Цели урока:
Познавательная:
- познакомить учащихся с традициями и особенностями костюма и декоративного творчества Древнего Египта на примере деталей одежды и убранства правителей (фараонов);
- расширить знания об изобразительном искусстве Древнего Египта на примере костюмов тех времен;
- дать понятия о костюме фараона и рассказать о его декоративных разновидностях;
Обучающая:
- учить рисовать портрет человека в костюме;
- развивать навыки работы гуашью и приемы работы в технике “коллажа”;
- пополнять приемы выполнения орнаментации в определенной стилистике;
Развивающая:
- стимулировать развитие воображения и творчества у учащихся;
- пополнить знания по истории Древнего мира, развивая межпредметные связи с историей;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности и толерантность к культуре других наций.
Задача урока:
Нарисовать погрудный портрет фараона, в головном уборе и наплечном воротнике гуашевыми красками и дополнительно украсить элементы костюма орнаментом в технике “коллажа” (домашнее задание).
Оборудование и материалы:
Для учителя:
Зрительный ряд: таблицы “Короны, украшения и символы власти фараонов Древнего Египта”; репродукции с изображениями фараонов (древнеегипетские фрески, росписи, скульптуры и др.), методическая разработка “Этапы работы над портретом фараона”, образец готовой работы, карта Древнего Египта.
Музыкальный ряд: фрагменты оперы Верди “Аида”, народные восточные мотивы.
Материалы: доска, мел, гуашь, кисти, палитра, баночка с водой, листы АЗ;
Для учеников:
- бумага – листы А3, карандаш простой, стирательная резинка,
- палитра, гуашь, баночка с водой, кисти № 3,5,7 беличьи; для домашнего задания: клей, ножницы, блестящая цветная бумага или фантики (золотой, красный, зеленый, голубой, синий цвет).
Ход урока
1. Организация урока.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку и организации рабочего места, отметить отсутствующих.
2. Сообщение темы урока.
(играет музыкальный фрагмент оперы “Аида”)
3. Введение в тему.
Рассказ о Древнем Египте.
Учитель: Сегодня мы совершим небольшое путешествие во времени, вернемся в далекое прошлое и окажемся на берегах великой реки Нил в Древнем Египте (показ на карте). История Древнего Египта началась за 3000лет до нашей эры и просуществовала до Х-Х1 века до н.э. (1580-1090 г. до н.э). Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, жрецов, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. Это государство было деспотичной монархией во главе с правителем фараоном, который в представлении древних египтян являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия основанная на культе множества богов - Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, эстетических представлениях египтян. Изображения человека носили условно-схематический характер, выполнялось по особым правилам – канонам. Древнеегипетские статуи и изображения фараонов всегда монументальны и величественны, позы и жесты неподвижны и канонизированы, масштаб фигур социально обусловлен (фараон изображен всегда в несколько раз крупнее остальных фигур). Рассматриваем изображения на репродукциях.
Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкая талия и бедра, крупные черты лица, прямой нос, миндалевидные глаза и смуглый оттенок кожи.
Считается, что все египтяне брили волосы (по крайней мере мужчины) и носили парики из растительных волокон, натуральных волос или из шерсти. Длина париков зависела от знатности человека. Основной одеждой был схенти - полоса из неширокой ткани вокруг талии с поясом.и клафт – головной платок, завязанный на затылке.
Фараоны Древнего Египта носили только схенти, парик и сандалии из тростника или кожи. Знаками отличия фараона являлись корона, пектораль – золотое наплечное украшение из золота в виде солнечного диска, накладная подвязанная борода и посох.
Короны фараонов
Белую бутылкообразную корону с коршуном – покровителем носили в Верхнем Египте (Южном царстве).Красную корону, украшенную символом власти уреем-змеем носили в Нижнем Египте, в дельте Нила. Двойная объединенная корона – атев- являлась символом объединенного Египта(с 3200 г. до н.э.). Голубую корону или шлем воина с уреем носили фараоны в Новом царстве. Тогда же существовала и белая корона с золотым диском – символом бога РА (Атона). Разновидностью платка клафта был царский убор немес – сине-золотой полосатый платок с золотой налобной лентой с одним или двумя уреями.
В Древнем Египте добывали много золота и использовали его в украшениях с элементами символики. Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями круглые наплечные украшения – пекторали -символизировали солнечный диск бога солнца Атона. Он состоял из нескольких рядов многоцветного геометрического орнамента из золота, эмали, драгоценных камней (яшмы, бирюзы, топазов, рубинов и др.) и рядов разноцветных бусин. На многих ювелирных предметах можно видеть изображения жуков- скарабеев, птиц, стеблей папируса, глаза, цветков лотоса, змей, солнца. Широко были распространены ножные и ручные браслеты, подвески, кольца. В торжественных случаях фараон прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду в форме косички, с завитком на конце, плоские в виде лопаточки. Бороду перевивали золотым шнурком или украшали золотым узором, также были они и из золота. В руках фараон держал царские регалии – цеп и скипетр в форме золотого крюка с синими полосами.
Египтяне следили за чистотой, ежедневно натирались маслом, пользовались косметикой и мужчины и женщины. Египтяне особенно выделяли глаза. Малахитовой пудрой с маслом подводили глаза, удлиняя уголки глаза до виска. Такая обводка считалась лекарством от глазных болезней. Брови и ресницы чернили специальным порошком, а краску для век делали из тертого в пудру сернистого свинца.
4. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит выполнить гуашью портрет фараона Древнего Египта в царском уборе, а декоративную отделку короны и пекторали я предлагаю выполнить дома в технике “коллаж”, используя кусочки цветной фольги (как замену золоту и камням) в виде геометрического орнамента.
Давайте наметим тонкими линиями построение портрета на листе А3.
1. Учитель показывает на доске каждый этап построения: абрис лица, глаза, нос, губы, уши, а также шею и плечи.
2. Пользуясь таблицей “Короны фараонов” каждый ученик самостоятельно намечает на своем портрете выбранный головной убор и общую полукруглую форму наплечного ожерелья-пекторали.
3. Работа в цвете:
- лицо, шея и плечи: смешать на палитре коричневую, белую и чуть желтой гуаши, можно капельку черной. Закрашиваем кистью среднего размера № 5 аккуратно выглаживая поверхность бумаги мягкими движениями сверху вниз; более темным тоном (добавить больше коричневой или черной краски) оттенить нос, верхние веки, уши и область под подбородком; губы выполнить добавив в основной цвет кожи красной или малиновой гуаши, верхняя губа должна быть чуть темнее.
- закрасить головной убор, бороду, часть пекторали.
- радужная оболочка глаза закрашивается вместе со зрачком черной краской, глаза и брови обводим сине-черной краской, удлиняя их до виска; на высохшем зрачке ставим блик белой гуашью (используем тонкую кисть №3).
- большой кистью закрасить фон (можно выбрать цвета: светло-серый, светло-зеленый или голубой).
Физкультминутка:
(Встать рядом с партой: шаг на месте, вращение кистями рук в разном направлении, легкие наклоны в стороны, повороты головы в стороны и по кругу, подъем вверх-вниз на носочках, открыть-закрыть глаза несколько раз и часто поморгать, сесть на место)
5. Практическая работа.
Задание: выполнить набросок простым карандашом погрудного портрета фараона на листе А3 и раскрасить гуашью, составляя оттенки на палитре.
В процессе работы негромко звучит музыкальное сопровождение: фрагменты восточных мотивов, музыка из оперы “Аида”.
Целевые обходы учителя:
- Контроль за организацией рабочего места.
- Контроль за правильностью выполнения последовательности и приемов работы над заданием.
- Оказание помощи ученикам, испытывающим затруднения.
- Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
6. Итог урока.
Показ лучших работ, анализ работы учащихся на уроке.
7. Домашнее задание.
Дорисовать портрет фараона, выполнить аппликацию в технике “коллажа”, украсив пектораль и корону фараона геометрическим орнаментом из прямоугольных, треугольных, круглых кусочков разноцветной фольги; дополнить украшения можно блестящими гелиевыми ручками и красками, кусочками ткани и т.п.