Урок по теме "Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные:

  • изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
  • усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
  • формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Воспитательные:

  • способствование формированию научного мировоззрения;
  • пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
  • развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Развивающие:

  • способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
  • способствование развитию логического мышления;
  • развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Задачи:

  • изучить и объяснить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;
  • добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;
  • способствовать формированию научного мировоззрения;
  • способствовать пробуждению познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;

Средства обучения: ПК, ИД(интерактивная доска), змейка из фольги, воздушный шарик, палочки из оргстекла и эбонита, султанчики, пленка полиэтиленовая, полоски бумажные, полоски резины, штативы, карандаши, кусочки меха.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Легенда о Фалесе Милетском.

В чем суть физического явления? Когда оно возможно? Каково происхождение слова “электричество”? На этот и другие вопросы мы попытаемся с вами ответить на сегодняшнем уроке.

В тетрадях ученики записывают дату и тему урока.

Вводится значение слова электричество.

Английский врач и естествоиспытатель Уильям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться многие вещества.

Демонстрация 1. Воздушные шарики над классной доской, на стене (желающий ученик).

Демонстрация 2. Взаимодействие султанчика с наэлектризованной палочкой из оргстекла (учитель).

Опыт. Заклинатель змей (Змейка из фольги, линейка, мех. Проделывают учащиеся).

Вывод: результаты достигнуты за счет электризации.

Вводится определение электризации. Записывают в тетрадь.

Мы рассмотрели электризацию трением.

Немецкий ученый Отто фон Герике. Первая электростатическая машина. Демонстрация современной электрофорной машины (опыт с ваткой).

Работа по группам. Изучение электризации различных тел.

Учащиеся, выполнив опыты, заполняют рабочий листок и отвечают на вопросы:

  1. Как можно наэлектризовать тело?
  2. Оба ли тела электризуются при соприкосновении?
  3. Как обнаружить электризацию тела?
  4. По какому признаку вы судите о силе взаимодействия заряженных тел?
  5. На оба ли заряженных тела действует электрическая сила?
  6. От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел?

Сделаем выводы:

  1. .Один из видов электризации тел - это трение, соприкосновение.
  2. При этом участвуют всегда два (или больше) тела.
  3. Электризуются оба тела.
  4. Чем больше расстояние, тем меньше сила взаимодействия.
  5. Чем больше заряд, тем больше сила взаимодействия.

Вывод записан на ИД (ученики вместе с учителем сравнивают).

В 1778 г. Бенджамин Франклин ввел представление о положительном и отрицательном зарядах. Заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк назвал положительным, а заряд, полученный на эбонитовой палочке, потертой о мех – отрицательным. Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”. Записывается на ИД. Ученики записывают в тетрадь.

Следующий этап в нашей работе. Мы должны выяснить, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.

Демонстрация с султанчиками. Взаимодействие одноименных и разноименных зарядов. Проделывает учитель.

Вывод:

  1. Одноименные заряды отталкиваются.
  2. Разноименные притягиваются.
  3. Одно и то же тело может зарядиться как положительно, так и отрицательно (в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается).

Вывод записывается в тетрадь.

3. Тестовое задание (5 минут).

Ученики сами проверяют друг у друга и ставят оценки.

Ответы записаны на ИД.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Прочитать параграфы 25, 26 учебника. Привести несколько примеров положительного и негативного влияния электризации в жизни человека.