Цели:
- обобщить знания детей о правописании безударных гласных в корне, формировать умение подбирать проверочные слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся;
- воспитывать любовь к школе, чувство товарищества и дружбы.
Демонстрационный материал: таблица (Проверка безударных гласных в корне слов), карточки №1, карточки №2.
Ход урока
1. Введение
1. Организационный момент
Учитель:
В некотором царстве,
В школьном государстве
Жил да был 2-й "Г" класс
Слышите, ребята, я про вас
Царь – учитель строгий был.
Он всему ребят учил
И сегодня захотел
Подвести итог всех дел
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правило в нем знают?
И как в жизни применяют.
2. У: И чтобы сейчас показать, чему мы научились, сначала запишем в тетрадях дату: 21 декабря
Классная работа.
У: Начнем со словарно-орфографической минутки.
ор дв
На первой строчке пропишите чередуя соединения букв. Написав до конца строчки ручки положите на парты.
– Все внимание на доску:
М.роз, р.ка, м.дведь, г.ра.
– Прочитаем хором слова, записанные на доске.
– Нужно вставить пропущенные буквы и объяснить почему именно эти буквы вставили.
Дети: В слове м.роз пропущена буква о – это словарное слово, его нужно запомнить, гласная непроверяемая.
– В слове р.ка – пропущена буква е, можно подобрать проверочное слово реки.
– В слове м.дведь пропущена буква е – это словарное слово, его нужно запомнить, гласная непроверяемая.
– В слове г.ра пропущена буква о , потому что проверяемое слово горы.
У: На какие две группы можно разделить эти слова?
Д: 1 гр. – слова с безударными гласными (река, гора)
– 2 гр. – слова с непроверяемыми гласными.
У: В тетрадь выпишите только слова с безударными гласными, которые можно проверить. Пишем целую строчку.
2. Основная часть
1. У: А теперь давайте вспомним правило о правописании безударных гласных в корне слова, которые мы с вами изучали.
(Опрос 2–3 учащихся.) Учащиеся приводят свои примеры.
Вывешивается таблица!
2. У: Хорошо, молодцы. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы запишите столбиком в тетрадях отгадки, а рядом проверочные слова.
1) Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова.)
Запишите.
2) Два братца, а друг друга не видят. (Глаза.)
Запишите.
3) Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава.)
А теперь к словам отгадкам подберите проверочные слова.
Проверка
с...ва - совы
гл...за – глаз
тр...ва - травы
У: Итак, как проверяли безударные гласные в корне?
Д: Для этого изменяем слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
У: А сейчас проверьте себя, правильно ли вы сделали задание и поставьте себе отметку.
Следующее задание на карточках №1.
– Прочитайте сначала про себя.
Теперь прочитаем вслух. Пожалуйста.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Земля промёрзла. Но зима ещё не настала. Не видно следов зверей. Только зайцам
14 15 16 17 18 19 20
страшно. Их белая шубка хорошо видна лисе.
У: Выберите из текста слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, отвечающих на вопрос кто? или что? Запишите только числа.
– С чего нужно прежде всего начать?
Д: Нужно обозначить в словах ударение.
У: Обозначаем. Устно подбираем проверочные слова.
(Дети выполняют самостоятельно на доске.)
Проверяем: 1, 4, 10, 11, 20.
У: Сколько выписали цифр? (5)
– Кто назовет?
(Опрос 2–3 детей.) Разбор по предложениям, называя проверочные слова.
Сверьте себя с доской и оцените.
4. Вы наверное устали, настало время отдохнуть – физкультминутка.
Как живешь? Вот так!
(Дети встают, показывают большой палец).Как идешь? Вот так!
(Шаги на месте)Как бежишь? Вот так!
(Бег на месте)Как летишь? Вот так!
(Махи кистями)Как шалишь? Вот так!
(Прыжки с поворотами)Как сидишь? Вот так!
(Садятся за парты)
5. Работа в парах
У: А сейчас открыли пособия на с. 11, нашли задание №16.
Даны слова – читаем хором: год, скрип, грозы, сёла, белый.
У: Ребята, это проверочные слова или слова, которые надо проверять?
Д: Проверочные слова.
У: Значит вам нужно записать проверяемые слова, т.е. те слова, которые мы можем проверить. Работаем ребята в парах.
На доске:
год – года
скрип – скрипит
грозы – грозы
сёла - село
белый – белок
– Итак, проверяем, какие слова вы записали.
– Хорошо, еще раз проверьте себя и поставьте себе оценку.
6. Задание на карточках №2.
У: Положите карточки перед собой. Даны 2 слова: лепить, заплатить с двумя пропущенными буквами, и в скобках по 2 слова к каждому. Из этих 2-х слов в скобках вы должны выбрать только одно: которое считаете проверочным и доказать почему выбрали именно это слово, т.е. объяснить смысл слова.
Л.пить (липко, лепка)
Запл.тил (плата, плот)
(Объяснение детей.) Проверка. Оценивание.
7. Работа по учебнику
У: Открыли учебники на странице 107, нашли упр. 186. Вполголоса прочитайте текст. Скажите, о какой птице говорится?
– Задание будет такое: нужно будет списать в тетрадь только слова с пропущенными гласными, устно подбирая проверочные слова
К доске подойдет… Он будет работать за доской, а вы каждый самостоятельно.
Сначала проверим, правильно ли сделал …, а заодно проверите себя, если ошибки есть, исправляете.
Проверка. Оценивание.
3. Заключение
8. Итог урока
– Ребята, скажите какое правило мы сегодня повторяли на уроке? (Правописание безударных гласных.)
Понравилось вам, как вы сегодня работали на уроке? Чем запомнился урок?
(Ответы детей.)
– В заключение давайте вспомним стихотворение о безударной гласной и расскажем хором:
Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты её немедленно
Ставь под ударение
– Приведите примеры.
9. Домашнее задание
Задание по группам:
- на оценку “3” – упр. 192 с. 110
- на оценку “5” – подобрать как можно больше слов с безударными гласными в корне, которые можно проверить
*в крылатых выражениях найти слова с безударными гласными в корнях слов (подобрать к ним проверочные слова)
– Я посмотрю в тетрадях, какие оценки вы поставили себе в течение урока и выставлю одну общую оценку каждому.
Всем, большое спасибо! Урок окончен!