Цели урока:
Образовательные:
- изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
- усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
- формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
Воспитательные:
- способствование формированию научного мировоззрения;
- пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
- развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Развивающие:
- способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
- способствование развитию логического мышления;
- развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Задачи:
- изучить и объяснить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
- добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
- способствовать формированию научного мировоззрения;
- способствовать пробуждению познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
Средства обучения: ПК, ИД(интерактивная доска), змейка из фольги, воздушный шарик, палочки из оргстекла и эбонита, султанчики, пленка полиэтиленовая, полоски бумажные, полоски резины, штативы, карандаши, кусочки меха.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Легенда о Фалесе Милетском.
В чем суть физического явления? Когда оно возможно? Каково происхождение слова “электричество”? На этот и другие вопросы мы попытаемся с вами ответить на сегодняшнем уроке.
В тетрадях ученики записывают дату и тему урока.
Вводится значение слова электричество.
Английский врач и естествоиспытатель Уильям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества.
Демонстрация 1. Воздушные шарики над классной доской, на стене (желающий ученик).
Демонстрация 2. Взаимодействие султанчика с наэлектризованной палочкой из оргстекла (учитель).
Опыт. Заклинатель змей (Змейка из фольги, линейка, мех. Проделывают учащиеся).
Вывод: результаты достигнуты за счет электризации.
Вводится определение электризации. Записывают в тетрадь.
Мы рассмотрели электризацию трением.
Немецкий ученый Отто фон Герике. Первая электростатическая машина. Демонстрация современной электрофорной машины (опыт с ваткой).
Работа по группам. Изучение электризации различных тел.
Учащиеся, выполнив опыты, заполняют рабочий листок и отвечают на вопросы:
- Как можно наэлектризовать тело?
- Оба ли тела электризуются при соприкосновении?
- Как обнаружить электризацию тела?
- По какому признаку вы судите о силе взаимодействия заряженных тел?
- На оба ли заряженных тела действует электрическая сила?
- От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел?
Сделаем выводы:
- .Один из видов электризации тел - это трение, соприкосновение.
- При этом участвуют всегда два (или больше) тела.
- Электризуются оба тела.
- Чем больше расстояние, тем меньше сила взаимодействия.
- Чем больше заряд, тем больше сила взаимодействия.
Вывод записан на ИД (ученики вместе с учителем сравнивают).
В 1778 г. Бенджамин Франклин ввел представление о положительном и отрицательном зарядах. Заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк назвал положительным, а заряд, полученный на эбонитовой палочке, потертой о мех – отрицательным. Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”. Записывается на ИД. Ученики записывают в тетрадь.
Следующий этап в нашей работе. Мы должны выяснить, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
Демонстрация с султанчиками. Взаимодействие одноименных и разноименных зарядов. Проделывает учитель.
Вывод:
- Одноименные заряды отталкиваются.
- Разноименные притягиваются.
- Одно и то же тело может зарядиться как положительно, так и отрицательно (в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается).
Вывод записывается в тетрадь.
3. Тестовое задание (5 минут).
Ученики сами проверяют друг у друга и ставят оценки.
Ответы записаны на ИД.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Прочитать параграфы 25, 26 учебника. Привести несколько примеров положительного и негативного влияния электризации в жизни человека.