Цель:
- обобщить, систематизировать и проверить усвоение теоретических знаний учащихся по теме “Союз как служебная часть речи”, усвоение практических навыков определения союза как части речи, его отличия от других частей речи, определения видов союзов и их групп, их роли в предложении, в письменной и устной речи;
- развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, навыков исследовательской работы, навыков анализа текста, синтаксического разбора простого предложения, навыков само- и взаимопроверки, развитие творческих способностей учащихся, совершенствование монологической речи; воспитание патриотических чувств, нравственности, привитие интереса к изучению русского языка, его истории, формирование здорового образа жизни.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
Чтение учащимися самостоятельно составленного произведения любого жанра на тему “Союз”: сказка “Спор Сочинительного и Подчинительного союза”, лингвистический рассказ “Роль союзов в тексте”, стихотворения, загадки и другие жанры.
Задание классу:
2. Повторение теоретического материала1) Определить жанр прочитанного произведения, обосновать.
2) Определить тему, озаглавить.
3) Какова идея произведения?
4) Определить тип речи, обосновать.
Сообщение учащегося по опорному конспекту о союзе как служебной части речи, его видах по составу и значению, группах..
Задание классу: прослушать сообщение, дать рецензию, оценить.
Индивидуальная работа со слабыми учащимися: самодиктант на правописание союзов (слов, данных в рамках для запоминания) с последующей проверкой и оценкой консультантами по предмету.
3
. Постановка проблемного вопроса и его решение– Всегда ли союзы были такими, какими предстают в современном русском языке?
1) Сообщение учащегося из его исследовательской работы “Из истории союзов”. (По книге Иванова В.В,, Потихи З.А. “Исторические комментарии к занятиям по русскому языку”)
2) Работа учащихся с древнерусским текстом “Завещание Ярослава”. Прочитать текст, перевести на современный русский язык, найти союзы, заменить их синонимичными современными союзами. Текст. “…имейте в собе любовь, понеже вы есть братья единого отца и матери. Аще будете мирно живущее, Бог будет в вас и покорить вы противныя под вы. Аще будете ненавидно живущее, в распрях и которащиеся, то погыбнете сами и погубите землю отец своих и дед своих, иже нализоша трудом своим великым” Что же завещал Ярослав своим потомкам? (Жить в мире, союзе друг с другом)
3) Оказывается, у слова СОЮЗ есть несколько значений. Какие же?
Сообщение учащегося из его исследовательской работы по словарю Ожегова.
Дополнительный вопрос: Почему данные слова являются омонимами?
4.
Практическая часть1) Правописание союзов.
Вопрос учащимся: как отличить союзы от сочетаний слов?
Выполнение теста с условными обозначениями: если в предложении союз, слитное написание, то отмечаем знаком «+», если не союз, раздельное написание, отмечаем знаком «–».
а) После митинга народ разошелся так(же) быстро, как и собрался.
б) Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и начался.
в) Мой друг увлекается плаванием, а так(же) гимнастикой.
г) Сережа выполнил то(же) задание, что и я.
д) Молчание то(же) ответ.
е) Олегу то(же) не сиделось в санях.
Ключ к тесту: а) –, б) –, в) +, г) –, д) +, е)+.
2) Роль союзов в предложении.
Соединить разрозненные части пословиц, записать их, расставить знаки препинания, соотнести со схемами, предложенными на доске.
1. Пчела мала
2. Лесом шел
3. Совесть без зубова дров не видал.
а и та загрызет.
и та работает.
Какая из пословиц о труде? Каков смысл других пословиц?
3) Графический диктант. Составить схемы предложений, охарактеризовать союзы.
Весенний лед коварен и опасен. Он может показаться прочным, и вы захотите пробежаться по нему. Когда же вы сделаете несколько шагов, неожиданно может раздаться треск. Вы можете оказаться в воде, потому что лед уже непрочен.
Переходите водоёмы только на переправах, а не где вздумается.
Какой теме посвящен наш графический диктант? Почему эта тема важна для нас, живущих на побережье Братского водохранилища?
4) Роль союзов в тексте.
Прочитайте данный текст, лишенный союзов. Нарушается ли смысл? Может ли наша речь быть бессоюзной? Вставьте подходящие по смыслу союзы, знаки препинания, сравните получившийся текст с предыдущим.
Все должны заниматься физкультурой ______ укрепить своё здоровье. Ведь нетрудно каждое утро начинать с гимнастики _______ заканчивать душем ____ обтиранием. Гимнастику лучше начинать с легкого бега _______ бег разогревает мышцы ____ делает их более эластичными. ________ хотите быть гибкими и стройными, делайте больше наклонов.
Продолжите текст на заданную тему 4–5 предложениями.
Подведение итогов урока. Объявление оценок.