Система работы по обеспечению профессионального самоопределения обучающихся и их успешной социализации в обществе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Мир профессий очень велик. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких, ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которогосоздание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся школы на каждой ступени обучения, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Профильная ориентация необходима учащимся для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения.

Исследование проблемы формирования профессионального самоопределения школьников и успешной социализации в обществе выпускников Муниципального образовательного учреждения “Иртышская средняя общеобразовательная школа” позволило выявить ряд противоречий:

- между выбором профессии и отсутствием у школьников необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профессионального труда;

- между личностными возможностями школьников и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку;

- между профессиональным самоопределением школьников и невостребованностью выбираемых ими профессий на современном рынке труда;

- между выбором школьниками профессионального учебного заведения и возможностями поступления в него и т. д.

Наличие противоречий связано с изменениями социально-экономического развития региона, отсутствием в школе кадрового и материально-технического потенциала для осуществления профильного обучения с наличием разных профилей обучения.

Следовательно, необходимость разработки социального проекта “Мой профессиональный выбор” обусловлена месторасположением образовательного учреждения и его социокультурным окружением, реальными запросами рынка труда, ростом конкуренции выпускников сельских школ, глубоким структурным изменением в сфере занятости и появлением новых профессий. Реализация проекта направлена на объединение усилий школы, социального окружения, его кадровых и материальных ресурсов для эффективного использования социокультурных и производственных возможностей села в создании условий для формирования профессионального самоопределения школьника и его успешной социализации в обществе.

Формирование профессионального самоопределения школьников основывается на совокупности последовательных операций, направленных на получение школьниками знаний о человеке, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности и включает несколько этапов: изучение интереса школьников к будущему профилю обучения; формирование представлений о себе и мире профессий; приобретение необходимых знаний и умений для овладения выбранной профессии; соотнесение школьниками себя с профессией.

Формирование профессионального самоопределения и успешной социализации в обществе обучающихся Муниципального образовательного учреждения “Иртышская средняя общеобразовательная школа” возможно при условии сотрудничества школы с имеющимися на территории села Крестьянско – фермерскими хозяйствами, с сельским Культурно –досуговым центром “Иртыш”, библиотекой, спортивной школой, Муниципальным учреждением здравоохранения “Иртышская участковая больница”, Лесничеством, Отделением связи, Отделом социальной защиты, Дошкольным муниципальным образовательным учреждением “Иртышский детский сад”, Жилищно- коммунальным хозяйством “Коммунальник” .

Социальный проект “Мой профессиональный выбор” представляет целостную систему формирования готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору, планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Новизна подходов к решению задач профессионального самоопределения через реализацию проекта “Мой профессиональный выбор” заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.

Реализация проекта включает весь спектр профориентационной работы со школьниками: профессиональная диагностика, факультативные занятия, элективные курсы, беседы, экскурсии, профессиональные пробы, практические, исследовательские, проектные работы, работа с родителями и предусматривает:

- у школьников младших классов с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, участие в реализации социальных проектов, индивидуальные собеседования и др.) формирование добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности людей различных профессий.

- у подростков V —VII классов важно формирование интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

- у  школьников VIII—IX классов формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

- у  учащимися X—XI классов формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

В основу проекта “Мой профессиональный выбор” были положены: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, идеи профориентации школьников и формирования профессионального самоопределения личности Е. А. Климова, социальные аспекты профессионального самоопределения личности В. И. Журавлева, психолого-педагогические проблемы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению С. Н. Чистяковой, А. Е. Голомштока.

Цель проекта – реализовать психолого-педагогические условия способствующие профессиональному самоопределению обучающихся.

Основные задачи проекта:

  • Изучить интересы, потребности и склонности обучающихся и выявить их индивидуальные особенности.
  • Информировать обучающихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута в соответствии с профессиональным самоопределением и учебными возможностями.
  • Формировать адекватную самооценку профессиональных интересов и способностей обучающихся, навыки самостоятельного и осознанного принятия решения.
  • Создание индивидуального образовательного маршрута, способствующего профессиональному самоопределению школьника.

Основная идея разрабатываемого проекта выражена в ориентации школьников на выбор своего профессионального будущего через информационную и консультативную работу, практическую деятельность для развития склонностей и способностей школьников на каждой ступени обучения с использованием активных средств профориентационной работы на основе осуществления сотрудничества между Муниципальным образовательным учреждением “Иртышская средняя общеобразовательная школа” и имеющимися на территории села хозяйствами, предприятиями и учреждениями, что способствует успешному профессиональному самоопределению школьников, их социализации в обществе.

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников заключаются в организации самостоятельной деятельности обучающегося направленная на выбор индивидуального образовательного маршрута в соответствии с профессиональным самоопределением и учебными возможностями; организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе деятельности; активном включении обучающихся в исследовательскую, практическую и ролевую деятельность для ознакомления обучающихся на практике со спецификой видов деятельности, соответствующих различным профессиональным сферам.

Выделенные психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников основаны на концепции профессионального становления личности в основу которой положены работы Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой; основы формирования профессионального самоопределения личности Е. А. Климова, социальные аспекты профессионального самоопределения личности В. И. Журавлева, психолого-педагогические проблемы формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению отраженные в работах А. Е. Голомштока, Н. Э. Касаткиной, Е. А. Климова.

Исходя из психолого-педагогических условий профессионального самоопределения школьников выделены принципы, реализация которых направлена на формирование готовности к осознанному профессиональному выбору и развитию социальной активности школьников.

  • Научность - учет новейших достижений науки об образовании, профориентации и управлении.
  • Системность и преемственность - управление формированием профессионального самоопределения школьников как целостной системой при условии обязательной преемственности на всех ступенях обучения
  • Комплексность - обеспечение единства целей и содержания подготовки к профессиональному самоопределению, взаимосвязь школы, семьи, предприятий и хозяйств социального окружения, общественности в профориентации обучающихся.
  • Индивидуальность - дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.
  • Длительность и непрерывность - обеспечение психолого - педагогического сопровождения процесса подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на протяжении всего срока обучения в школе.
  • Оптимальность и эффективность - оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и их родителями, соответствие содержания форм и методов потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям села (района, города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
  • Обратная связь - получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния готовности учащихся к профессиональному самоопределению с заданной целью.

Компоненты проекта “Мой профессиональный выбор”

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Осуществляется на основе анализа физических и психологических особенностей индивида (общие и профессиональные интересы, способности, общая и специальная подготовка), а также структуры и динамики рынка труда (медицинские и психологические требования к работнику данной профессии, противопоказания, возможность трудоустройства и обучения).

Профессиональный отбор - специально организованный исследовательский процесс, цель которого – выявление лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии.

Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства

Профессиональная ориентация - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом

Профессиональная проба; профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессиональная адаптация - процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.

Психолого-педагогическое сопровождение проекта

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников основано на взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса и осуществляется в трех направлениях:

Информационно-справочное

  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения
  • встречи школьников со специалистами по различным профессиям
  • познавательные и просветительские лекции
  • профориентационные уроки со школьниками как система занятий
  • учебные фильмы и видеофильмы
  • использование средств массовой информации
  • различные "ярмарки профессий" и их модификации

Психодиагностическое

  • опросники профессиональной мотивации
  • опросники профессиональных способностей
  • "личностные" опросники
  • проективные личностные тесты
  • методы наблюдения

Морально-эмоциональная поддержка

  • тренинги общения
  • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии
  • построение индивидуального маршрута
  • профориентационные игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • деловые игры
  • профессиональные пробы

Методическое обеспечение проекта “Мой профессиональный выбор”

Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован полученный результат.

Реализация проекта “Мой профессиональный выбор” осуществляется на основе программы Е.В.Меттус, О.С. Турта, А.В. Литвинина “Учимся выбирать профиль обучения”, программы профессионального самоопределения “Я и моя профессия” Г.В. Резапкиной, "Человек-труд-профессия", "Твоя профессиональная карьера" С.Н.Чистяковой; "Выбор профессии" Е.А.Климова и С.Н.Чистяковой, программ элективных курсов и кружков по интересам, а также через профессиональные пробы и практики на базе Иртышского лесничества, крестьянско-фермерских хозяйств, торговых предприятий и магазинов, участковой больницы, культурно-досугового центра “ Иртыш”, ученических производственных бригад.

Реализация проекта обеспечивает отслеживание индивидуального движения школьника в контексте профессионального самоопределения, демонстрацию ему открытие себя как личности и формирование стойкого взгляда на выбор дальнейшего профессионального становления.

Основным инструментом фиксирования результатов процесса формирования профессионального самоопределения является - “Дневник профессионального самоопределения школьника”, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.

Содержание “Дневника профессионального самоопределения ученика”

  • общая информация
  • рейтинг успешности в обучении
  • итоги диагностических исследований;
  • результаты тестов на выявление склонностей, интересов и профессиональных склонностей
  • памятки и инструкции для учащихся;
  • методические рекомендации по результатам диагностических исследований;
  • примерные варианты занятий учащимися по индивидуальному образовательному маршруту
  • карта интересов и достижений
  • отзывы по результатам профпроб

Прогнозируемый результат

  • степень ориентации школьников в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда
  • степень устойчивости интереса школьников к профилю обучения, профессиям, учебным заведениям осуществляющим профессиональную подготовку в соответствии выбираемой профессии.
  • сформированность профессионального самоопределения старших школьников.
  • наличие знаний у школьников, способствующих овладению выбранной профессией;
  • умение школьниками определить путь профессионального образования в процессе прохождения профессиональных проб;
  • сформированность умений к преодолению стрессовых состояний        
  • степень готовности воспитанника к решению проблем, связанных с организацией профессиональной карьеры

Реализация проекта

Работа с учащимися осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

В рамках данной программы предполагается проведение серии занятий с классом, индивидуальное консультирование, экскурсий, встреча с людьми различных профессий, проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций, проведения психологических тренингов.

Реализация проекта “Мой профессиональный выбор” основана на личностно – ориентированном и компетентностном подходах к выбору профессии и планированию карьеры, активные формы и методы профильной ориентации, помимо предоставления информации о мире профессий способствуют личностному развитию школьника, формированию у него способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Существенным достоинством проекта “Мой профессиональный выбор” является его актуальность, практическая значимость, целостность и системность. В ходе реализации проекта у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.