Пояснительная записка
Урок проведен по предмету “Природоведение” в IV четверти. Это один из заключительных уроков окончания учебного года по учебнику А.А. Плешакова “Природоведение” серии “Зелёный дом”.
Тип урока: обобщение знаний.
Форма урока – исследование.
Актуальность урока заключается в том, что он является базой для дальнейшего изучения насекомых курса зоологии, способствует развитию личности ученика, формированию желания и умения учиться, развитию общих учебных умений, навыков и способов действий, предусмотренных Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Данный урок является четвертым в разделе “Планета загадок”.
Для включения учащихся в деятельность и создания положительного настроя проведен анализ названия текста учебника. Почему в названии многоточие? Это создает определенный мотивационный настрой.
Постановка учебной задачи представляет собой этап отделения области знания от области незнания по данному вопросу. Это позволяет детям самостоятельно сформулировать цель.
На этапе планирования дети предложили взять за основу текст учебника и познакомить присутствующих с материалами, найденными в интернете о редких насекомых.
На этапе реализации, читая текст учебника, дети получают статистический материал, дающий толчок к интересным умозаключениям. Текст учебника учит формулировать вопросы и искать на них вопросы, опираясь на имеющиеся у детей знания. Иллюстративный материал учебника вызывает интерес и побуждает к поиску сведений об изображенных редких или не встречающихся у нас насекомых. Материал был найден только в интернете, что соответствует концепции об образовании. У учащихся формируется навык работы на ПК.
Рефлексия по каждому этапу урока позволила отслеживать постепенное продвижение к цели.
Школьники, являющиеся субъектами деятельности, самостоятельно добивались поставленных целей. Учитель направлял деятельность детей, не давая готовых ответов. Продолжая знакомить учащихся с правовой базой, регулирующей отношения в сфере природы, они анализируют статью 42 Конституции РФ, узнают, кто был учредителем Красной книги.
Урок требует специальной подготовки учащихся в ходе, которой они учатся использовать дополнительную справочную литературу, правовые документы, сайты интернета.
Результатом подготовительной работы стали правила поведения в природе, разработанные учащимися.
Цель:
- создать условия для расширения и обобщения знаний учащихся о классе насекомых,
- развития умения анализировать текст учебника,
- воспитания экологической культуры,
- привития интереса к поисковым методам через интернет и работе на ПК.
КСО: фрагмент видеофильма “Скарабей”, таблички со статистическими данными. У детей сообщения о насекомых.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1. | Целеполагание. | Запись на доску что дети знают, чего не знают. | |
Чтение названия текста в учебнике. | Дети читают тему. | ||
Учитель задает вопросы: | Возможные ответы детей: | ||
– Почему после слова “планета” стоит многоточие? | – Многоточие обозначает, что дальше что-то необычное. | ||
– Что необычное? | – Словосочетание “Планета насекомых”. | ||
– Что в этом необычное? | – Дети затрудняются дать ответы. | ||
– С какого вопроса начнем урок? | – Что я здесь знаю? Чего не знаю? (Насекомые имеют шесть лап/) |
||
– С какого слова будем анализировать название темы? | Дети отвечают: со слова “планета”. (Имеется ввиду, что живут везде: в воде, в земле, в воздухе. Их, видимо, больше всех других животных.) | ||
– Чего не знаем? | – Почему так текст назван? – О многих насекомых вообще ничего не знаю. |
||
– Какую поставим цель? | ДЦ: вспомнить все, что знаем о насекомых, узнать что-то новое и понять, почему так назван текст. | ||
2. | Планирование | ||
– Как будем, работает? | – Будем изучать текст учебника. – Хотим познакомить присутствующих с материалами, которые мы нашли в интернете. |
Составление плана. | |
3. | Реализация | ||
На доску прикрепляет таблички со
статистическими данными. Записывает вопросы детей на доску |
Дети читают текст учебника по смысловым
частям, формулируют вопросы вслух: – Почему насекомых так много? – Почему они такие разные? – Каким законом охраняются? – Почему ещё много не изученных? |
Работа с учебником. | |
– Прочтите, правильно ли я записала вопросы на доску. | Сверка вопросов. | ||
– Можно ли сразу ответить? – Почему? |
– Нет. – Знаний не хватает. |
В тексте нет ответов на вопросы. | |
– Почему одни встречались и их меньше, а
другие не встречались и их много? – Первый пункт плана выполнили? |
Читают пятую часть. Выполняют задание: на два столбика делят названия насекомых, которые встречались им в природе и не встречались. | ||
– Что нам это дало? | Дети не могут ответить. | ||
– Что делать? | – Да! Мы сформулировали только вопросы,
ответов нет. – Теперь выполним второй пункт. |
||
Учитель предлагает посмотреть фрагмент видео фильма “Скарабей”. | Дети – читают сообщение о неизвестных ранее насекомых. | ||
– О чем вы узнали из фрагмента фильма и сообщений. | |||
– Какова роль насекомых в природе. Зачем они нужны. | Отвечают на вопросы | ||
Дети обобщают полученные знания: 1. Насекомые санитары леса, поедают умерших животных. 2. Перерабатывают навоз, создают почву. 3. Опыляют растения, растения разнообразные, потому и насекомые разные. 4. Участвую в цепях питания. Поддерживают природное равновесие. 5. Имею большое значение для человека (мед, воск, шёлк, эстетическое наслаждение). |
Читает ученик, подготовленный заранее Дети знакомятся с информацией Цель достигнута. |
||
Предлагаю ответить на следующий вопрос. | Внимание: Есть переносчики опасных заболеваний Первый
вопрос и последний: – Чтобы поддерживать равновесие в природе. Второй вопрос: Третий вопрос: |
Учитель предупреждает. | |
Учитель открывает на доске запись: в 1949 году создана международная организация “Международный союз охраны природы и природных ресурсов”. С первого дня начался сбор информации для Красной книги о животных и растениях, находящихся под угрозой исчезновения. Среди них есть насекомые. | |||
– Обратимся к цели. | Дети высказываются о достижении цели (Узнали много интересного. Поняли, почему так назван текст) | ||
4. | Оценка | ||
Учитель предлагает поставить отметки за урок. | Дети оценивают работу каждого устно, предлагают оценки в баллах. | Себя оценивают на “веере возможностей” | |
5. | Рефлексия | ||
– Что для вас оказалось важным? | – Насекомых не много, а столько, сколько
нужно для природного равновесия. – Все нужны в природе. Каждый важен по-своему. – Не нужно ловить, уничтожать, надо беречь. Удивило разнообразие – Можно многое узнать в интернете. |
||
6. | – Что в вас изменилось? | – Будем бережно относиться к природе. Мы разработали правила поведения в природе при подготовке к уроку. Распечатали их и хотим раздать каждому. | Целеполагание на экскурсию |
– Кому хотите сказать спасибо? | Дети благодарят друг друга за участие в уроке и вносят предложение: посетить музей. | ||
Целеполагание на дальнейшие действия. | |||
– Предлагаю совершить экскурсию в Алтайский краевой краеведческий музей. |