Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла

Разделы: Администрирование школы


В 2008-2009 учебном году в состав МО входило 10 учителей: учителя математики – Дударь Н.Г., Курочкина Т.В., Сковорода Н.П., Луппо Т.И.; учитель информатики – Новикова Л.В.; учителя биологии – Михайлова Л.Г., Федорова Л.Н.; учитель химии – Никаненок Л.Л.; учитель географии Кукленок С. Н.; учитель физики – Абдулаева А.М. (слайд 3 – состав МО)

Учителя МО имеют награды: “Заслуженный учитель” – Дударь Н.Г.; “Отличник народного образования” – Курочкина Т.В.; “Почетная грамота Министерства образования” – Сковорода Н.П.; “Почетная грамота областного управления образования” – Абдулаева А.М., Михайлова Л.Г.; “Почетная грамота администрации района” – Кукленок С.Н., Никаненок Л.Л.

Высшее образование имеют 9 учителей.

В 2008-2009 учебном году МО работало над методической темой “Использование ИКТ в обучении естественно – математических наук”, которая содержательно связана с научно-методической темой школы “Реализация принципов адаптивной школы в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных педагогических и ИКТ в учебно-воспитательном процессе”. (Слайд 2 – методическая тема. См. Приложение 1)

В соответствии с этой темой и поставленными задачами:

  1. Использовать разнообразные формы современного урока для обеспечения качественного образования
  2. Повышать процент качества знаний
  3. Уроки должны носить проблемный характер, а это должно вызвать интерес к обучению
  4. Шире использовать в своей работе ИКТ.

Проводилась работа МО. (слайд 4 – задачи, решаемые МО)

Целью работы МО – создание условий, способствующих достижению лучшего качества образования с использованием ИКТ.

Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:

  1. Все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взята программа Министерства образования для общеобразовательной школы.
  2. Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых. (слайд 5 –аспекты работы)

С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя работали по этим комплектам.

В течении последних 8 лет итоговая аттестация выпускников 11 класса по математике, физике, химии, биологии, географии проходила по новой технологии в форме ЕГЭ. На заседании МО был заслушан положительный опыт работы учителей по этим предметам – по технологии подготовки выпускников к ЕГЭ, а также основные требования по подготовке к ЕГЭ, которые соответствуют общим требованиям.

Итоги ЕГЭ 2008-2009 учебного года

предмет сдавало успеваемость Сред.балл по школе Сред. балл по области Сред. балл по России
математика 42 100% 44,4 44,73 42,9
география 2 100% 56,5 56,93 49,7
биология 11 91% 50,45 56,32 53,7
физика 4 100% 50,75 51,79 49,0
химия 1 100% 44 60,72 54,7

В целом можно отметить, что обучающиеся успешно сдали ЕГЭ. Нужно отметить огромную работу учителей этих предметов. Но имеется 1 ученик, который не сдал экзамен по биологии Виноградов Сергей. Объясняется этот факт тем, что он недобросовестно вел подготовку к экзамену – на консультации не приходил, самостоятельно не вел подготовку, с репетиторами не занимался.

Проанализировав данные, можно сделать вывод, что учителя математики Сковорода Н.П., географии Кукленок С.Н., физики Абдулаева А.М. показали хорошие результаты на ЕГЭ. А учителям биологии Михайловой Л.Г., химии Никаненок Л.Л. необходимо более тщательно вести подготовку к ЕГЭ через различные формы подготовки. (слайд 6 – результаты ЕГЭ 11 класса)

Результаты экзамена по математике в новой форме в 9 классе показали, что все обучающиеся успешно справились с заданиями.

Класс Средняя оценка Средний балл
3,70 8,78
4,09 13,0
общая 3,89 10,84

В этом огромная заслуга учителя Курочкиной Т.В., которая систематически проводила подготовку к ЕГЭ. (слайд 7 – результаты ЕГЭ в 9 классе)

Высокое качество обучения показали следующие классы:

Предмет Класс Учитель Качество %
Математика 11а Сковорода Н.П. 73,7
Геометрия Курочкина Т.В. 63,6
Информатика 10б
11б
Новикова Л.В. 85,7
География
10а
Кукленок С.Н. 88,9
84,6
Экономика Кукленок С.Н. 84,2
Биология 11а
Михайлова Л.Г. 89,4
84
Химия Никаненок Л.Л. 73,6

Следует обратить серьезное внимание на качество обучения в следующих классах:

10а – геометрия, 5б – математика, 9а – информатика, 8б – география, 8а – биология, 11б – химия. (слайд 8 – качество знаний)

Результативность работы стала ниже. Объясняется это объективными причинами, а именно качественным составом классов, их личностными способностями к обучению.

Обучающиеся школы принимали участие в школьных и районных олимпиадах.

Результаты:

Антонов Евгений 9 кл. – экология – 1 место (район)
Алабухов Михаил 10 кл. – экология – 3 место (район)
Василенков Тимур 11 кл. – география – 3 место (район)

Из результатов видно, что недостаточно велась работа по направлению “одаренные” дети. Следует обратить на это серьезное внимание, хотя с каждым годом задания предлагаются все более сложные. (слайд 9 – результаты олимпиад)

Антонов Е 9 класс принимал участие в научно – исследовательской работе. Итогом явилась работа, которую он защищал на Всероссийском конкурсе посвященном 175-летию Д.И.Менделеева в г. Москва. Он получил диплом 3 степени.

Михайлова Татьяна участвовала в областном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ “Природа вокруг нас”.

Необходимо больше вовлекать обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. (слайд 10 – научно-исследовательская деятельность)

Все учителя МО имеют темы по самообразованию, которые соответствуют методической теме школы и МО.

Учителя в своей работе обращают внимание на:

– создание психологической комфортности в классе;
– работу по схеме “учитель-ученик”.

Учителя стараются применять на уроках дифференцированный подход к каждому ученику, изучали методы проведения современного урока, посещали открытые мероприятия школы и района по изучению и внедрению новых технологий, совершенствующих процесс преподавания и изучения предметов.

Учителями МО в течении учебного года был проведен ряд открытых уроков и мероприятий, а это позволило изучать опыт друг друга. Они проводят уроки-презентации с использованием информативных технологий; игровые уроки используя медеоресурсы школы. Такие уроки были проведены Кукленок С.Н. –”Человек и вода” (география) семинар директоров школ Пустошкинского и Себежского районов; Сковорода Н.П. “Формулы сокращенного умножения”; Никаненок Л.Л. “Свойства альдегидов”. Абдуллаева А.М. провела внеклассное мероприятие “Суд над ядерной энергетикой”. Обучающимся такие уроки нравятся. Они с удовольствием принимают в них участие. Уроки развивают инициативу и творчество учащихся, способствуют лучшему усвоению программного материала и развитию интереса к предметам.

Остальным учителям необходимо в большей степени изучить ИКТ и применять в работе. (слайд 12 – открытые уроки и внеклассные мероприятия, проведенные в 2008-2009 учебном году)

Особенно хотелось бы отметить учителей математики Дударь Н.Г.; Курочкину Т.В.; которые в течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия:индивидуальная работа по подготовке к выпускным и переводным экзаменам.

Для удовлетворения потребностей и запросов обучающихся, учителя работали индивидуально по информатике, химии, биологии, физике, географии.

В этом году промежуточная аттестация проходила в новой форме – мониторинга.6 класс – математика; 7 класс – география; 8 класс – биология, химия; 10 классс – физика.

Предмет

Параллель

Ф.И.О. учителя

Число об-ся

Средний балл

Минимальный балл

Максимальный балл

Биология

8

Михайлова Л.Г.

49

57,42

21

87

География

7

Кукленок С.Н.

35

43,71

18

81

Математика

6

Курочкина Т.В.

26

62,76

13

93

Математика

6

Луппо Т.И.

20

37,6

13

86

Математика

7

Сковорода Н.П.

36

36,69

0

73

Физика

10

Абдулаева А.М.

34

41,17

16

64

Химия

8

Никаненок Л.Л.

48

53,83

16

92

Лучшие результаты мониторинга имеют учителя: Курочкина Т.В. 6 кл. 62, 76 (математика); Михайлова Л.Г. 8 кл. 57, 42 (биология); Никаненок Л.Л. 8 кл 53, 83 (химия). Остальным учителям МО необходимо обратить внимание на подготовку обучающихся. (слайд 11 – результаты мониторинга)

Все учителя создают свою копилку дидактического материала и тестов, которые используют при проведении уроков. Она представлена в электронном виде.

В течение учебного года проводились элективные курсы: “Прикладная экономика” – Кукленок С.Н.; “Питание и здоровье” Михайлова Л.Г. Все они носят практический характер. Достаточно большое количество обучающихся прошли их. На новый учебный год были предложены следующие темы курсов:

– “Мир в котором я живу” Никаненок Л.Л.
– “Проблемные вопросы химии” Никаненок Л.Л.
– “Прикладная экономика” Кукленок С.Н.
– “Создание проектов с Intel” Кукленок С.Н.\
– “Питание и здоровье” Михайлова Л.Г.
– “Избранные вопросы математики” Луппо Т.И.
– “Компьютерное делопроизводство” Новикова Л.В.
– “Живая физика” Абдулаева А.М.

На родительских и классных собраниях произошла их презентация. Темы курсов были разработаны учителями по заявкам учащихся. (слайд 13 – элективные курсы) В течении учебного года проводилась и внеклассная работа по предметам МО.

В 2008–2009 учебном году была проведена декада естественно-математических наук, цель которой было формирование положительной мотивации к изучению естественно-математических наук, активизация познавательной деятельности. В ходе декады были проведены следующие мероприятия:

01.12 Урок веселой математики 5 класс учитель Курочкина Т.В.
Математическое кафе 6 класс учитель Курочкина Т.В
02.12 Что мы помним, что мы знаем из прошедших школьных лет 11 класс учитель Сковорода Н.П.
03.12 Веселая экономика 9 класс учитель Кукленок С.Н.
03.12 Математические забавы, или Вездесущая математика 7 класс учитель Сковорода Н.П.
04.12 Час занимательной химии 8 класс учитель Никаненок Л.Л.
5.12 Викторина о здоровом образе жизни 8 класс учитель Михайлова Л.Г.
08.12. Физико – экологический урок 10 класс учителя
Абдулаева А.М.
Никаненок Л.Л.
Эти забавные растения и животные 5 класс учитель Федорова Л.Н.
09.12 Информатика. Игра “100 к 1” 10 класс учитель Новикова Л.В.
Книга рекордов природы 6–7 класс учитель Михайлова Л.Г.
10.12 Викторина “Веселая экономика” 10 класс учитель Кукленок С.Н.
Выставка предметных газет учителя МО
11.12 Конференция “Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни” 9 класс учитель Михайлова Л.Г.
12.12 Брейн-ринг 9–11 классы учителя МО

(слайд 14 – фотографии декады естественно – математических наук)

При проведении декады основное внимание учителей было уделено следующим аспектам:

– привлечение как можно большего количества учащихся к активной демонстрации своих достижений по предметам;
– использование демонстраций умений учащихся по предметам.

Вся проделанная работа отражена в заседаниях МО и отражена в протоколах заседаний.

В работе МО есть недостатки:

– мало проводилось работы с “одаренными” детьми;
– шире использовать ИКТ на уроках и внеурочной деятельности;
– разнообразить формы урока с целью повышения качества знаний;
– всем учителям необходимо проходить курсы повышения квалификации, так как они способствуют успешному решению многообразных проблем образовательного процесса. (слайд 15 – недостатки в работе МО)

В виду вышеизложенного МО следует:

– в целях повышения качества знаний учащихся широко внедрять в учебно-воспитательный процесс современные технологии и методики обучения и воспитания;
– с целью раскрытия талантов и способностей учащихся, привитие интересов к предметам каждому учителю подготовить с учащимися научную работу (рефераты, презентации, проекты). (слайд 16 – выводы)

Весь программный материал и тематическое планирование по предметам цикла по итогам года выполнено.

Из анализа вытекают следующие задачи на 2009–2010 учебный год:

– шире внедрять инновационные технологии в образовательный процесс;
– продолжить работу по созданию мониторинга учебной деятельности;
– продолжить более качественную работу с “одаренными” детьми. (слайд 17 – задачи на 2009–2010 учебный год).