Цели:
- формировать представление об экологии и её роли в жизни людей,
- развивать интерес учащихся к изучению природы родного края,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход мероприятия
I.
Ведущий. Тема нашего занятия “Природа нуждается в нашей защите”. Сегодня мы побеседуем об охране природы, об очень важной науке экологии. Ребята, что такое природа?
Дети. Воздух, вода, почва, растения, животные, человек – всё это природа.
В. Как вы понимаете слово “защитник”?
Д. Защитник – это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь.
В. Есть такая наука экология, которая учит людей защищать природу, бережно относиться к окружающему миру.
Природа нашей планеты меняется. На протяжении столетий люди брали у природы всё, что нужно было для жизни. Но из-за этого много растений и животных уже исчезло. Вырублено много лесов. Всё меньше бабочек, стрекоз, цветов.
Много мусора видим мы вдоль дорог, вокруг домов, в лесу. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, загрязняют воздух и выхлопные газы автомобилей. Вместо чистых рек течёт вода, загрязнённая промышленными стоками, в которой опасно купаться. Всё это отражается и на жизни людей. Им приходится дышать загрязнённым воздухом, питаться растениями, выросшими на загрязнённой почве. Людям не хватает чистой пресной воды.
Учёные-экологи подсказывают, как лучше поступать, чтобы сохранить природу, чтобы не навредить человеку. На заводах и фабриках устанавливают фильтры, очистные сооружения. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
Ребята, что можно сделать на месте вырубленных лесов?
Д. Посадить новые деревья.
В. Правильно. Для того, чтобы сохранить природу, создаются заповедники, заказники.
Физкультминутка
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
Качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность
(Дети поднимают руки вперёд, вверх, в стороны, вниз, приседают, прыгают.)
II.
B. Послушаем сообщения ребят-краеведов об охране природы.
Д. Мы расскажем о заказнике “Журавлиная родина”.
Рис. 1
Город Талдом расположен на севере Московской области. На болотах на границе Талдомского и Сергиево-Посадского района с весны до отлёта на юг осенью журавли выводят и растят своих птенцов. Из болот вытекает река Дубна. Здесь запасы чистой пресной воды, чистый воздух, много черники и клюквы.
Д. Весной журавли возвращаются на родное болото. Питаются они лягушками и болотными ягодами. На кочках среди травы они устраивают гнёзда, в которых бывают 1-2 птенца.
В конце августа на убранных полях можно увидеть большие стаи серых журавлей, которые называются предотлётными скоплениями. Журавли клюют упавшие зёрна, совершают пробные полёты, набираются сил перед дальней дорогой на юг.
Д. Для журавлей важно спокойствие. Они не любят соседства дорог, появления человека вблизи гнёзд. Пока журавли не улетят на юг, в заказнике запрещено собирать клюкву на болотах. Осенью птицы поднимаются в небо, выстраиваются клином и курлычут напоследок, прощаются до будущей весны.
Д. Сохранить водно-болотные участки Журавлиной родины удалось благодаря организации здесь особо охраняемых природных территорий – заказников. Эти места охраняют от торфяных пожаров, не загрязняют, не пугают птиц.
“Журавлиной родиной” назвал этот край писатель Михаил Михайлович Пришвин, который несколько лет жил в Сергиевом Посаде и бывал в этих местах.
III.
В. Послушаем следующие сообщения ребят-краеведов.
Рис. 2
Д. Мы расскажем о бережном отношении к лесу. С каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Древесина нужна людям для строительства домов, изготовления мебели, производства бумаги. Прокладываются новые дороги, требуются новые площади для предприятий, домов и дач. Это ведёт к вырубке лесов.
Д. Лес доставляет радость людям своей красотой. В нём растут хвойные и лиственные деревья, кустарники, травы, грибы, ягоды. В нём легко дышится, так как растения выделяют много кислорода. Лес – это ещё и дом для зверей, птиц, насекомых. И на месте Сергиева Посада много веков назад простирался дремучий лес.
Д. Нужно беречь лес. Например, сдавая макулатуру (старые газеты, журналы) можно сберечь от вырубки деревья.
Страшный враг леса – это пожар. Без всякой пользы в нём гибнут деревья и обитатели леса. Нельзя без надобности разводить костёр в лесу. Перед уходом необходимо погасить костёр, залить водой, засыпать землёй.
Физкультминутка
Я на кусте у родника (дети поднимают руки)
Не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьёв: (приседают)
У них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал (шаги на месте)
И никого не напугал, (повороты туловища)
Нигде воды не замутил...
В лесу я просто погостил! (руки в стороны, вниз)
IV.
В. С призывом “Не зажигайте сухую траву весной” и со своими сообщениями выступят юные помощники экологов.
Рис. 3
Д. Когда наступает весна, на полях и обочинах дорог виды остатки нескошенной сухой травы. Она может вспыхнуть от малейшей искры, брошенной сигареты, незатушенного костра. Возгорания сухой растительности приводят к страшным последствиям.
Д. Горят прилегающие к полям постройки, возникают лесные пожары, в огне гибнут полезные насекомые, гнёзда птиц, ростки трав. Нельзя зажигать сухую траву. Нужно сообщать о возгораниях в пожарную охрану и родителям.
V.
В. А теперь поговорим о Правилах Друзей Природы. У каждого из вас лежат на столе памятки “Правила поведения в природе”. Прочитайте одно из правил и объясните его.
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Листья выделяют кислород, задерживают пыль. Не надо обламывать ветки цветущей черемухи. Без цветов не будет и плодов.
Не рвите на лугу и в лесу цветы. Сорванные цветы быстро вянут, а оставленные в природе будут радовать своей красотой и дадут семена, из которых вырастут новые растения. А букеты можно составлять из тех цветов, которые люди сами выращивают.
Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Они приносят пользу деревьям, нужны животным леса.
Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Они украшают природу, многие из них опыляют растения, значит, у растений появятся семена. Муравьи – санитары леса, они спасают его от вредных насекомых. Стрекозы спасают нас от комаров и мошек.
Берегите лягушек, жаб и их головастиков. За лето каждая лягушка и жаба съедает больше тысячи комаров, мух, жуков.
Не лови диких животных и не уноси их домой. Условия неволи не могут заменить им лес, луг, водоём. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве.
Не подходи близко к гнёздам птиц. Если окажешься рядом с гнездом птицы, не прикасайся к нему, не бери в руки яйца или птенцов. Сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву.
Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
Не оставляй в лесу, у дорог, в парке, у водоёма мусор. Мусор обезображивает природу. Люди и животные могут получить травму, наступив на стекло. А всего-то нужно не бросать мусор, можно взять перчатки, пакет, собрать мусор, донести его до мусорного контейнера, и станет чище.
В. Какой призыв звучит в конце памятки?
Д. Природа нуждается в нашей защите! Стань верным другом природы!
В. Постарайтесь всегда беречь природу. Как зимой дети могут участвовать в охране природы?
Д. Мы можем зимой помочь птицам. Чтобы птицы не погибли зимой от голода, люди должны их подкармливать.
В. Да, ребята, мы можем помочь зимующим птицам: воробьям, синицам, воронам, сорокам. Мы уже сделали несколько кормушек, повесили их около школы, но кормушки нужно повесить около каждого дома. Насыпайте туда крошки белого хлеба, крупу, семена. Давайте послушаем стихи о том, как это важно.
Д.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтобы без песен не пришлось
Нам встречать весну.
В. Прочитаем слова Михаила Михайловича Пришвина, записанные на доске.
Д. “Охранять природу – значит охранять Родину!”
В. Наше занятие заканчивается. Вы хорошо поработали. Каждый из вас получает в подарок лист, на котором вы раскрасите птиц на кормушке и знаки-рисунки к Правилам Друзей Природы.
Рис. 4
Литература
- А. А. Плешаков “Природа”. Учебное пособие для начальной школы. Ульяновск., “Вентана-Граф”, 1995.
- Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. “Нестандартные и интегрированные уроки по курсу ''Окружающий мир''”. Москва, “ВАКО”, 2004.
- Газета “Вперёд” Сергиево-Посадского района, № 74 от 3.10.09, № 76 от 10.10.09, № 89 от 25.11.09.