Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием опор

Разделы: Иностранные языки


Целью обучения иностранному языку является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и формирование личности школьника. Педагогическая наука обуславливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение учащимися коммуникативной компетенции, которая позволит им практически использовать, в данном случае, английский язык в относительно естественных условиях общения, например, читать аутентичные тексты, уметь объясняться с носителями языка в нестандартных ситуациях. Стремление к коммуникативной компетенции, как конечному результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой (т.е. языковой компетенцией), но и усвоение колоссальной внеязыковой информации, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания. Адекватное общение и взаимопонимание недостижимо без принципиального тождества основных сведений коммуникантов об окружающей действительности, без знания специфики страны изучаемого языка.

Безусловно, одной из ведущих целей обучения иностранному языку остаётся чисто практическая, обеспечивающая определённый уровень коммуникативных умений и навыков. На занятиях каждый учитель старается решать целый комплекс как практических, так и воспитательных, образовательных и развивающих целей и задач. Коммуникативная компетенция на уроках составляет такие компетенции как: лингвистическая, социолингвистическая, дискуссивная и стратегическая, социокультурная.

Учащиеся постепенно набирают знания, медленно поднимаясь по ступенькам знаний верх. В связи с этим, мне бы хотелось обратить внимание на лингвистическую компетенцию, которая предполагает знание определённого количества словарных единиц и грамматических правил, позволяющих объединять их в осмысленные высказывания.

С этой целью я в своей работе использую методику обучения устной английской речи с использованием опор (опорных сигналов или конспектов). Практика применения этой методики развития речевых навыков с помощью опор -- очень эффективна. Но сразу хочу отметить, что высокой эффективности от применения опорных конспектов на начальной фазе обучения ждать не стоит, поскольку учащимся потребуется какое-то время на то, чтобы научиться ими правильно пользоваться, однако через несколько уроков уже можно почувствовать невероятные изменения в речевой практике учеников. В ходе работы можно заметить, что опоры развивают у учащихся 5-7 классов самостоятельность высказывания, так как говорение на иностранном языке, а именно в монологической форме, представляет большую трудность для детей в этом возрасте. Эту мысль изложили известные методисты: “ Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор, которые могут быть связаны, как с содержанием, так и с формой изложения, а также и с тем и с другим”.

Учащимся очень нравится работать с опорными конспектами, так как они открывают большие возможности в развитии речи говорящего. Также я начала замечать, что применение опорных сигналов позволяет избегать или сокращать до минимума в процессе обучения и общения использование родного языка. Безусловно, есть подсказка в виде различных символов или знаков, которая позволяет управлять высказыванием, но со временем эта необходимость убывает по мере формирования речевого умения до полного исчезновения на его последней стадии. Опоры можно составлять как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности и могут использоваться в рамках одного конспекта обособленного друг от друга и во взаимодействии, дополняя друг друга.

Опоры могут содержать определенную информацию в развернутом или сжатом виде, и от учащихся не надо требовать точной передачи информации с точки зрения ее количества. Дети сами стараются создавать свои речевые конструкции в данном контексте и в рамках освоенных речевых навыков, открывают возможности для формирования мыслительной деятельности на языке обучения.

Когда составляешь опорные конспекты, нужно обратить внимание на основные моменты текста, ключевые слова и словосочетания, цифры и даты, имеющие важное значение, простые рисунки, условные обозначения помогают в этом. Затем их расположить в нужной последовательности. Это позволяет учащимся произносить монологическую речь плавно, без каких-либо записей, делая речь свободной. Например: по теме “Традиции и обычаи”.

Фото

Самое главное, что дети сохраняют основную информацию текста и не следует обращать внимание на уменьшение объема текста. Для ответа по теме высказывания на иностранном языке требуется очень мало времени, это значительно экономит время и позволяет каждому ученику ответить по теме опорного конспекта. Частая практика устной речи способствует развитию языковых навыков и побуждает к творчеству. Учащимся самим нравится составлять опорные конспекты к данным учителем текстам. Такой метод работы с опорными сигналами позволяет учащимся не просто заучивать и озвучивать текст, не понимая его содержания, а именно мыслить на языке, самим строить грамматические формы, речевые высказывания.