Внеклассное занятие "Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги с использованием интерактивных технологий"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • познакомить учащихся с редкими животными, занесенными в Красную Книгу
  • рассмотреть экологические взаимосвязи в природе;
  • повторить правила поведения в природе;
  • развивать наблюдательность, познавательный интерес;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедиа проектором;
  • учебник “Окружающий мир” 3 класс Плешаков

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги.

Тема нашего урока – “Охрана животных”

Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Ученик читает стихотворение Б. Заходера “Про всех на свете”.

 II. Беседа.

1. Создание Красной книги

- Ребята, все вы знаете, как прекрасны творения природы. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную Книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с Земли.

Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло много видов животных. Многие вымерли по вине человека. К началу ХХ века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба создала список исчезающих животных и растений и указала причины их исчезновения. Ученые решили назвать этот список Красной Книгой.

- Для чего нужна Красная Книга?

- Как вы думаете, почему ее назвали именно Красная Книга, а не желтая или синяя?.

Красная Книга – это сигнал опасности. Красная Книга – это факты, собранные учеными о животных и растениях. Чтобы создать Красную книгу потребовалось 14 лет. Позже она переиздавалась.

- Как вы думаете, почему она переиздавалась?

Красная Книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться исчезающими. Вместе с тем, меры, которые принимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные и растения. Например, бобр и соболь.

2. Угроза исчезновения животных.

Почему некоторых животных остается все меньше на Земле?

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все само собой восстановится.

И просчитались. Некоторых животных совсем истребил, а некоторые находятся под угрозой вымирания.

Угрозой для животных является чрезмерная их добыча, охота, коллекционирование.

Но самая главная не эта причина. Ученые ставят на первое место разрушение мест обитания животных.

Например: вырубают леса, в реки сбрасывают вредные отходы.

3. Презентация “Животные Красной книги”

Сейчас ребята вам расскажут о животных, занесенных в Красную книгу.

4. Чтение и анализ экологической сказки.

Тюлень и Морж

Давно это было, в самую старую старину. Ледяные горы половину земли покрывали, моря были мелкие, островов много. На островах звери разгуливали. На одном острове жили два брата: Тюлень и Морж. Хозяином острова был самый большой, самый сильный зверь. Мамонт его звали. Четыре клыка имел тогда Мамонт: два больших, а рядом два поменьше. Шкура Мамонта была покрыта густыми и колючими волосами. Ноги Мамонта, когда он шел, дробили камни и песок. Все звери любили и слушались Мамонта. Потому любили, что хотя он и самый сильный, да никого зря не обижал, а в большой голове большой ум имел.

Тюлень с Моржом вначале дружно жили, братья как братья. В те времена у них у обоих были по четыре ноги, как у всякого зверя, и бегали они быстро, не хуже оленей. Тюлень ростом поменьше, Морж побольше. У обоих усы. А клыков у Моржа тогда не было.

Пока братья росли, жили дружно. А выросли - стали ссорится. Из-за чего ссорились? Остров большой: за десять дней не обойдешь, не обежишь. А им стало тесно. Тюлень говорит:

- Завтра я на этом моховище гулять стану. Ты, Морж, уходи в другое место. Морж посмирнее был, постарше. Что, думает, с младшим братом спорить - остров большой. Уступил Морж Тюленю, побежал на другое моховище, нашел там гладкий синий валун-камень, лег на него й лежит. А Тюленю на старом месте не сиделось, , прискакал на круглых ногах, гонит брата:

- Уходи, я на синем камне лежать стану.

И так целый день надоедал Моржу. А тот лежал, на своем камне, спину грел и только ворчал:

- Оставь ты меня, не трогай. Что тебе моя лежайка понадобилась? Ищи камень-валун, да ложись.

Видит Тюлень, что брата с высокого синего камня не согнать - сил не хватит, рассердился. Нагреб Тюлень острых камешков и давай в Моржа кидать. Кидал, кидал да в глаз угодил. Заслезился глаз у Моржа. Не утерпел он, схватил Тюленя лапой за уши, а уши у Тюленя тонкие - оборвались. Морж повернулся неловко и упал с камня прямо на Тюленя, так упал, что раздавил Тюленю задние ноги и поясницу.

Лишился Тюлень ушей и задних ног. Вместо задних ног у него появились ласты, наподобие рыбных плавников. Двуногим стал надоедливый забияка. На задние ласты опирается, а передними лапами все-таки камни кидает. И угодил Моржу во второй глаз. Заслезились у Моржа оба глаза. И потянулся он к Тюленю, хотел камни отнять, чтобы тот больше не бросался. А Тюлень вырывается, передними лапами Моржа бьет.

“Выбьет он мне глаза совсем”, - подумал Морж и прижал передние лапы Тюленя к земле. Потихоньку прижал, а сразу раздавил. Лишился Тюлень и передних ног, с той поры у него вместо ног обрубки-ласты. Драться Тюленю стало нечем.

Заревел Тюлень хриплым тонким голосом, пополз к Мамонту жаловаться и Моржа зовет:

- Пойдем, пойдем, Мамонт нас рассудит. .

Морж спорить не стал, зашагал потихоньку рядом. Брата-забияку утешает, а сам себе глаза трет. Запухли глаза у Моржа, стали маленькими. С тех пор плохо видит Морж.

Поздней ночью пришли они к пещере, где жил-поживал превеликий зверь Мамонт. Ветер с моря дует, небо в тучах, луны нет. Едва нашли вход в пещеру Мамонта. Тюлень стал Моржа вперед гнать:

- Ты меня изувечил, ты и отвечай. Иди, иди к Мамонту, я следом поползу...

Знал хитрый Тюлень, что не любит Мамонт, когда его ночью разбудят. А Морж этого не знал, полез в пещеру, стал будить Мамонта. Проснулся тот, загремел волосатой шубой, стал вставать. Закачалась земля. Морж испугался, повернулся, хотел бежать из пещеры, а Тюлень дорогу загородил:

- Куда бежишь? Искалечил меня, теперь отвечай.

Мамонт, услышав чужие голоса, шагнул вперед в темноте, случайно наступил Моржу на поясницу, только косточки хрустнули. Повернулся в темноте Мамонт еще раз и передние лапы моржу раздавил.

Заревел Морж от боли, и тюлень со страха заревел. А Мамонт затрубил хоботом,-огонь из кремня высек, костер зажег.

- Что тут такое? Кто пришел? Зачем разбудили? Кто мне под ноги полез? Не повредил ли я кого в темноте?

Тюлень вперед вышел, стал жаловаться. Себя оправдывает,'Моржа.во всем винит. Выслушал его Мамонт и спросил у Моржа:

- Так ли было?

- Так, да не все так!

Рассказал Морж правду. Себя не выгораживал, Тюленя не обвинял. Задумался Мамонт, поглядел на Тюленя, поглядел на Моржа.

Все-таки вы братья, братьями и останетесь. А вместе вам жить нельзя. Моржу я и поясницу, и ноги отдавил. Пусть и у Моржа будут вместо лап обрубки-ласты. Не стану я вас судить и мирить не стану. Живите порознь. Тесно вам на острове - ступайте в.море, учитесь плавать. Ног у вас нет и не будет. Ластоногим в воде плавать легче, чем по земле ходить. Живите в море. Вот вам весь мой сказ. Потом посмотрел Мамонт на , Моржа и сказал:

Перед тобой, Морж, я виноват. Брата своего ты покалечил, защищаясь, а я тебя измял в темноте. За мою оплошность зла на меня не имей. Вот тебе от меня в пода]уж два клыка, те, что поменьше. Возьми их, они тебе пригодятся.

Вынул Мамонт свои маленькие клыки, которые'в те времена росли'у него рядом с большими, и всунул в рот Моржу. А два больших бивня себе оставил.

С того самого времени у Мамонта одна пара бивней осталась, а у Моржа острые клыки появились. И хотя Тюлень по виду похож на Моржа, а Морж на Тюленя, стали они разными не только по росту. У Тюленя-забияки только зубы, а у терпеливого Моржа еще два острых клыка над губой торчат. Стал он сильнейшим морским зверем. Только Морж понапрасну не буянит, попусту никому не грозит клыками. А если себя приходится ему защищать, тут уж другое дело.

Не дразните Моржа, зря не задевайте, не трогайте, и он вас не тронет, хотя он и самый сильный морской зверь. '

Братец Тюлень никогда больше' не гуляет возле моржовых лежанок, даже близко к  ним не подходит. Понял, что места в море на всех хватит.

  1. Чему учит нас эта сказка? (В природе все взаимосвязанно. Надо охранять и беречь все объекты природы.)
  2. Опишите тюленя и моржа.
  3. Кто в сказке подарил моржу два клыка?

 5. Кроссворд: Животные Красной книги. (см. кроссворд).

  1. 1. Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
  2. Из деревьев, веток. Глины строят прочные плотины.
  3. Дикий, свирепый , громадный лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь.
  4. Птица - символ красоты и любви.
  5. Знахари готовили из частей его тела лекарство от слабости и трусости.
  6. Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками-бивнями.
  7. В двух-трех летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
  8. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения.
  9. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
  10. Владыка Арктики.
  11. Этот зверек на суше довольно беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно – быстро плавает, хорошо ныряет. Длинным хоботком подбирает насекомых и личинок.

 Ответы: 1. Бобры. 2. Зубр. 3. Лебедь. 4. Тигр. 5. Морж. 6. Журавль. 8. Соболь. 9. Фламинго. 10. Выхухоль.

Ключевая фраза: Береги животных!

III. Итог занятия

Ребята, что нового вы узнали на занятии?