Внеклассное мероприятие для начальных классов: "Россия – Родина моя"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Формировать представление о происхождении и истории российского герба, флага и гимна.

  2. Развивать познавательные интересы, интерес к истории России.

  3. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, чувство гордости за свою страну, родной край.

Оборудование мультимедийный проектор, физическая карта России, карта ЯНАО, флаг России, флаг ЯНАО, флаг Ямальского района

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.

Выходят чтецы и читают стихотворение (по ходу чтения, на экране появляются фотографии: березы, река, небо, солнце, поле, собор, сосульки).

Ученик 1:

Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берез,
И эти студеные реки,
У плеса которых ты рос.

Ученик 2:

И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в Андреевских звездах,
В высоких седых париках,

Ученик 3:

И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола…

Ученик 4:

И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах

<Приложение 1> (слайд 1)

Рассказ учителя:

– Ребята, вы послушали стихотворение “Родина”. Это прекрасное стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжелый военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей Родины.

II. Сообщение темы

– Нельзя считать себя гражданином страны, если не знаешь о нем ничего.

Тема нашего мероприятия: Россия – Родина моя.

<Приложение1> (слайд 2)

III. Изучение темы

– Что такое Родина?

– С чего начинается Родина?

У каждого человека есть Родина. И у каждого она одна.

Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, играешь со своими друзьями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

<Приложение 1> (слайд 3)

Беседа:

– Как называется наша Родина? (ответы детей)

– Да, наша Родина – Россия. Если вы посмотрите на карту, то скажете, что наша Родина очень большая. Когда стрелки кремлевских часов показывают 3 часа дня в Москве, то в Петропавловске на Камчатке – полночь (демонстрация физической карты России). Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, а также зеленый наряд леса. Вот она, какая Россия!

<Приложение 1> ( слайд 4)

– А как одним словом можно назвать людей, живущих в России? (ответы детей)

– Да, верно. Всех людей, живущих в нашей стране, называем россиянами. Но национальности у них разные. В России живут разные народы: русские, ненцы, ханты, коми, татары, башкиры и так далее. Все они составляют единую дружную семью. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

В нашей стране много законов. Но основные законы, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции Российской Федерации

(Демонстрация брошюры с материалами Конституции РФ)

– В Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

– Что такое символы?

– Назовите основные символы государства.

– К государственным символам любой страны относятся Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.

– Кто из вас видел герб и флаг России? Что вы о них знаете?

– Давайте послушаем рассказ о Российском гербе.

Ученик: У нашей страны очень красивый герб. Он появился пятьсот лет назад при царствовании Ивана Третьего. На Российском гербе изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – это символ солнца, огня, бессмертия. Это очень древний герб. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

<Приложение 1> (слайд 5)

Вопросы к учащимся:

– Кто изображен на гербе?

– Что означает орел?

– Где можно увидеть изображение герба?

– Послушаем рассказ о Российском флаге.

Ученик: Российский Флаг имеет 3 разноцветные горизонтальные полоски: верхний белый, средний синий и нижний красный. Белый цвет считается выражением чистоты устремлений, синий – стремления к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Тот, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу – ведь под ним совершенно так много подвигов. Государственный флаг России постоянно развевается над зданиями Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы. Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников.

22 августа – день Государственного флага Российской Федерации.

<Приложение 1> (слайд 6)

Вопросы к учащимся:

– Какого цвета полоски на Российском флаге?

– Что означает каждый цвет?

– В нашем поселке над каким зданием развевается Российский флаг?

Учитель: В каждой стране есть одна главная песня, в которой воспевается своя страна. Эта песня называется Гимн. Во время исполнения Гимна люди встают, чтобы показать свою любовь и уважение к главной песне.

Гимн звучит в самых ответственных, торжественных случаях: больших и важных собраниях, награждениях спортсменов и так далее. Очень часто, когда звучит гимн, у людей на глазах выступают слезы – слезы гордости за свою Родину. Слова Гимна России написал поэт С. Михалков, музыку – А. Александров. Сейчас прозвучит Гимн России. Мы послушаем его стоя.

(Звучит Гимн)

Учитель: Продолжаем разговор о нашей Родине.

  • Ребята, как называется наша малая родина?
  • Да, наша малая Родина – это Ямал или Ямало-Ненецкий автономный округ   (демонстрация карты ЯНАО)

– Когда-то называли его краем земли, краем крещенного света.

О Ямале есть загадка: “Какой полуостров в мире жалуется на свою величину?”.

Поэт Ямала Леонид Васильевич Лапцуй написал о Ямале так:

“На севере России где-то
Под круглолицею луной
Она, как снежная планета
Блестит безмолвной белизной”

– Ямало-Ненецкий автономный округ имеет свой герб и флаг.

  • Что изображено на гербе ЯНАО?

Ученик: Герб Ямало-Ненецкого автономного округа состоит из щита сине-голубого цвета, увенчанного короной. Щит и корону поддерживают два полярных медведя. В щите изображен идущий белый северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой. Полярные медведи стоят на заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой. На ленте изображен орнамент соответствующий бело-сине-красному рисунку флага автономного округа.

<Приложение 1> (слайд 7)

– Кто скажет, какого цвета флаг Ямало-Ненецкого автономного округа?

Ученик: На флаге Ямало – Ненецкого автономного округа мы видим три цвета: красный цвет – цвет мужества, силы, могущества и жизни; белый цвет – цвет миролюбия и мудрости, сине-голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. На флаге есть белый орнамент “Оленьи рога”, который символизирует основу жизни. Количество белых орнаментов – семь, которые соответствуют числу районов.

<Приложение 1> (слайд 8)

– В каком районе мы живем?

  • Почему наш район имеет название Ямальский?
  • Какой поселок является центром района?
  • Наш район называется Ямальский. Он образован 79 лет тому назад. Центром Ямальского района является поселок Яр – Сале. Ямальский район называется так потому, что расположен на всем полуострове.
  • Ребята, кто покажет на карте Ямало-Ненецкого автономного округа расположение Ямальского района? (работа возле карты ЯНАО)

<Приложение 1> (слайд 9)

– Ямальский район, как и все 13 муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа, имеет свой герб и флаг.

<Приложение 1> (слайд 10)

Ученик: На гербе Ямальского района на белом фоне изображена голова северного оленя, по нижней кромке края изображено море в виде синих волн и рыб.

(Звучит песня “ Яр-Сале”)

IV. Подведение итога

Наше мероприятие подходит к концу. Подведем итоги. Для этого предлагаю разгадать кроссворды.

  1. Что изображено на Гербе России?
  2. Какой город является столицей России?
  3. В Конституции записано, что мы должны уважительно относиться к ....
  4. Какой город является столицей Ямало-Ненецкого автономного округа?
  5. Как называется главная песня страны?
  6. Как называется наша малая родина?
  7. Как называется наша страна?
  • Молодцы! Закончим наше мероприятие на поэтической ноте.

(В сопровождении фонозаписи “Уголок России” ученики читают стихотворение)

Ученик 1:

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…

Ученик 2:

Берегите Россию,
Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.

Литература:

  1. Е.К. Ривина “Герб и флаг России” Москва. Издательство “АРКТИ” 2002 г.
  2. М.А. Бесова “Шутки, игры, песни соберут нас вместе”. Ярославль. Академия Холдинг 2000 г.
  3. С.Н. Подгорная “Современные праздники в начальной школе” Москва. Издательский центр “МарТ” 2004 г.
  4. Еженедельная методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа” №31 – 2004 г.
  5. Еженедельная методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа” №40 – 2004 г.
  6. Еженедельная методическая газета для учителей начальной школы “Начальная школа” №43 – 2004 г.
  7. “Исторический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа” Москва. Издательство ДИК 1999 г.
  8. “Северные родники” Автор-составитель Л.В. Федорова. Тюмень. Издательство института проблем освоения Севера СОРАН 2001 г.

Презентация