Цели:
- Обучающие: помочь учащимся усвоить и закрепить правописание существительных с частицей не: научить различать не – часть корня, приставку, частицу; закрепить полученные знания, умения, навыки предыдущих уроков
- Развивающие: обогатить словарный запас учащихся, развить устную и письменную речь, выразительность речи; творческие способности учащихся;
- Воспитательные: воспитать внимательность к устной, выразительной речи; воспитать качества вежливости.
Задачи: привлечь учащихся к поисковой деятельности, развить, формировать умения: грамотно излагать свои мысли; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую и диалогическую речь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор со слайдами, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-иллюстрации с творческими заданиями, сценка – инсценирование, “Азбука вежливости”, грамзапись из передачи “Радионяня” на тему “Не с существительными и прилагательными”, таблица – поезд “Правописание не”.
Ход урока
Учитель: Этот урок необычный. Здесь присутствует дух соревнования, дух творчества, дух товарищества. Выполнение групповых дифференцированных заданий в течение урока оцениваются жетонами: на “5” – красный жетон; на “ 4”- синий жетон; на “3”- желтый жетон. В конце урока жетоны суммируются, и выставляется ученику соответствующая оценка, а победившая команда получает почетное призовое место – в награду жетон высшего балла оригинального образца.
На уроке большое внимание уделяется творческой, поисковой работе учащихся. Работа идет на принципах сотворчества и сотрудничества.
1. Актуализация прежних знаний, умений, навыков
Проверка домашних групповых заданий. Учащиеся работают по полученным заранее домашним заданиям
Группы | 1. Словарная работа | 2. Творческая работа |
1 группа | Невежа | Составить сценку – диалог с антонимом к слову невежа |
2 группа | Невежда | Составить диалог- сценку со словом невежда |
3 группа | Недотепа, | Составить предложения со словом недотепа, подобрать к нему антонимы |
2. Словарная работа – лексическое значение слов
- 1 группа: Невежа – грубый, невоспитанный человек.
- 2 группа: Невежда – недоучившийся, мало знающий человек
- 3 группа: Недотепа – неуклюжий, неловкий человек. (Новые слова и их лексические значения записываются в тетради для словарных работ)
3. Фронтальный опрос
У. Какого рода эти существительные? И что они обозначают?
Дети. Это существительные общего рода, характеризуют человека.
У. Какие существительные общего рода вы можете еще назвать?
Д. Задира, забияка, плакса, зазнайка, размазня, скряга…
У. В каком стиле употребляются эти существительные?
Д. Эти существительные употребляются в разговорном стиле.
У. Назовите существительные общего рода с частицей не?
Д. Невежда, невежа, недотепа ...
У. Очень обидчивого человека называют?..
Д. Недотрогой.
У. Того, кто не доучился называют...
Д. Недоучкой.
4. Запись существительных с частицей не
У доски и в тетрадях Недотрога, неженка, недотепа, невежа, недоучка ....
У. Как пишется частица не в этих существительных?
Д. Слитно.
У. Почему?
(Выясняется, что частица не является в этих существительных частью корня, что без не эти слова не употребляются, раздаются жетоны по качеству полученных ответов).
5. Проверка групповых домашних заданий
У. Слово 1-й команде
(1 команда проигрывает два варианта одной сценки.)
Автор: Папа и мама ушли в гости. Скоро придут. Лилия дома одна. Смотрит программу “Зов джунглей”. Вдруг звонок. В дверях дядя Рашит. Он работает вместе с отцом.
Дядя Рашит: Здравствуйте, Лилия! Папа дома?
Лилия: Папы нет.
Автор: Лилия нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.
Дядя Рашит: Жаль, до свидания.
У. Как поступила Лиля?
Д. Грубо, надо было поздороваться.
– Невежливо, надо было пригласить в дом.
– Некультурно, надо было извиниться и сказать, что папы нет дома
У. Проиграем заново сценку?!
Второй вариант.
Рашит: Здравствуйте, Лиля! Папа дома?
Лилия: Здравствуйте, дядя Рашит. Проходите, папа скоро придет.
Дядя Рашит: Спасибо Лилия. До свидания. Я приду попозже.
Лилия: До свидания, дядя Рашит.
У. Как поступила Лиля на этот раз?
Д. Воспитанно, вежливо
{Выступления комментируются и раздаются соответствующие жетоны команде и лучшему актеру)
2-я команда проигрывает сценку “Встреча Гены с Чебурашкой”?
У. Слово 3-й команде.
(Зачитывают составленные предложения со словом “недотепа”.)
- Если будешь недотепой, никогда не заслужишь уважения.
- Недотепа всегда смешон и неинтересен.
- Ну и недотепа ты, – огорченно промолвила мама.
- Мой брат – недотепа.
– В каком стиле употребляется это слово?
Д. В разговорном стиле.
У. Какие синонимы подобрали к этому существительному?
Д. Размазня, мазила.
(Ответы команд комментируются, устно составляются новые предложения, раздаются жетоны по качеству ответов.)
У. Что нового, полезного мы узнали на данном этапе урока?
(Команда, давшая развернутый правильный ответ, получает жетон)
Ответ-Вывод: Мы обогатили наш словарный запас новыми словами (невежа, невежда...), узнали о правописании частицы не в этих словах, научились быть культурным, вежливым, повторили разговорный стиль и существительные общего рода.
6. Объяснение новой темы. Творческий диктант.
Задание к диктанту:
У. Подберите синонимы с частицей не к следующим существительным.
(На доске написаны существительные, каждая команда выполняет свою долю. По сложившимся правилам уроков- состязаний команды могут отправить для работы у доски одного представителя или команды работают у доски по цепочке. Все, кто не занят у доски, выполняют упражнение в тетрадях)
1 команда | 2 команда. | 3 команда. |
Беда – (несчастье) | Отсутствие- (неявка) | Враг – (недруг) |
Ложь – (неправда) | Свобода – (независимость) | Горе-(несчастье) |
Противник – (неприятель) | Подозрительность- (недоверие) | Рабство- (неволя) |
– Какой частью слова является частица не в подобранных синонимах – существительных? Выделяем графически.
Д. Приставкой.
(Наводящими вопросами учитель подводит учащихся к правильному выводу, в процессе которой уч-ся формулируют правило)
Д. Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением, например, неправда-ложь.
(Результат творческого задания оценивается жетонами.)
Составление синтаксических конструкций
(Каждая команда составляет предложения с записанными существительными – синонимами.)
Запись составленных предложений у доски.
1) Неприятель долго сопротивлялся. 2) Правда рядом с неправдой не живет. 3) Неявка моих родителей на классное собрание огорчила учителя. (Значимые орфограммы графически выделяются)
7. Физкультминутка
8. Закрепление изученного материала
1. Письменное выполнение и комментирование упражнений у доски и в тетрадях: 1команда выполняет по учебнику Т.Ладыженской “Русский язык” – 217 упр.; 2 команда – 216 упр.;
3 команда -215 упр. (Команды работают по цепочке у доски и комментируют написанное, таким образом каждый ученик имеет возможность практически и теоретически закрепить изученное, по качеству выполненного задания раздаются жетоны).
9. Объяснение новой темы. Второй урок – продолжение
1. Выборочный диктант
Составляем таблицу вписываем слова-существительные “по востребованию” | Не- корень | Не- приставка | Не- частица |
Неприязнь Невежа |
Невезенье |
Материал для выборочного диктанта.
1) Миша не мог подавить в себе неприязнь к соседу.
2) Поделом тебе, старый невежа.
3) Невезенье преследовало Гришу с рожденья.
4) Неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься.
5) Не рыба, а мясо.
6) Не друг, а враг.
7) Не гусь, а свинья.
8) Неряшливость не украшает человека.
9) Не куст, а с листочками.
10) Не место красит человека, а человек место.
11) Ученье свет, а неученье тьма.
12) На ее лице было написано недоумение.
13) Сей в ненастье, а убирай в ведро.
14) Друзья познаются в несчастье.
Учащиеся заполняют таблицу: Представитель команды 1 команды 3-ю колонку у доски; 2 команда – 2-ю колонку; 3 команда – 1колонку. Учитель просит каждую команду прокомментировать написанное. Учащиеся 1 команды объясняют, почему частица не пишется раздельно, учитель наводящими вопросами помогает. Класс еще раз повторяет слитное и раздельное написание частицы не с существительными. Повторяется правило и по учебнику. По одному представителю из команд выходят к доске и рассказывают правило “Не с существительными”
2. Прослушивание грамзаписи с правилом “Правописание частицы не” в исполнении передачи “Радионяня” (на грампластинке).
Вывод-заключение по правилу:
У. Что нового вы узнали из песни- правила передачи “Радионяня”?
Д. Правило правописания не с существительными распространяется и на имена прилагательные, например, несчастная – не пишется слитно, потому что это прилагательное без не не употребляется.
3. Индивидуально-дифференцированная работа по карточкам – иллюстрациям (6 учеников получают ИДЗ)
Приложение 1, слайд 1. РАБОТА по поэтическому тексту. (Остальные участники соревнования работают по тексту. Текст и задания демонстрируются по проектору, каждая команда дает свою версию ответа, командам засчитываются очки)
У. Прочитайте и запишите строфы из стихотворений Николая Гумилева.
Кенгуру
Сон меня сегодня не разнежил,
Я проснулась рано поутру
И пошла, вдыхая воздух свежий,
Посмотреть ручного кенгуру
Он срывал пучки смолистых игол,
Глупый, для чего-то их жевал
И смешно, смешно ко мне запрыгал
И еще смешнее закричал.
Маэстро
В красном фраке с галунами,
Надушенный, встал маэстро,
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.
Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты,
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.
- Что привлекает вас в поэтических строках Николая Гумилева?
- Определите род имен существительных, вынесенных в заголовки.
- Докажите текстом правильность ответа.
- Какие глаголы помогают услышать музыку?
- С помощью каких языковых средств поэт создает запоминающиеся образы?
Проверка результатов выполнения заданий по индивидуально-дифференцированным заданиям.
Карточки-иллюстрации в виде слайдов демонстрируются по проектору всему классу, учащиеся имеют возможность оценить результат индивидуальной работы учеников разных команд)
Слайд 1
Карточка 2.
Подберите слово с не, близкое по значению
к словам путаница, ошибка. С этим словом
составьте предложение. Устно составьте диалог по
данному рисунку. Не забудьте о вежливых оборотах
Слайд 2
Карточка 1.
Подберите слово, близкое по значению к
существительному возмущение. Объясните, чем
является частица не_ в этом слове.
Составьте и запишите словосочетания с найденным
словом.
Слайд 3
Карточка 3.
Подберите антоним к прилагательному а(кк)уратный
(однокоренное прилагательное). Объясните, как
образовался этот антоним. С найденным словом
составьте и запишите словосочетания. Каким
существительным с не можно
воспользоваться к рисунку? Чем является не в
найденном вами слове? С этими существительными
составьте и запишите словосочетания “
существительное + прилагательное” к данному
рисунку. В каком роде употребили
существительное?
Слайд 4
Карточка 4.
1) Какое настроение у “собеседника” мальчика?
Запишите синонимы, которые можно использовать
для ответа. Укажите, к какой части речи они
относятся.
2) Что могло случиться? Подберите подпись к
рисунку, опишите мальчика и собаку/
Слайд 6
Карточка 6
В предложении допущена ошибка. В чем состоит эта
ошибка? Запиши предложения в исправленном виде.
1) Время было в обрез. 2) У тебя нет время потолковать
со мной. Сколько время?
Карточка 6
Спишите, поставив глаголы из скобок в форме
прошедшего времени
Сельпо (получить) новые товары. ЦУМ (открыться)
после ремонта.
ЭВМ (Выполнить ) интересную программу.
- Применение разноуровневых карточек-иллюстраций помимо контроля и проверки обученности ученика со стороны учителя, закрепления изученного материала со стороны ученика, дает большие преимущества в работе над развитием устной речи учащихся и обогащением словарного запаса. Ученик, выполнивший задание, поставлен в условия, где нужно отстоять свою точку зрения, показать (доказать) свои знания, а “оппоненты” (ученики класса) могут опротестовать или одобрить. Данный прием работы помогает преодолеть языковой и психологические барьеры учащихся-татар.
10. Обобщение изученного материала
Загрузка таблицы-поезда
У. А теперь, чтобы убедиться, как вы усвоили правописание частицы не с существительными, нагружаем вагоны поезда соответствующими “товарами”. Если вы правильно нагрузите вагоны, поезд помчится дальше в страну Знаний.
Учащимся раздаются карточки, с написанными на них орфограммами на правописание частицы не с существительными.
Предлагаются карточки – “товар” для загрузки вагонов поезда. Вагоны учащиеся выбирают сами.
В первый вагон:
1) Наша Маша – (не)ряха.
2) На клумбе растут голубые (не)забудки.
3) Владимир кипел от (не)годования.
Во второй вагон:
1) Никогда не говори (не)правду.
2) Опять бушует (не)погода.
3) Друзья познаются в (не)счастье.
В третий вагон:
1) Говори правду, а (не) ложь.
2) Полил (не) дождь, а речной поток.
3) (Не) девица, а в зеркало глядится.
- Контроль и взаимопроверка изученного “Атака вопросами” (команды “перекидываются” вопросами, приготовленными по §§31-36. В составлении вопросов поощряется творческий подход. Если команда противника не может ответить на вопросы – команда, задавшая вопрос, отвечает на вопрос и получает жетон).
Вопросы к “атаке”, например:
- Рассказать правило о правописании НЕ с именами существительными, прилагательными. Приведите примеры. (Участвуют 3 человека по одному из команды). Кто первее, быстрее и лучше?
- Вспомнить песню, загадку, стихотворение, где есть слова с НЕ. Объяснить их правописание.
11. Индивидуально-дифференцированные домашние задания
- 1 группа – раскрыть значение пословицы “Неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься”.
- 2 группа – приготовить 10–15 словосочетаний по орфограмме § 38 для словарного диктанта.
- 3 группа – выполнить упражнение 220 по учебнику.
12. Комментирование и выставление оценок
Итоги соревнования дети подводят вместе с учителем. Самые активные участники "соревнования" получают отличные и хорошие оценки.