Цели:
- продолжить работу над задачами на увеличение (уменьшение) в несколько раз;
- отрабатывать решение задач в косвенной форме;
- развивать логическое мышление, математическую речь;
- воспитывать самостоятельность и трудолюбие.
Ход урока
I. Организационный момент "Мозговая гимнастика"
В течение 1-2 минут дети выполняют качания головой, "шапку для размышлений"
II. Актуализация знаний
1. На доске записан числовой ряд. Найти закономерность и продолжить его:
2, 6, 10, :
1, 4, 7, :
2. Логические задачи:
а) Шла бабка в Москву, а навстречу ей два старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек шло в Москву?
б) Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
в) Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
г) Зина, Лиза и Лариса вышивают. Одна девочка - листочки, другая - птичек, третья - цветочки. Что вышивает каждая, если Лиза не вышивает листочки и птичек, а Лариса не вышивает листочки?
3. Какое сегодня число? (18 февраля)
- охарактеризуйте это число (двузначное, четное)
- состав числа 18
- как связано с жизнью?
- произведение каких чисел равно 18? (2 и 9, 3 и 6)
- записать 4 равенства с этими числами (по вариантам)
- прочитайте выражения : 9 2, 18 : 2 по - разному
- составьте задачи с этими выражениями
III.Физкультминутка
IV.Постановка цели урока
- Задачи какого вида мы решали на предыдущих уроках? (на увеличение и уменьшение в несколько раз)
- Сегодня мы продолжим эту работу, а также рассмотрим задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение в несколько раз.
V. Работа над темой урока
1. Работа по учебнику №1, с.17
а) Алена прочитала за месяц 6 книг, а Таня - в 2 раза больше. Сколько книг прочитала Таня за месяц?
б) Даша отправила к празднику 6 поздравительных открыток. Это в 2 раза меньше, чем отправила мама. Сколько открыток отправила к празднику мама?
- Сравните, чем эти задачи похожи, в чем их различие?
- Где спряталась подсказка для решения второй задачи?
- Это задачи в косвенной форме.
2. Самостоятельно решается задача №2, с.17 с последующей проверкой у доски.
3. Решение задачи №3 по вариантам. Взаимопроверка.
VI. Физкультминутка
VII. Рефлексия
1. Тест. Выполняется на отдельных листочках.
Подчеркните верное решение.
Собрали 10 кг малины, а смородины в 2 раза меньше. Сколько кг смородины собрали?
10 + 2 10 х 2
10 - 2 10 : 2
2. У Вити 4 солдатика, а у Саши в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Саши?
4 + 2 4 х 2
4 - 2 4 : 2
3. Масса арбуза 6 кг. Это в 3 раза больше, чем масса дыни. Какова масса дыни?
6 + 3 6 х 3
6 - 3 6 : 3
4. Таня прочитала 8 страниц. Это в 2 раза меньше, чем прочитал Юра. Сколько страниц прочитал Юра?
8 + 2 8 х 2
8 - 2 8 : 2
5. Длина огорода 6 м, а его ширина на 2 м меньше. Какова ширина огорода?
6 + 2 6 х 2
6 - 2 6 : 2
2. Выбери нужную фигуру из 6 пронумерованных на рисунке 1.
Рисунок 1.
VIII. Итог урока.
- Задачи какого вида мы сегодня решали на уроке?
- Что осталось не до конца понятным?
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Кто хорошо работал на уроке?
IX. Домашнее задание: № 4, 8, с.18.