочитаем хором слова, записанные на доске.

– Нужно вставить пропущенные буквы и объяснить почему именно эти буквы вставили.

Дети: В слове м.роз пропущена буква о – это словарное слово, его нужно запомнить, гласная непроверяемая.

– В слове р.ка – пропущена буква е, можно подобрать проверочное слово реки.

– В слове м.дведь пропущена буква е – это словарное слово, его нужно запомнить, гласная непроверяемая.

– В слове г.ра пропущена буква о , потому что проверяемое слово горы.

У: На какие две группы можно разделить эти слова?

Д: 1 гр. – слова с безударными гласными (река, гора)

– 2 гр. – слова с непроверяемыми гласными.

У: В тетрадь выпишите только слова с безударными гласными, которые можно проверить. Пишем целую строчку.

2. Основная часть

1. У: А теперь давайте вспомним правило о правописании безударных гласных в корне слова, которые мы с вами изучали.

(Опрос 2–3 учащихся.) Учащиеся приводят свои примеры.

Вывешивается таблица!

2. У: Хорошо, молодцы. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы запишите столбиком в тетрадях отгадки, а рядом проверочные слова.

1) Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова.)

Запишите.

2) Два братца, а друг друга не видят. (Глаза.)

Запишите.

3) Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава.)

А теперь к словам отгадкам подберите проверочные слова.

Проверка

с...ва - совы
гл...за – глаз
тр...ва - травы

У: Итак, как проверяли безударные гласные в корне?

Д: Для этого изменяем слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

У: А сейчас проверьте себя, правильно ли вы сделали задание и поставьте себе отметку.

Следующее задание на карточках №1.

– Прочитайте сначала про себя.
Теперь прочитаем вслух. Пожалуйста.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Земля промёрзла. Но зима ещё не настала. Не видно следов зверей. Только зайцам

14 15 16 17 18 19 20

страшно. Их белая шубка хорошо видна лисе.

У: Выберите из текста слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, отвечающих на вопрос кто? или что? Запишите только числа.

– С чего нужно прежде всего начать?

Д: Нужно обозначить в словах ударение.

У: Обозначаем. Устно подбираем проверочные слова.

(Дети выполняют самостоятельно на доске.)

Проверяем: 1, 4, 10, 11, 20.

У: Сколько выписали цифр? (5)

– Кто назовет?

(Опрос 2–3 детей.) Разбор по предложениям, называя проверочные слова.

Сверьте себя с доской и оцените.

4. Вы наверное устали, настало время отдохнуть – физкультминутка.

Как живешь? Вот так!
(Дети встают, показывают большой палец).

Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)

Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)

Как летишь? Вот так!
(Махи кистями)

Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)

Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты)

5. Работа в парах

У: А сейчас открыли пособия на с. 11, нашли задание №16.

Даны слова – читаем хором: год, скрип, грозы, сёла, белый.

У: Ребята, это проверочные слова или слова, которые надо проверять?

Д: Проверочные слова.

У: Значит вам нужно записать проверяемые слова, т.е. те слова, которые мы можем проверить. Работаем ребята в парах.

На доске:

год – года
скрип – скрипит
грозы – грозы
сёла - село
белый – белок

– Итак, проверяем, какие слова вы записали.

– Хорошо, еще раз проверьте себя и поставьте себе оценку.

6. Задание на карточках №2.

У: Положите карточки перед собой. Даны 2 слова: лепить, заплатить с двумя пропущенными буквами, и в скобках по 2 слова к каждому. Из этих 2-х слов в скобках вы должны выбрать только одно: которое считаете проверочным и доказать почему выбрали именно это слово, т.е. объяснить смысл слова.

Л.пить (липко, лепка)
Запл.тил (плата, плот)

(Объяснение детей.) Проверка. Оценивание.

7. Работа по учебнику

У: Открыли учебники на странице 107, нашли упр. 186. Вполголоса прочитайте текст. Скажите, о какой птице говорится?

– Задание будет такое: нужно будет списать в тетрадь только слова с пропущенными гласными, устно подбирая проверочные слова

К доске подойдет… Он будет работать за доской, а вы каждый самостоятельно.

Сначала проверим, правильно ли сделал …, а заодно проверите себя, если ошибки есть, исправляете.

Проверка. Оценивание.

3. Заключение

8. Итог урока

– Ребята, скажите какое правило мы сегодня повторяли на уроке? (Правописание безударных гласных.)

Понравилось вам, как вы сегодня работали на уроке? Чем запомнился урок?

(Ответы детей.)

– В заключение давайте вспомним стихотворение о безударной гласной и расскажем хором:

Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты её немедленно
Ставь под ударение

– Приведите примеры.

9. Домашнее задание

Задание по группам:

  • на оценку “3” – упр. 192 с. 110
  • на оценку “5” – подобрать как можно больше слов с безударными гласными в корне, которые можно проверить

*в крылатых выражениях найти слова с безударными гласными в корнях слов (подобрать к ним проверочные слова)

– Я посмотрю в тетрадях, какие оценки вы поставили себе в течение урока и выставлю одну общую оценку каждому.

Всем, большое спасибо! Урок окончен!