Мир профессий очень велик. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких, ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся школы на каждой ступени обучения, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Профильная ориентация необходима учащимся для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения.
Исследование проблемы формирования профессионального самоопределения школьников и успешной социализации в обществе выпускников Муниципального образовательного учреждения “Иртышская средняя общеобразовательная школа” позволило выявить ряд противоречий:
- между выбором профессии и отсутствием у школьников необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профессионального труда;
- между личностными возможностями школьников и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку;
- между профессиональным самоопределением школьников и невостребованностью выбираемых ими профессий на современном рынке труда;
- между выбором школьниками профессионального учебного заведения и возможностями поступления в него и т. д.
Наличие противоречий связано с изменениями социально-экономического развития региона, отсутствием в школе кадрового и материально-технического потенциала для осуществления профильного обучения с наличием разных профилей обучения.
Следовательно, необходимость разработки социального проекта “Мой профессиональный выбор” обусловлена месторасположением образовательного учреждения и его социокультурным окружением, реальными запросами рынка труда, ростом конкуренции выпускников сельских школ, глубоким структурным изменением в сфере занятости и появлением новых профессий. Реализация проекта направлена на объединение усилий школы, социального окружения, его кадровых и материальных ресурсов для эффективного использования социокультурных и производственных возможностей села в создании условий для формирования профессионального самоопределения школьника и его успешной социализации в обществе.
Формирование профессионального самоопределения школьников основывается на совокупности последовательных операций, направленных на получение школьниками знаний о человеке, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности и включает несколько этапов: изучение интереса школьников к будущему профилю обучения; формирование представлений о себе и мире профессий; приобретение необходимых знаний и умений для овладения выбранной профессии; соотнесение школьниками себя с профессией.
Формирование профессионального самоопределения и успешной социализации в обществе обучающихся Муниципального образовательного учреждения “Иртышская средняя общеобразовательная школа” возможно при условии сотрудничества школы с имеющимися на территории села Крестьянско – фермерскими хозяйствами, с сельским Культурно –досуговым центром “Иртыш”, библиотекой, спортивной школой, Муниципальным учреждением здравоохранения “Иртышская участковая больница”, Лесничеством, Отделением связи, Отделом социальной защиты, Дошкольным муниципальным образовательным учреждением “Иртышский детский сад”, Жилищно- коммунальным хозяйством “Коммунальник” .
Социальный проект “Мой профессиональный выбор” представляет целостную систему формирования готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору, планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Новизна подходов к решению задач профессионального самоопределения через реализацию проекта “Мой профессиональный выбор” заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.
Реализация проекта включает весь спектр профориентационной работы со школьниками: профессиональная диагностика, факультативные занятия, элективные курсы, беседы, экскурсии, профессиональные пробы, практические, исследовательские, проектные работы, работа с родителями и предусматривает:
- у школьников младших классов с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, участие в реализации социальных проектов, индивидуальные собеседования и др.) формирование добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности людей различных профессий.
- у подростков V —VII классов важно формирование интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
- у школьников VIII—IX классов формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
- у учащимися X—XI классов формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
В основу проекта “Мой профессиональный выбор” были положены: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, идеи профориентации школьников и формирования профессионального самоопределения личности Е. А. Климова, социальные аспекты профессионального самоопределения личности В. И. Журавлева, психолого-педагогические проблемы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению С. Н. Чистяковой, А. Е. Голомштока.
Цель проекта – реализовать психолого-педагогические условия способствующие профессиональному самоопределению обучающихся.
Основные задачи проекта:
- Изучить интересы, потребности и склонности обучающихся и выявить их индивидуальные особенности.
- Информировать обучающихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута в соответствии с профессиональным самоопределением и учебными возможностями.
- Формировать адекватную самооценку профессиональных интересов и способностей обучающихся, навыки самостоятельного и осознанного принятия решения.
- Создание индивидуального образовательного маршрута, способствующего профессиональному самоопределению школьника.
Основная идея разрабатываемого проекта выражена в ориентации школьников на выбор своего профессионального будущего через информационную и консультативную работу, практическую деятельность для развития склонностей и способностей школьников на каждой ступени обучения с использованием активных средств профориентационной работы на основе осуществления сотрудничества между Муниципальным образовательным учреждением “Иртышская средняя общеобразовательная школа” и имеющимися на территории села хозяйствами, предприятиями и учреждениями, что способствует успешному профессиональному самоопределению школьников, их социализации в обществе.
Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников заключаются в организации самостоятельной деятельности обучающегося направленная на выбор индивидуального образовательного маршрута в соответствии с профессиональным самоопределением и учебными возможностями; организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе деятельности; активном включении обучающихся в исследовательскую, практическую и ролевую деятельность для ознакомления обучающихся на практике со спецификой видов деятельности, соответствующих различным профессиональным сферам.
Выделенные психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников основаны на концепции профессионального становления личности в основу которой положены работы Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой; основы формирования профессионального самоопределения личности Е. А. Климова, социальные аспекты профессионального самоопределения личности В. И. Журавлева, психолого-педагогические проблемы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению отраженные в работах А. Е. Голомштока, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова.
Исходя из психолого-педагогических условий профессионального самоопределения школьников выделены принципы, реализация которых направлена на формирование готовности к осознанному профессиональному выбору и развитию социальной активности школьников.
- Научность - учет новейших достижений науки об образовании, профориентации и управлении.
- Системность и преемственность - управление формированием профессионального самоопределения школьников как целостной системой при условии обязательной преемственности на всех ступенях обучения
- Комплексность - обеспечение единства целей и содержания подготовки к профессиональному самоопределению, взаимосвязь школы, семьи, предприятий и хозяйств социального окружения, общественности в профориентации обучающихся.
- Индивидуальность - дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.
- Длительность и непрерывность - обеспечение психолого - педагогического сопровождения процесса подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на протяжении всего срока обучения в школе.
- Оптимальность и эффективность - оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и их родителями, соответствие содержания форм и методов потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям села (района, города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
- Обратная связь - получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния готовности учащихся к профессиональному самоопределению с заданной целью.
Компоненты проекта “Мой профессиональный выбор”
Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Осуществляется на основе анализа физических и психологических особенностей индивида (общие и профессиональные интересы, способности, общая и специальная подготовка), а также структуры и динамики рынка труда (медицинские и психологические требования к работнику данной профессии, противопоказания, возможность трудоустройства и обучения).
Профессиональный отбор - специально организованный исследовательский процесс, цель которого – выявление лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии.
Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства
Профессиональная ориентация - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом
Профессиональная проба; профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Профессиональная адаптация - процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Психолого-педагогическое сопровождение проекта
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников основано на взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса и осуществляется в трех направлениях:
Информационно-справочное
- экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения
- встречи школьников со специалистами по различным профессиям
- познавательные и просветительские лекции
- профориентационные уроки со школьниками как система занятий
- учебные фильмы и видеофильмы
- использование средств массовой информации
- различные "ярмарки профессий" и их модификации
Психодиагностическое
- опросники профессиональной мотивации
- опросники профессиональных способностей
- "личностные" опросники
- проективные личностные тесты
- методы наблюдения
Морально-эмоциональная поддержка
- тренинги общения
- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии
- построение индивидуального маршрута
- профориентационные игры
- сюжетно-ролевые игры
- деловые игры
- профессиональные пробы
Методическое обеспечение проекта “Мой профессиональный выбор”
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован полученный результат.
Реализация проекта “Мой профессиональный выбор” осуществляется на основе программы Е.В.Меттус, О.С. Турта, А.В. Литвинина “Учимся выбирать профиль обучения”, программы профессионального самоопределения “Я и моя профессия” Г.В. Резапкиной, "Человек-труд-профессия", "Твоя профессиональная карьера" С.Н.Чистяковой; "Выбор профессии" Е.А.Климова и С.Н.Чистяковой, программ элективных курсов и кружков по интересам, а также через профессиональные пробы и практики на базе Иртышского лесничества, крестьянско-фермерских хозяйств, торговых предприятий и магазинов, участковой больницы, культурно-досугового центра “ Иртыш”, ученических производственных бригад.
Реализация проекта обеспечивает отслеживание индивидуального движения школьника в контексте профессионального самоопределения, демонстрацию ему открытие себя как личности и формирование стойкого взгляда на выбор дальнейшего профессионального становления.
Основным инструментом фиксирования результатов процесса формирования профессионального самоопределения является - “Дневник профессионального самоопределения школьника”, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Содержание “Дневника профессионального самоопределения ученика”
- общая информация
- рейтинг успешности в обучении
- итоги диагностических исследований;
- результаты тестов на выявление склонностей, интересов и профессиональных склонностей
- памятки и инструкции для учащихся;
- методические рекомендации по результатам диагностических исследований;
- примерные варианты занятий учащимися по индивидуальному образовательному маршруту
- карта интересов и достижений
- отзывы по результатам профпроб
Прогнозируемый результат
- степень ориентации школьников в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда
- степень устойчивости интереса школьников к профилю обучения, профессиям, учебным заведениям осуществляющим профессиональную подготовку в соответствии выбираемой профессии.
- сформированность профессионального самоопределения старших школьников.
- наличие знаний у школьников, способствующих овладению выбранной профессией;
- умение школьниками определить путь профессионального образования в процессе прохождения профессиональных проб;
- сформированность умений к преодолению стрессовых состояний
- степень готовности воспитанника к решению проблем, связанных с организацией профессиональной карьеры
Реализация проекта
Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.
В рамках данной программы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, экскурсий, встреча с людьми различных профессий, проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций, проведения психологических тренингов.
Реализация проекта “Мой профессиональный выбор” основана на личностно – ориентированном и компетентностном подходах к выбору профессии и планированию карьеры, активные формы и методы профильной ориентации, помимо предоставления информации о мире профессий способствуют личностному развитию школьника, формированию у него способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Существенным достоинством проекта “Мой профессиональный выбор” является его актуальность, практическая значимость, целостность и системность. В ходе реализации проекта у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.