ЕГЭ – уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Эти результаты не радуют чаще всего не только учителя, но и самого ученика. И это бывает потому, что ученик не владеет знаниями даже на базовом уровне. При этом очень часто оказывается, что в 10-й класс приходят дети, закончившие основную школу с трудом, т.к. имеют низкие учебные возможности вообще и по математике в частности. Или это могут быть дети, которые решили, что можно праздно провести еще 2 года в школе, после чего легко получить аттестат, как это произошло в 9-м классе. Но в этом они сильно заблуждаются. В то время, когда стоял перед ними вопрос идти в 10-й класс или нет, учащиеся 11 класса сдавали выпускной экзамен, который проходил как эксперимент: получил на экзамене “2”, в аттестат тебе все равно поставят “3”. Но когда они в 2008-2009 учебном году закончили 10 класс, то оказалось, что выпускной экзамен вышел за рамки эксперимента, и ни одному из них уже не удастся (если он действительно хочет получить аттестат об окончании школы) просто отсидеться. Надо учиться, да так, чтобы наверстать упущенное в 10 классе. Значит учить и научить так, чтобы, по возможности, каждый получил “зачет” на экзамене, мы должны всех, кто пришел учиться в зависимости от уровня их знаний и способностей, а также потребностей каждого отдельно взятого ученика.
Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.
Итак, работу по подготовке к ЕГЭ следует начинать не только с изучения нормативных документов, но и с выяснения того, какую цель ставит перед собой прежде всего сам ученик, к чему он будет стремиться и каких результатов на экзамене собирается достичь: или ему нужно только получить аттестат, или хороший балл в сертификате для поступления в ВУЗ, а так же с систематизации и обобщения теоретического материала. При этом от слабого ученика мы требуем выучить необходимый минимум теоретических знаний, определенных программой и стандартом математического образования. Почему мы говорим только об этой категории учащихся? Потому, что это не менее трудоёмкая работа, чем подготовить к сдаче ЕГЭ хорошо успевающего ученика.
Для того чтобы отследить на каком уровне усвоен теоретический и практический материал педколлективом школы были созданы диагностические карты (см. Приложение 8), где как раз отражено, что должен знать ученик по мере овладения той или иной темой и что он должен уметь.
В начале учебного года при составлении тематического планирования мы планируем уроки повторения. Но это черновой вариант, так как на момент непосредственного повторения что-то уже было повторено, а на что-то надо обратить внимание. Кроме того, к моменту систематического повторения уже есть демонстрационный вариант и т.д. С учетом всего перечисленного составляется диагностическая работа (а в настоящее время самому и составлять ничего не надо, есть готовые тексты на сайте в Интернете). После проведения такой работы идет корректировка уроков повторения, организуется работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Мы хотим поделиться опытом работы по повторению темы “Производная”. Преподавание алгебры и начала анализа в нашей школе в 11классе ведется по учебнику Ш.А. Алимова и др. и эта тема изучается в 11 классе. Поэтому то, как будет проходить повторение этой темы в конце учебного года, зависит от того, как организовано ее изучение при непосредственной работе по данной теме.
При объяснении нового материала каждый учащийся (прошу об этом) заполняет тетрадь по теории, куда заносит основные определения, теорему и примеры на применение теории, при этом в работу включаются различные виды памяти, и это способствует более быстрому пониманию и запоминанию изучаемого материла.
Почему он (ученик) слабый? Чаще всего не потому, что он такой от природы, а нередко он становится таковым от того, что (к сожалению это часто так бывает) дома работает слишком мало или вообще ничего не делает. И Вы вправе сказать какую тетрадь по теории он будет вести? Да никакую! И мы его не заставим. Но такую тетрадь имеет всегда хорошо успевающий ученики, а учащиеся с низкими учебными возможностями, работая в паре с ним по ней могут повторить необходимую теорию, либо посмотреть образец выполнения заданий.
После объяснения нового материала идет его закрепление через систему задач. Причем слабоуспевающие учащиеся приступают к работе над задачами после повторного пояснения, повторения основных вопросов теории и алгоритмов (см. Приложение 1)
Работают они у доски, сменяя друг друга и сопровождая решение пояснением вслух.
На следующем уроке идет устный счет, где проверяется знание теории, формул. После этой работы предлагается слабоуспевающим учащимся продублировать то же самое, но уже письменно на листочке. Проверку выполненной работы можно осуществлять самой или с помощью ученика-консультанта. Устная работа по следующим заданиям идет в паре (см. приложение 2).
Также в паре проверяется знание слабым учеником вопросов теории, когда сильный оценивает слабого, а слабый – сильного, т.е. идее взаимоопрос. На следующем уроке, при наличии времени, проводится диктант по теории, но лучше его проводить следующим образом: (в случае, конечно же, когда нужно проверить знание правил и формул дифференцирования): к доске вызывается ученик, в котором учитель уверен, что он к уроку готов всегда, и ученик работает с другой стороны доски, но так, чтобы этого не было видно (по возможности) остальным. При проверке класс обменивается тетрадями, идет взаимная проверка и оценка знаний теории. Оценки учитель выставляет в журнал и уже знает, как готов по теории каждый из учащихся класса. Если диктант ученик не написал, то он его должен пересдать, но уже во внеучебное время либо учителю, либо учащемуся-консультанту.
При выполнении практической части слабому ученику выдаются задания части А составленные с привлечением следующей литературы:
- Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. Алгебра и начала анализа; учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. “Просвещение”, 2000 г.
- Денищева Л.О., Карюхина Н.В., Миндюк М.Б. Тематический контроль по алгебре и началом анализа. “Интеллект – Центр”, Москва. 2005 г.
- Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2007 под редактированием Ф.Ф. Лысенко, “Легион”, Ростов-на-Дону, 2007 г.
- Левченко Н.П Математика А Практикум по подготовке к ЕГЭ ВЕНТАНА-ГРАФ
- ЕГЭ 2008 Математика. Тематические тренировочные задания. Задания А, В, С по всем темам. М.ЭКСМО.
- ФИПИ. Единый государственный экзамен. Универсальные материалы, для подготовки учащихся. Математика. 2010г. “Интеллект – Центр”,2010 г.
- Математика. Сборник заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы, 11 класс. ДРОФА.
- Р.Д. Лукин и др. Устные упражнения по алгебре и началам анализа ПРОСВЕЩЕНИЕ.
- Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Части 1 и 2 под ред. А. Г. Мордковича МНЕМОЗИНА.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ 2010 под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова Ростов на Дону ЛЕГИОН-М.
Или карточка, в которой (в зависимости от того, на каком этапе изучения темы мы находимся) могут быть задания по образцу, либо одно из заданий частично решено и нужно довести это решение до конца, а другое (или другие) решить по аналогии. Проверить они себя могут либо по готовым ответам, либо по контрольному слову или четверостишию. (См. Приложение 3)
В процессе работы при возникших затруднения обращается за помощью или к учителю, или к своему консультанту. Домашнее задание стараемся при погружении в тему задавать дифференцированно, при этом с предварительным его разбором или с указанием используемого теоретического материала, или с карточкой-образцом. Проверку домашнего задания так же осуществить можно по-разному: или это проверка по образцу, или это самостоятельное выполнение аналогичных заданий, либо это традиционная проверка тетрадей учителем. (См. Приложение 4)
Проверяя любую письменную работу ученика, мы обычно ошибки подчеркиваем, ученик дома делает работу над ошибками. На уроках повторения в конце учебного года домашнее задание слабых учащихся проверяем сами и во всех проверяемых работах слабого записываем правильное решение или указываем, необходимый вопрос из теории. Если есть возможность на уроке над темой или уроках итогового повторения группа слабоуспевающих учащихся работает в паре друг с другом следующим образом: по 2 человека в паре делают одно и то же задание, а затем пары меняются заданиями и проверяют друг друга. Таким образом, у них появляется еще одна возможность говорить, но уже между собой. Работа идет под руководством учителя или консультантов.
Мы считаем, что при работе со слабоуспевающими учащимися каждый учитель должен добиваться знания теоретического материала и умения применять эти знания при выполнения зданий на базовом уровне, т.е. на уровне государственного стандарта.
Если раньше у нас была возможность готовить учащихся к экзаменам еще на дополнительном уроке-консультации, который стоял в расписании, то теперь мы это продолжаем делать, но уже во внеурочное время. Причем в четвертой четверти эти занятия-консультации для слабоуспевающих провожу отдельно. На этих занятиях без ущерба для учебного процесса каждый из пришедших идет по своему им самим выбранному маршруту подготовки к экзамену. Без стеснения задает любой интересующий его вопрос, решает любое задание из тех, которые он на уроке не понял или не научился решать. И на этих занятиях (в чем их, я считаю, несомненный плюс) можно пойти чуть дальше, чем стандарт, и у них самих появляется желание и интерес научиться решать первые задание части В (что было до этого учебного года), так как они почувствовали в себе уверенность. Ведь при выполнении этих заданий не нужно что-то изобретать, а надо только применить алгоритм, который знает и другой способ решения, не очень отличающийся от стандартного.
Как правило, все учителя, работающие в выпускных классах, проводят так называемые пробные экзамены (очень часто не один раз). Цель такой работы: на только проверить как ученик усвоил материал, но и научить правильно записывать ответы в бланки ответов. После проверки работы ученики как на уроке, так и на консультации отрабатывают навыки выполнения тех упражнений, где допущена ошибка.
На каникулах учащиеся получают задания в форме ЕГЭ, сдают на проверку и получают проверенную работу эти учащиеся (слабые) опять же с решением. Для ученика, допустившему ошибку, составляется свой маршрут ее ликвидации.
При итоговом повторении темы “Производная, ее практическое применение” составляется так называемая информационно-технологическая карта по теме (см. Приложение 6) и тесты (см. Приложение 7) к ней. После проверки идет отработка навыков выполнения тех заданий, где допущены были ошибки. При этом на допущенную ошибку ученик получает карточку, где есть набор аналогических заданий тем, что вызвали затруднения, и указано, какой необходимо знать и применять теоретический материал. За помощью может обратиться в случае затруднения, либо к учителю, либо к консультанту. (См. Приложение 5)
Консультации непосредственно перед экзаменом проводим для слабоуспевающих учащихся отдельно. Ведь с ними надо будет многое вновь повторить и отработать, т.к. до экзамена по математике были уже другие экзамены. При этом никому из них не запрещено присутствовать на консультации для других групп учащихся. Было бы желание, и это очень даже приветствуется. На этих консультациях мы полностью разбираем еще раз все задания части А и те из части В, которые они пытались решать дома.
В заключении еще раз хочется сказать, что по нашему мнению, чтобы слабоуспевающий учащийся сдал экзамен успешно, нужно много сил и времени затратить на то, чтобы он заговорил, научился узнавать примеры на применение того или иного теоретического материала и правильно его применил. В любом случае по возможности создавать условия для саморегуляции, самоконтроля, чтобы он знал, что ему всегда помогут, расскажут и покажут как правильно нужно решать и что для этого использовать.
Успех на экзаменах складывается т.о. из знания теории, умения распознавать знакомую ситуацию в указанном задании, применять алгоритмы и формулы и конечно же вера в свои силы!