Тип занятия: создание проекта с элементами исследовательской, поисковой и творческой работы учащихся.
Цели: систематизация знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи:
Образовательные:
обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по использованию языка программирования Visual Basic.
Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся;
- творческое применение своих знаний в области программирования.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности.
Оборудование: компьютеры, проектор, среда программирования Visual Basic 6.0.
1. Организационный момент
: приветствие учащихся, проверка отсутствующих.2
. Актуализация.Мы с вами в процессе своей работы уже познакомились с несколькими способами создания тестирующих программ: использовали для контроля знаний тесты, содержащиеся только один правильный вариант ответа, несколько правильных вариантов ответа и даже задание, где тестируемый сам вписывал свой вариант ответа. Но наибольший интерес у вас вызывают всё-таки не тесты, а кроссворды, которые необходимо разгадать. Тем более, если такой кроссворд будет проверяться самим компьютером.
Потому сегодня на практике мы поучимся создавать кроссворды – рассмотрим ещё один вид контролирующих программ.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Внимание на экран. Перед вами – конечный вариант нашей сегодняшней работы, кроссворд по теме “Устройства компьютера”, стоящий всего лишь из пяти слов. (Рисунок 1)
Давайте для начала все вместе разберёмся с последовательностью предстоящей нам работы.
Что нам необходимо сделать в первую очередь? (Выбрать фон; вписать с помощью инструмента Label, расположенного на панели инструментов, вопросы к кроссворду и также сразу вставить и рисунок).
Как мы будем создавать сам кроссворд? (Нужно вывести на экран панель инструментов Элементы управления, при помощи инструмента TextBox, можно последовательно создать клеточки кроссворда).
Очень важно при составлении кроссворда в среде Visual Basic придерживаться заранее разработанного плана построения клеточек кроссворда, чтобы потом не запутаться при обработке полученных результатов. Мы с вами будем придерживаться той последовательности, которая приведена в нашем алгоритме.
Отдельно бы хотелось рассказать о создании нумерации для кроссворда.
Напомните, пожалуйста, какое свойство объекта TextBox является особенно важным при составлении кроссворда? Чему оно должно быть равно? Как это настроить?
Итак, кроссворд создан. Что ещё необходимо сделать? (Создать на кнопку для обработки событий и поле для вывода оценки на экран)
Перед вами на экране текст программы, давайте её разберём:
Private Sub Command1_Click ()
ball = 0
otv1 = Text1.Text + Text2.Text + Text3.Text + Text4.Text + Text5.Text + Text6.Text + Text7.Text + Text8.Text
(Первоначальное число баллов нулевое. Вводится ответ по буквам на первый вопрос, который состоит из 8 букв)
otv2 = Text9.Text + Text10.Text + Text11.Text + Text12.Text + Text13.Text + Text14.Text
(Вводится ответ на второй вопрос, который состоит из 6 букв)
otv3 = Text11.Text + Text15.Text + Text16.Text + Text17.Text + Text18.Text + Text19.Text + Text20.Text
(Вводится ответ на третий вопрос, который состоит из 7 букв)
otv4 = Text4.Text + Text21.Text + Text22.Text + Text23.Text + Text17.Text + Text24.Text + Text25.Text + Text26.Text + Text27.Text + Text28.Text
(Вводится ответ на четвертый вопрос, который состоит из 10 букв)
otv5 = Text29.Text + Text30.Text + Text19.Text + Text31.Text + Text32.Text + Text33.Text + Text34.Text + Text35.Text + Text36.Text
(Вводится ответ на пятый вопрос, который состоит из 9 букв)
If otv1 = "дисковод" Then
ball = ball + 1
End If
(Если ответ совпадает со словом “дисковод”, то число баллов увеличивается на 1 балл)
If otv2 = "память" Then
ball = ball + 1
End If
(Если ответ совпадает со словом “память”, то число баллов увеличивается на 1 балл)
If otv3 = "монитор" Then
ball = ball + 1
End If
(Если ответ совпадает со словом “монитор”, то число баллов увеличивается на 1 балл)
If otv4 = "клавиатура" Then
ball = ball + 1
End If
(Если ответ совпадает со словом “клавиатура”, то число баллов увеличивается на 1 балл)
If otv5 = "процессор" Then
ball = ball + 1
End If
(Если ответ совпадает со словом “процессор”, то число баллов увеличивается на 1 балл)
ball = Fix (ball * 5 / 5 + 0.5)
(Функция Fix отбрасывает дробную часть числа и возвращает целое значение)
Text37.Text = Format (ball)
Command1.Enabled = True
End Sub
Private Sub Command2_Click ()
End
End Sub
Private Sub Form Load ()
End Sub
(Изменятся формат оценки, который выводится на форму)
Проиллюстрируем работу кроссворда. (Демонстрация и отгадывание кроссворда) (Приложение 1.exe)
4. Первичная проверка усвоение нового материала.
Давайте немного уточним последовательность работы. Что вы будете делать в первую очередь? Затем? Какое значение свойства Максимальная длина поля необходимо задать для клеточек полученного кроссворда? Почему это необходимо сделать? Где вы будете писать программу? Как необходимо сохранить работу? Для чего?
5. Закрепление нового материала.
Переходим к практической работе. Сейчас каждый из вас получит алгоритм выполнения работы, в соответствии с которым и нужно выполнить задание. Будьте внимательны, не ошибайтесь, ошибки, как известно, искать довольно трудно.
Пересаживаемся за компьютеры.
Практическая работа
“Составление интерактивного кроссворда в среде Visual Basic”
- Запустите Visual Basic.
- Выбрав форму, оформите на своё усмотрение фон, с помощью инструмента Label впишите заголовок “Кроссворд”, и напишите вопросы к кроссворду.
- С помощью инструмента TextBox оформите структуру кроссворда, ориентируясь на образец:
- Дважды щелкнув по каждому элементу TextBox (клеточке кроссворда) установите значение свойства MaxLength равным 1 (чтобы тестируемый мог вписать в клеточку кроссворда только один символ).
- С помощью PictureBox вставьте рисунок по теме “Устройство компьютера”.
- С помощью пиктограмм панели инструментов Button (для обработки событий) и Label (для вывода оценки), ориентируясь на представленный образец
- Напишите программу – процедуру обработки кнопки для подсчета баллов, набранных при отгадывании кроссворда, и выводе оценки на экран:
Private Sub CommandButton1_Click ()
ball = 0
otv1 = TextBox1.Text + TextBox2.Text + TextBox3.Text + TextBox4.Text + TextBox5.Text + TextBox6.Text + TextBox7.Text + TextBox8.Text
otv2 = TextBox9.Text + TextBox10.Text + TextBox11.Text + TextBox12.Text + TextBox13.Text + TextBox14.Text
otv3 = TextBox11.Text + TextBox15.Text + TextBox16.Text + TextBox17.Text + TextBox18.Text + TextBox19.Text + TextBox20.Text
otv4 = TextBox4.Text + TextBox21.Text + TextBox22.Text + TextBox23.Text + TextBox17.Text + TextBox24.Text + TextBox25.Text + TextBox26.Text + TextBox27.Text + TextBox28.Text
otv5 = TextBox29.Text + TextBox30.Text + TextBox19.Text + TextBox31.Text + TextBox32.Text + TextBox33.Text + TextBox34.Text + TextBox35.Text + TextBox36.Text
If otv1 = "ДИСКОВОД" Then
ball = ball + 1
End If
If otv2 = "ПАМЯТЬ" Then
ball = ball + 1
End If
If otv3 = "МОНИТОР" Then
ball = ball + 1
End If
If otv4 = "КЛАВИАТУРА" Then
ball = ball + 1
End If
If otv5 = "ПРОЦЕССОР" Then
ball = ball + 1
End If
ball = Fix(ball * 5 / 5 + 0.5)
TextBox37.Text = Format (ball)
CommandButton1.Enabled = False
End Sub
8. Сохраните работу в своей папке под именем “Кроссворд” в форматах Form.frm и Project1.exe
9. Проверьте работу созданного кроссворда, при необходимости исправьте ошибки.
6. Информация о домашнем задании.
Запишите домашнее задание.
Дома вам нужно на отдельном листе разработать кроссворд не менее чем на 10 слов.
7. .Подведение итогов и результаты урока.
Подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали? Какой вид деятельности вам наиболее понравился? Почему? Что вызвало затруднения в процессе работы?
Оценки за урок таковы: …
Спасибо за внимание. До свидания!