Цели:
- совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую
деятельность учащихся на решение проблемы:
создание проекта урока для 8-го класса;
2) образовательная: формировать общие учебные
умения и навыки находить сложноподчиненные
предложения, определять его виды, делать
синтаксический разбор, ставить знаки препинания
в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные
умения: анализировать, классифицировать и
систематизировать материал по синтаксису
сложного предложения; совершенствовать
информационно-учебные умения через применение
компьютерных технологий; развивать творческие
способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное
отношение к знаниям; воспитывать любовь к
искусству, умение работать в команде.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-презентация мини-проектов.
Оборудование: компьютер, фото-картины.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Мотивация. Постановка темы и целей урока.
“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.
– Согласны вы с этими словами?
– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике для составления проекта урока русского языка “Виды сложноподчинённых предложений”для ваших младших товарищей.
– Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны сегодня вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками.
– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы, ведь у вас надежная поддержка.
(Выступление восьмиклассников)
Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”– известная притча.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”
– Друзья, все в ваших руках!
3. Актуализация опорных знаний.
– Проверим, готовы ли мы к работе.
- Какие предложения называются простыми? (8-му классу)
- Какие предложения называются сложными? (8-му классу)
- Какие предложения называются бессоюзными? (8-му классу)
- Какие предложения называются союзными? (9-му классу)
- На какие группы делятся союзные предложения?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
- Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
- Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?
- Как различать подчинительные союзы и союзные слова?
- Что используется в главном предложении для выделения содержания придаточного?
- Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?
– Я рада вашим ответам, друзья.
4. Защита мини-проектов.
– У вас на партах лежат незаполненные страницы справочной тетради, по мере работы ведите записи. Последняя страница практическая, постарайтесь слушать внимательно, чтобы выполнить предстоящие задания.
– Ребятам 9-го класса было дано задание создать мини-проекты, чтобы в доступной форме изложить вам материал.
– Предоставляется слово ребятам 9-го класса, которые расскажут нам подробнее о видах СПП.
– Предлагаю занять место у доски и предоставить ваши проекты.
1 страница – “СПП с придаточным определительным”.
(Учащиеся подготовили сообщение с презентацией по данной теме).
– Любознательным девчонкам и мальчишкам! Хотите разбираться в СПП? Мы поможем вам!
– Внимание! 1 страница– СПП с придаточным определительным!
– Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей?
– “Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы”. Анализ предложения.
– Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др.
– “Мы любим дом, где любят нас”. Анализ предложения.
– Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот.
– “Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)”. Анализ предложения.
– Придаточные определительные всегда располагаются после определяемого слова.
– “Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков)”
– СПП с придаточными определительными делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее.
– Такие предложения необходимо использовать в текстах – описаниях.
– Перед вами фото-картины, опишем их, используя СПП с придаточными определительными.
– “На картинах изображены зимние пейзажи, которые вызывают у нас чувства легкости, одухотворённости и ощущение небольшого морозца”.
– “Изображены деревья, которые спрятались под толстым слоем снега”.
– Предлагаем вам составить СПП с придаточными определительными по данным картинам и записать их.
(Эксперты с учителем подходят и помогают, лучшие варианты зачитываются)
Учитель: – Спасибо, ребята, вам удалось своим проектом дать понятие о СПП с придаточными определительными.
2 страница – СПП с придаточным изъяснительным.
– Внимание! 2 страница – СПП с придаточным изъяснительным
(Исполняется песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”)
“Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами!-
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше негулянье под луной,
За солнце не у нас над головами,-
За то, что Вы, увы, больны не мной
За то, что я, увы, больна не вами”.
– Почему Вика исполнила эту песню?
– Верно, состоит из СПП с придаточными изъяснительными.
– Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, краткой форме прилагательного) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части.
– “Дети чувствуют, кто их любит”. “Я был уверен, что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга. (А.С.Пушкин)”. Анализ предложений.
– Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли.
– “Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин) Она не знала, куда ей идти. (А.И.Куприн)”. Анализ предложений.
– В главной части может быть указательное слово то в разных формах.
– “Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость. (А.А.Ахматова)”
– Придаточные изъяснительные располагаются после поясняемого слова, реже – перед ним.
– “Что он дурной человек, я не могу сказать… (А.П.Чехов)”. Анализ предложения.
– Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.
– “К.Г. Паустовский писал: “Слова у Пришвина цветут, сверкают”. “ К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают”.
– Задание: Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, используя СПП с придаточными изъяснительными.
– Внимание, предложение 1 группе (8-му классу): Вика: “Я люблю петь и танцевать”.
– Внимание, предложение 2 группе: Вета: “Какая замечательная сегодня погода!”
-Внимание, предложение 3 группе: Нуркен: “Вы меня любите?”
(Зачитываются лучшие предложения.)
– Нуркен: Так любите или нет?
– Учитель: Я довольна вашим проектом, молодцы!
3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным.
– Внимание, 3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным!
– СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.
– Нам стало интересно найти такие предложения в художественной литературе.
– Учитель нам посоветовал рассмотреть роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова.
– Почемучка: Почему именно этот роман?
– Мы недавно изучили его.
1) “И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так, как раньше не бегал”
– Предложения имеют значение образа действия и степени.
– Почемучка: На какие вопросы отвечают?
– Как? Каким образом? В какой степени?
2) “Он едет туда, где никто не бывал”
– Почемучка: Это легко! Ребята, что обозначает? На какой вопрос отвечает?
– К придаточным места от главной части можно задать вопросы: Где? Куда? Откуда?
3) – Почемучка: “Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь”
– Ребята, догадайтесь сами. ( СПП с придаточным времени)
– Верно, вопросы когда? с какого времени? как долго?
4) “Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали”
– Придаточное условия.
– Почемучка: приведите свой пример.
5) “ Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня”
– Придаточное причины.
6) “Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание”
– Почемучка: Знаю, знаю, а вы догадались?
7) “Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа”
– СПП с придаточным сравнения, отвечает на вопрос как?
8) “Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся”
– СПП с придаточным уступки, отвечает на вопрос вопреки чему? Несмотря на что?
9) “Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти”
– Можно поставить вопрос что из этого следует?
– Задание: зачитываем предложения, вы определяете вид придаточных обстоятельственных устно.
- Куда ни взглянешь, всюду холмы.
- Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
- Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
- Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
- Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя.
- Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.
- Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
- Он бежал так, как раньше не бегал.
- Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.
– Учитель: Молодцы, ребята, вам удалось дать основное представление об этом виде СПП. Присаживайтесь.
4 страница – “Практическая”.
– Учитель: Откроем последнюю практическую страницу, на которой увидим задания. Проверим и закрепим наши знания. Должны выполнять правильно и быстро. Работаем группами.
– Два ученика выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложений, остальные работают на своих страницах вместе с учителем.
1) Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
- Воздух так чист что видна каждая ветка.
- Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.
- Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня.
2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.
- Письмо что ты мне написала меня обрадовало.
- Нет истины где нет любви.
- Недаром говорится что дело мастера боится.
3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
- Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
- Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды.
- Куда ни оглянись всюду рожь густая.
(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения, один на месте.)
1) Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.
2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.
(Проверка разборов)
Резервное задание: составьте по схемам предложения.
(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).
[…сущ. ], (которая…).
(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).
[…, ( когда),… ].
(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).
Чтоб (…), [ ].
(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).
[ ], хотя (…).
Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.
[…, (как ни),…].
Преподнесение домашнего задания.
– Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.
Оценивание.
– Вы сегодня молодцы!
Подведение итогов.
– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.
– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.
- Главным для меня на уроке было то, …
- Теперь я буду знать, что …
- Меня огорчило то, что …
- Я рад, что…
- Я хотел бы, чтобы …
– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.
– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?